Имперский core: самые красивые фильмы в дореволюционной эстетике

  • Тренды

  • 8.4.2025 в 11:19
  • Елена Кушнир

В моде сдержанная элегантность толстовских аристократов и чеховской интеллигенции со щепоткой онегинского гедонизма. Многоярусные платья, кружева ручной работы и ананасы в шампанском. «Москвичка» решила поддержать тренд и сделала подборку фильмов, которые помогут привнести красоту императорской России в повседневную жизнь.

Мой ласковый и нежный зверь
(1978, реж. Эмиль Лотяну)
Loading...
Источник: Мосфильм
В конце XIX века ангелоподобная дочь лесника (Галина Беляева) кружит головы трем мужчинам: мрачному вдовцу-управляющему (Леонид Марков), престарелому графу-бонвивану (Кирилл Лавров) и заезжему красавцу-следователю (Олег Янковский). Кончается все, конечно же, плохо.
Самую популярную экранизацию Чехова, мгновенно полюбившуюся публике, Эмиль Лотяну почти избавил от обязательных для Антона Павловича отвращения к «мерзостям российской действительности» и воспевания труда как спасения от всего. Получилась романтическая драма с культовым вальсом Евгения Доги в роскошных интерьерах усадьбы графа Мусина-Пушкина. Эстетство торжествует. Природа в весенней пляске. Цыганские красавицы в прозрачной кисее. Беляева в страстном красном. Золотоволосый Янковский в белом. Хрупкая герань на подоконнике. Астры на сером мраморе. Лоснящиеся бока лошадей. Кто кого убил — неважно, потому что «во-первых, это красиво».
 
Господин оформитель
(1988, реж. Олег Тепцов)
Loading...
Источник: Ленфильм
В 1905 году гениальный художник (Виктор Авилов) делает с умирающей нищей натурщицы (Анна Демьяненко) витринный манекен. Спустя несколько лет, ближе к революции, он вновь встречает ту же девушку под другим именем. Она жена богача, у нее странный мертвенный взгляд, и она вполне здорова, но, кажется, не совсем жива.
Великий хоррор о распаде империи, несущейся в революционную пропасть, движется на энергии мортидо под гипнотическую поп-механику Сергея Курехина. «Славим бледную невесту Смерть», славим страсть к неживому — манекенам и прекрасным куклам. Красим губы гуталином и обожаем черный цвет.
 
Анна Каренина
(1967, реж. Александр Зархи)
Loading...
Источник: Мосфильм
Театрализованная, аффектированная, местами раздражающая типажностью (конечно, Василий Лановой играет Вронского, кто же еще), но при этом, пожалуй, лучшая экранизация великого романа. Одержимая своей героиней Татьяна Самойлова твердила в духе современного фем-дискурса, что играла «сильную героиню», а после мучительных съемок, продолжавшихся почти три года, немного сошла с ума и бегала на вокзал. Возможно, это лишь легенда, но достаточно заглянуть в черные глаза актрисы с шестидесятническими стрелками, чтобы увидеть ее растворение в образе. На экстерьер высшего общества наложил отпечаток оттепельный минимализм: тусклый серый свет в кадре, холодные оттенки мехов и тканей, незаметная роскошь old money à la russe.
 
Мания Жизели
(1995, реж. Алексей Учитель)
Loading...
Источник: Кармен
Сюрреалистический байопик Ольги Спесивцевой — великой балерины с трагической судьбой. Галина Тюнина с ее ведьмовской манкостью губит мужчин — от вальяжных буржуа до красных комиссаров, по пути элегантно теряя рассудок. Мы успеваем увидеть не так уж много дореволюционной России, но перед нами открывается особый мир балетных училищ и сценического закулисья в Петербурге на сломе эпох, готовом ринуться из Серебряного века в свинцовый. Модернистский белый с нитями жемчуга, который чаще всего носит героиня, кажется трауром средневековых королев. Прожившая полжизни в психиатрической лечебнице Спесивцева словно оплакивает свой сложный век, в котором красота не спасла мир.
 
Серебряные коньки
(2020, реж. Михаил Локшин)
Loading...
Источник: Централ Партнершип
В канун 1900 года курьер из кондитерской (Федор Федотов), рассекающий по заледенелым каналам Санкт-Петербурга на посеребренных коньках, которые его отец-фонарщик когда-то привез из Голландии, влюбляется в дочь государственного человека (Соня Присс), мечтающую не о балах и женихах, а об образовании. Тем временем юношу примечает банда карманников, возглавляемая демоном революции (Юра Борисов). Праздничное кино режиссера «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина — энергичный и красивый блокбастер, ладно скроенный по голливудским лекалам, но с отечественным колоритом. Нарядная местная жизнь выглядит сказочной, но не оторванной от реальной действительности благодаря щедрым социальным комментариям — от патриотизма до феминизма. Это парадный Петербург в снежных шапках и пышных шубах, но он выстроен так любовно и снят так искренне, что лишен помпезности. 

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.