В моде сдержанная элегантность толстовских аристократов и чеховской интеллигенции со щепоткой онегинского гедонизма. Многоярусные платья, кружева ручной работы и ананасы в шампанском. «Москвичка» решила поддержать тренд и сделала подборку фильмов, которые помогут привнести красоту императорской России в повседневную жизнь.
Мой ласковый и нежный зверь
(1978, реж. Эмиль Лотяну)
В конце XIX века ангелоподобная дочь лесника (Галина Беляева) кружит головы трем мужчинам: мрачному вдовцу-управляющему (Леонид Марков), престарелому графу-бонвивану (Кирилл Лавров) и заезжему красавцу-следователю (Олег Янковский). Кончается все, конечно же, плохо.
Самую популярную экранизацию Чехова, мгновенно полюбившуюся публике, Эмиль Лотяну почти избавил от обязательных для Антона Павловича отвращения к «мерзостям российской действительности» и воспевания труда как спасения от всего. Получилась романтическая драма с культовым вальсом Евгения Доги в роскошных интерьерах усадьбы графа Мусина-Пушкина. Эстетство торжествует. Природа в весенней пляске. Цыганские красавицы в прозрачной кисее. Беляева в страстном красном. Золотоволосый Янковский в белом. Хрупкая герань на подоконнике. Астры на сером мраморе. Лоснящиеся бока лошадей. Кто кого убил — неважно, потому что «во-первых, это красиво».
Господин оформитель
(1988, реж. Олег Тепцов)
В 1905 году гениальный художник (Виктор Авилов) делает с умирающей нищей натурщицы (Анна Демьяненко) витринный манекен. Спустя несколько лет, ближе к революции, он вновь встречает ту же девушку под другим именем. Она жена богача, у нее странный мертвенный взгляд, и она вполне здорова, но, кажется, не совсем жива.
Великий хоррор о распаде империи, несущейся в революционную пропасть, движется на энергии мортидо под гипнотическую поп-механику Сергея Курехина. «Славим бледную невесту Смерть», славим страсть к неживому — манекенам и прекрасным куклам. Красим губы гуталином и обожаем черный цвет.
Анна Каренина
(1967, реж. Александр Зархи)
Театрализованная, аффектированная, местами раздражающая типажностью (конечно, Василий Лановой играет Вронского, кто же еще), но при этом, пожалуй, лучшая экранизация великого романа. Одержимая своей героиней Татьяна Самойлова твердила в духе современного фем-дискурса, что играла «сильную героиню», а после мучительных съемок, продолжавшихся почти три года, немного сошла с ума и бегала на вокзал. Возможно, это лишь легенда, но достаточно заглянуть в черные глаза актрисы с шестидесятническими стрелками, чтобы увидеть ее растворение в образе. На экстерьер высшего общества наложил отпечаток оттепельный минимализм: тусклый серый свет в кадре, холодные оттенки мехов и тканей, незаметная роскошь old money à la russe.
Мания Жизели
(1995, реж. Алексей Учитель)
Сюрреалистический байопик Ольги Спесивцевой — великой балерины с трагической судьбой. Галина Тюнина с ее ведьмовской манкостью губит мужчин — от вальяжных буржуа до красных комиссаров, по пути элегантно теряя рассудок. Мы успеваем увидеть не так уж много дореволюционной России, но перед нами открывается особый мир балетных училищ и сценического закулисья в Петербурге на сломе эпох, готовом ринуться из Серебряного века в свинцовый. Модернистский белый с нитями жемчуга, который чаще всего носит героиня, кажется трауром средневековых королев. Прожившая полжизни в психиатрической лечебнице Спесивцева словно оплакивает свой сложный век, в котором красота не спасла мир.
Серебряные коньки
(2020, реж. Михаил Локшин)
Источник: Централ Партнершип
В канун 1900 года курьер из кондитерской (Федор Федотов), рассекающий по заледенелым каналам Санкт-Петербурга на посеребренных коньках, которые его отец-фонарщик когда-то привез из Голландии, влюбляется в дочь государственного человека (Соня Присс), мечтающую не о балах и женихах, а об образовании. Тем временем юношу примечает банда карманников, возглавляемая демоном революции (Юра Борисов). Праздничное кино режиссера «Мастера и Маргариты» Михаила Локшина — энергичный и красивый блокбастер, ладно скроенный по голливудским лекалам, но с отечественным колоритом. Нарядная местная жизнь выглядит сказочной, но не оторванной от реальной действительности благодаря щедрым социальным комментариям — от патриотизма до феминизма. Это парадный Петербург в снежных шапках и пышных шубах, но он выстроен так любовно и снят так искренне, что лишен помпезности.