Прекрасное — близко: 11 арт-событий в сентябре (и не только)

  • Тренды

  • 25.08.2025 в 14:00
  • Саша Велюрова

Осень начинается с двух ярмарок современного искусства и россыпи выставок. Хохлома или императорские сокровища, Карл Брюллов или неофициальные художники, бразильская архитектура или отечественная фотография — «Москвичка» планирует посетить их все.

Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
12–14 сентября
Тимирязев Центр
Cosmoscow — это всегда событие, и 13-й выпуск ярмарки не исключение. Два этажа «Тимирязев Центра» займут 99 галерей. 
Чтобы ориентироваться в таком разнообразии было проще, ярмарка разделена на пять секций. В «Базе» представят известные проекты с собственным выставочным пространством; в «Контуре» — молодые галереи, которые работают онлайн или в формате шоурума; в «Сообществах» — инициативы, направленные на поддержку и развитие современного искусства; в «Тираже», как ясно из названия, — образцы тиражного искусства; а в «Дизайне» — всевозможные предметы интерьера и не только. 
Loading...

Анна Желудь. Упражнение

Loading...

Провмыза. Капель

Loading...

Сергей Шутов. Яблоки с Марса

Посмотреть и прицениться можно и к отечественному искусству (среди прочего представят работы Ани Желудь, арт-группы «ПРОМВЫЗА» и Сергея Шутова), и к зарубежному — среди участников художники из Китая, Италии и Индии. Последней, кстати, и вовсе посвящен отдельный проект — «Платформа Индия». В общем, отвечаем на вполне шекспировский вопрос «Идти или не идти?» утвердительно. Идти, обязательно идти.
 
Ярмарка молодого современного искусства Blazar
10–14 сентября
Музей Москвы
Loading...
Где Cosmoscow, там и Blazar, а где Blazar, там и настоящий калейдоскоп новых имен, независимых галерей и смелых проектов. Ярмарка молодого искусства пройдет уже в шестой раз и будет состоять из пяти секций: «Искусство», «Цифровое искусство», «Галереи», «Арт-гиды» и «Дизайн». Отбор художников и галерей, как обычно, осуществлялся на основе опен-колла — так больше шансов заметить что-то интересное, а потому состав действующих лиц обещает быть весьма пестрым. Оно и к лучшему: во-первых, пусть расцветают сотни цветов, а во-вторых, в таком разнообразии практически каждый найдет что-то себе по душе.
 
Мария Архипова. Фрагментированная реальность
до 21 сентября
Московский музей современного искусства
 
Loading...

Мария Архипова. Из проекта «Фрагментированная реальность»

Loading...

Мария Архипова. Из проекта «Фрагментированная реальность»

Loading...

Мария Архипова. Из проекта «Фрагментированная реальность»

Loading...

Мария Архипова. Из проекта «Фрагментированная реальность»

Loading...

Мария Архипова. Из проекта «Фрагментированная реальность»

В мозаике истории всегда не хватает деталей, и недостающее приходится восстанавливать самостоятельно, а это неизбежно приводит к искажениям и неточностям. Нечто похожее происходит при повреждении файлов: в результате ошибок при передаче их целостность нарушается, и текст превращается в абракадабру случайных символов, мелодия — в радиопомехи, а изображение — в разноцветное глитчевое месиво. 
В своем творчестве Мария Архипова исследует оба типа потерь — исторические и цифровые — и способы восполнения образовавшихся лакун. На выставке в MMOMA создано виртуальное пространство — воспроизведенная по различным документам древнеримская вилла. Поскольку многие элементы, в том числе настенные росписи, были частично или полностью утрачены, художница их восстанавливает, пропуская, однако, через цифровой фильтр. ИИ-алгоритмы, глитчи, артефакты сжатия и шумы накладываются на полустертые изображения и формируют философское высказывание о природе памяти и интерпретации.
 
Если бы стены стали водой. Лина Бо Барди
до 19 октября
Дом культуры «ГЭС-2»
Loading...
Лина Бо Барди — классик латиноамериканского архитектурного модернизма и дизайна, но выставка о ней скроена совсем не по классическим лекалам. В «ГЭС-2» отказались от логики ретроспективы, где чертежи, макеты, фото и документы сдобрены щедрыми историческими справками, и создали что-то вроде интерактивной тотальной инсталляции. 
На Проспекте (так называется пространство на первом этаже Дома культуры) получится и карточки-открытки в речке из камушков половить, и сквозь расписной лес пройти, и на огромных муравьев полюбоваться. После такого неформального знакомства можно отправиться в галерею С6 на втором этаже и познакомиться с более «академичной» частью выставки и, например, удивиться тому, что именно Бо Барди придумала легендарное кресло-полусферу Bowl Chair.
 
