«Моя задача — сохранить и поддержать культурный код»: интервью с основателем форума Агутина Светланой Митрофановой
Люди
27.6.2025 в 11:56
Полина Дубасова
Совсем недавно Леонид Агутин в разговоре с нами упомянул Семейный образовательный форум: мол, совсем скоро на курорте Красная Поляна он пройдет в шестой раз. «Москвичке» стало интересно, что это за формат и почему с каждым годом форум становится все масштабнее.
Чтобы разобраться во всех тонкостях, мы решили поговорить со Светланой Митрофановой, основателем и генеральным продюсером форума Агутина и Всероссийского телевизионного конкурса «ДАР», учредителем школы «МУХА Music».
Источник: предоставлено Светланой Митрофановой
Семейный образовательный форум Леонида Агутина уже шесть лет собирает тысячи участников. Как думаете, что стало ключевым фактором успеха?
Главный фактор — абсолютно уникальный формат, которому просто нет аналогов в России. Мы создали не просто фестиваль или конференцию, а живую образовательную систему, где на равных взаимодействуют дети, родители и педагоги. Это по-настоящему семейный образовательный форум в полном смысле этого слова. Такой мощный результат дает сочетание 25-летнего опыта нашей команды в шоу-бизнесе и ивент-индустрии с творческими и образовательными компетенциями. Огромную роль играет и команда профессионалов, которая умеет создавать масштабные, качественные проекты.
Какие планы вы строите на следующий год? Пока очевидно, что с каждым разом форум становится только масштабнее.
Динамика роста — наш осознанный курс! После юбилейного форума в 2024-м (тогда было более пяти тысяч участников за десять дней и миллионы зрителей у экранов) мы стремимся не просто сохранить, а превзойти достигнутое.
Форум-2025 — это десять дней интенсивного обучения и творчества, более тридцати специализированных образовательных треков для разных аудиторий и интересов. Мы значительно усиливаем зрелищную часть: запланированы четыре съемочных концерта. Наша цель — предоставить еще больше возможностей для реального роста, профессионального развития и эффективного нетворкинга для каждого участника.
Какая ваша любимая часть форума?
Мне кажется, невозможно выделить какую-то одну любимую часть. Это все равно что пытаться понять, какой фрагмент пазла самый важный, забывая о том, что полная картина складывается из множества деталей.
Что самое трудное в работе с детьми?
Найти тонкий баланс между профессиональными требованиями и бережным отношением к хрупкой психике и мотивации ребенка. Дети — это не маленькие взрослые. Нужно уметь критиковать конструктивно — объяснять важность дисциплины и труда, при этом не раня, не убивая веру в себя и любовь к творчеству. Важно не только не создавать иллюзий, но и не сломать внутренний стержень. Этот хрупкий баланс требует огромного терпения, чуткости и индивидуального подхода к каждому.
Я знаю, что для вас и вашей команды критически важно лично ездить на прослушивания конкурса «Детский автор России» (ДАР). Почему?
Дело в том, что мы ищем не просто исполнителей, а именно авторов — подростков, которые сами пишут песни. Уловить искру таланта, почувствовать уникальность мышления, оценить не только вокальные данные, но и глубину текста, оригинальность мелодии — все это возможно только вживую. Ни одна запись не передает ту энергетику и эмоции, которые автор проживает во время песни.
Мы с командой прекрасно понимаем, насколько важно поддерживать таланты в регионах. Именно поэтому мы проехали восемь городов — от Южно-Сахалинска до Армавира — и лично прослушали более пятисот ребят. Только так можно найти настоящих юных авторов и дать шанс тем, кто, возможно, не имеет доступа к большим площадкам. Это непростая работа, но такой подход и делает ДАР уникальным.
Какие открытия вы сделали, наблюдая за юными авторами в разных городах? Отличается ли подход к творчеству?
Главное открытие — таланты есть везде! География не определяет одаренность. А вот почерк, настроение — да, они отличаются. Но всех наших юных авторов объединяет потрясающая искренность.
Ребята пишут о том, что действительно их волнует: о любви и дружбе, одиночестве и поиске себя, отношениях с миром, а порой о глобальных проблемах. Их не заботит формат, они просто выражают свои чувства.
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Источник: пресс-служба форума Агутина
Как вы работаете с критикой и поддержкой подростков?
Критика всегда строго конструктивна и неразрывно связана с поддержкой и верой в потенциал ребенка. Мы никогда не говорим просто «плохо» — обязательно объясняем почему и главное, как исправить или улучшить.
Ошибка — это не провал, а ступенька роста. Мы создаем безопасную среду, где можно пробовать, ошибаться и учиться без страха осуждения. Искренняя вера педагога или продюсера в ребенка — мощнейший стимул. Наша задача — мягко направлять, вдохновлять и давать инструменты для развития, сохраняя хрупкую творческую индивидуальность.
Есть ли участники или номера, которые особо запали в душу?
Таких моментов много. Но самыми яркими и запоминающимися становятся не технически безупречные номера, а моменты настоящего прорыва и искренности, когда застенчивый подросток на очном прослушивании ДАР вдруг раскрывается и исполняет свою песню с такой силой и правдой, что у всей комиссии мурашки… Эти мгновения, когда видишь, как загораются глаза, как рождается уверенность и настоящее творчество, — ради этого мы и работаем.
Каким вы видите будущее музыкального образования в России?
Я вижу его динамичным, практико-ориентированным и максимально доступным. Уходит эпоха, когда обучение музыке сводилось к сольфеджио и гаммам в отрыве от реальной сцены и индустрии. Будущее — за синтезом прочной фундаментальной базы и прикладных навыков, актуальных здесь и сейчас: аранжировки, саунд-продюсирования, сценического мастерства, авторского права, основ продвижения. Проекты вроде нашего форума, ДАРа или школы «МУХА Music» как раз идут этим путем — это профориентация в действии.
Крайне важна децентрализация — использование онлайн-форматов и выездных проектов (как очные прослушивания ДАР в регионах). Так удается обеспечить равные возможности для талантов из любой точки страны.
Будущее — за гибкостью, актуальностью и индивидуальной траекторией развития для каждого юного музыканта или автора.
Какая ваша самая амбициозная цель на данный момент?
Моя самая амбициозная цель — создать в России признанную на самом высоком уровне устойчивую систему для выявления, всесторонней поддержки и профессионального становления авторов и разносторонних музыкальных личностей в формате медиахолдинга. Сегодня, к сожалению, в стране по-настоящему качественного детского шоу-бизнеса практически нет. Вернее, он существует, но в основном на коммерческой основе и со сравнительно небольшим количеством профессионалов.
Моя стратегическая задача — сохранить и поддержать культурный код, передать базовые семейные ценности. Мы растим новое поколение российской музыки, и именно это вдохновляет на самые смелые планы.