Сообщение
до 19 октября
Фонд Ruarts
Loading...

Никита Шохов. Moscow Night Life series. 2010–2013

Loading...

Сергей Борисов. Диалог. 1983

Loading...

Вита Буйвид. Из серии «Семейный портрет в интерьере». 2011

Loading...

Александр Егоров. Приходите вчера. 2024

Loading...

Алексей Титаренко. Из серии «Время остановилось». 1993–1999

Изобретение фотографии во второй четверти XIX века навсегда изменило подход к документированию и осмыслению реальности, а значит, и наши отношения с ней. Масштабный проект фонда Ruarts — это попытка проследить через работы более чем сорока российских фотохудожников XIX–XXI веков, как трансформировалось восприятие тех или иных событий, будь то создание семьи или же масштабные социальные потрясения. Для куратора проекта Дарьи Панайотти фотография становится социальном жестом, ниточкой между частным и общим, а потому позволяет поразмышлять о таких темах, как сопричастность, коллективность и уникальность.
 
Виталий Пушницкий. Студии. Ожидание
до 11 ноября
Музей архитектуры им. А. В. Щусева
Loading...
Виталий Пушницкий. Future 3. Книги на полке. 2024
Мастерская для художника — это… Продолжите фразу. Ну или отправьтесь в Музей Щусева, чтобы узнать один из возможных ответов, потому что выставка Виталия Пушницкого как раз-таки исследование пространства, где рождаются работы. И это пространство нельзя выкинуть из уравнения — место всегда влияет на творца и диктует некие правила, а иногда и вовсе владеет им. По словам Пушницкого, художник физически оказывается в ячейке архитектуры. В этом смысле лучшего места, чем дом Талызина, где располагается музей, для такой выставки и придумать нельзя. Здание с богатой историей не просто вступает в диалог с художественными работами, но формирует определенный взгляд на них, невозможный в других архитектурных условиях. В результате пространство холста множится, расширяется и становится еще более живым.
 
Шик, блеск, хохлома
Музей декоративного искусства
до 16 ноября
Loading...

Тарелка «Золотые перья на черном» из коллекции фарфора «Хохлома × Алена Ахмадуллина»

Loading...

Интерьерная фигурка из коллекции аксессуаров «Хохлома × Алена Ахмадуллина»

Loading...

Дизайн-студия Perinne. Лампа-конструктор «Хохлома».

Loading...

А. Каротков. Лоток с декоративной фигурой «Конь». 1927

Loading...

Фигура декоративная «Дракон». 1920–1930-е

Хохлома по праву считается одним из символов русской культуры. Народные росписи или модернистские изыскания, агитпром или современное переосмысление — на протяжении всей своей истории она была удивительно пластична и при этом всегда сохраняла свою уникальность. Выставка в Музее декоративного искусства тому подтверждение. 
Экспозицию открывает реконструкция павильона СССР на Парижской международной выставке 1925 года, в котором среди прочего впервые была показана революционная агит-хохлома — в традиционные мотивы вписали советскую символику: серп, молот и пятиконечную звезду. Следом — краткий исторический экскурс о том, откуда вообще есть пошла хохлома, после — обстоятельный рассказ о том, как этот народный промысел переосмыслили художники XIX, XX и XXI веков. Увидеть можно будет не только привычные ложки-вазы-ковши из дерева, но и, например, лампу-конструктор или изделия из фарфора, керамики и стекла. Ну шик ведь!
 
Путь к авангарду: Диалоги художников в журнале «А–Я»
14 сентября — 18 января 2026
Центр «Зотов»
Loading...

Михаил Матюшин, Мария Эндер. Таблица VI «Изменение цветового фона во времени при закрытом глазе».

Loading...

Сергей Шаблавин. Дюна. 1977

Loading...

Игорь Шелковский. Профили. 1982

Loading...

Андрей Абрамов. Без названия. 1978

Loading...

Андрей Абрамов. Без названия. 1978

Журнал «А–Я» был больше, чем подпольным изданием неофициальных художников, это своего рода тиражный музей андеграунда. Из плоскости листа к читателю-зрителю выходили работы и тексты Казимира Малевича, Эль Лисицкого, Павла Филонова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Франциско Инфанте, Олега Целкова и многих других, кто в СССР так или иначе оказался за бортом официальной культуры.
Выставка, организованная Центром «Зотов» совместно с Музеем AZ, переоткрывает этот «музей»: посетители смогут пройти сквозь номера «А–Я», увидеть работы, которые публиковались в журнале, а еще — познакомиться с фотографиями, текстами и другими архивными документами. Ну а в рамках публичной программы получится не только послушать лекции об авангарде и художниках-нонконформистах, но и принять участие в мастер-классах и лабораториях по самиздату, живописи и созданию комиксов.

Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург
до 18 января 2026
Новая Третьяковка
Loading...

Карл Брюллов. Всадница. 1832

Loading...

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829

Loading...

Карл Брюллов. Автопортрет. 1849

Loading...

Карл Брюллов. Портрет детей Волконских с арапом. 1843

Loading...

Карл Брюллов. Прерванное свиданием (Вода уж чрез край бежит). 1827

Третьяковская галерея в очередной раз взялась за большой классический сюжет и сделала из него блокбастер. И это на самом деле здорово: подавать старое-доброе-вечное эффектно — целая наука и очень важный шаг в пробуждении (и поддержании) интереса к родной культуре.
Приуроченная к 225-летию со дня рождения автора «Последнего дня Помпеи» выставка потрясает. Здесь все — от архитектуры (залы затянуты в total black) до представленных работ (от парадных портретов и монументальных сцен до графики и эскизов) — направлено на то, чтобы зритель застыл, ошеломленный масштабом художника. Точно так же замирает в изумлении человек, впервые увидевший Рим, Москву или Петербург — города, которые оказали огромное влияние на Карла Брюллова. Когда удивление проходит, начинаешь приглядываться и видишь бесчисленное множество деталей, что, пожалуй, завораживает не меньше, чем монументальные объемы живописи или архитектуры.
Кстати, «Рим — Москва — Петербург» — последняя выставка в здании на Крымском Валу: в 2026-м бывший ЦДХ ждет масштабная реконструкция, так что если вы давно откладывали поход в Новую Третьяковку, вот он знак — пора.
 
Сокровища императорских резиденций
14 октября — 26 февраля 2026
Исторический музей
Loading...
Двухъярусный ларец. Гданьск, мастерская М. Редлина. Конец XVII века
 
Имперский core — это наш ответ эстетике Old money, и он набирает обороты. В поле зрения оказываются фильмы в дореволюционной эстетике, воспоминания светских дам, изящные аксессуары
В Историческом музее продолжают эту линию: зрители увидят авторскую мебель, посуду, столовые приборы, фарфор и стекло из коллекций российских монархов, а также предметы из Янтарной комнаты и часть ювелирного Нарышкинского клада, которую в Москве раньше не показывали. 
В качестве сопровождения — портреты владельцев всех этих сокровищ (например, императрицы Елизаветы Петровны кисти Пьетро Ротари или императора Александра I в Царском Селе работы Джорджа Доу) и произведения европейских мастеров из художественной коллекции музея-заповедника «Царское Село». Кажется, самое время надеть летящее платье и перчатки по локоть, прихватить веер и отправиться на бал, то есть на выставку. 
 
Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея
с 6 сентября
ВДНХ, Павильон № 1 «Центральный»
Loading...
Юрий Пименов. Здесь будет парк. 1950
Государственный Русский музей в партнерстве с Департаментом культуры города Москвы решил сделать ставку на классику и любовь к истории столицы. И надо сказать, не прогадал: в рамках масштабного проекта на ВДНХ покажут работы из коллекции ГРМ — в том числе те, что редко ездят «на гастроли». Одно только это неплохой повод, чтобы включить «Образ Москвы» в список мероприятий, которые стоит посетить.
Всего же у выставки четыре раздела. «Старая Москва» расскажет, чем жил город до революции, в том числе во времена Екатерины II и Павла I (спасибо серии работ Жерара Делабарта); а «Столица» — о том, как Москва вернула себе статус главного города страны (среди прочего покажут «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина). Раздел «Новая Москва» посвящен тому, как активно менялся город с 1920-х по 2010-е (особое внимание уделено ВДНХ — картина Юрия Пименова «Здесь будет парк» посвящена строительству комплекса); а «Москвичи» — выдающимся жителям города (от химика, «отца противогаза» Николая Зелинского до режиссера Константина Станиславского и многих других). 
Ну а чтобы погружение в историю столицы было полным, несколько работ «оживят» с помощью нейросети GigaChat от Сбера. Так, среди прочего можно будет оказаться героем картин «Старая Москва. Улица в Китай-городе» Аполлинария Васнецова и «Степан Разин» Василия Сурикова.
Фото: Даниил Анненков, пресс-службы

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.