Анастасия Кашуба создает инсталляции из брутальных материалов и псевдоорганики (искусственных волос, зубов, ткани, меха). В созданной специально для «Москвички» работе она использовала стяжки-талрепы как метафору напряженной и энергичной Москвы.
Я говорю вам: нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. Фридрих Ницше
Невидимое напряжение
В этой работе я рассказываю о Москве так, как чувствую ее сама: не через архитектуру и панорамы, а через связи, которые складываются между людьми и местами.
Талреп — простой технический инструмент для натяжения и удержания конструкции. В моем прочтении он теряет утилитарность и строгую инженерность, превращаясь в метафору человеческих связей: крюк за крюк, создавая невидимое напряжение, которое удерживает порядок и равновесие. Для меня Москва держится на связях — дружеских, любовных, профессиональных, случайных. Они могут поддерживать или напрягать, но именно в этом напряжении — позитивном или негативном — рождается устойчивость. Когда я думаю о городе, я думаю о друзьях, о встречах, о маршрутах, которые переплетаются и создают ощущение опоры.
Работа Анастасии Кашуба, созданная специально для «Москвички»
Работа Анастасии Кашуба, созданная специально для «Москвички»
Работа Анастасии Кашуба, созданная специально для «Москвички»
Эта работа — о доверии, на котором все держится.
Мы свистели всю ночь
Детство я провела не в Москве: родилась в Ростове-на-Дону, потом мы с родителями переехали в Самару (отличный, кстати, город, всем рекомендую хотя бы раз приехать на выходные), а уже потом перебрались в столицу.
У меня было очень насыщенное студенчество — оно прошло на Китай-городе, когда он еще не был таким причесанным. Мой ежедневный маршрут тогда выглядел так: от «нижнего» выхода через Солянку и знаменитую Хитровскую площадь — чуть вверх до корпуса ВШЭ. Сейчас мне там нравится гораздо больше. Раньше особо некуда было сходить, а теперь рядом появилось много кафе и интересных секондов. Их, кстати, первыми показали мне родители. Любовь к винтажу у меня от них — они увлекались всяким антиквариатом задолго до того, как это стало мейнстримом.
В последние пару лет, кроме очевидных Blanc и Yauza, мы с друзьями заходили в «Дом 16» и «8 шаров». Но чем больше времени проходит с выпуска из университета, тем сильнее мы сами отдаляемся от Китай-города. В последнее время чаще собираемся в «пивной подворотне» на Столешке, где «Круглый шар», Toto, «Энтузиаст» и Peak Store. Там мы как-то закупились свистками и всю ночь свистели по барам в округе. До сих пор смешно. Если вы слышали свист, это были мы.
Поле после сбора урожая. 2024
По кругу
Обычно мы не можем выбрать, куда пойти, но в итоге оказываемся в одних и тех же местах. Одно из них — Share на Вознесенском напротив Англиканской церкви Святого Андрея. В тех переулках — Вознесенский, Елисеевский, Брюсов — мне всегда особенно уютно.
Еще одно важное для меня место — Пресня, лучший и самый удобный район Москвы. Здесь мой дом, дом моих родителей и долгое время была моя мастерская. Особенно люблю дворики Патриарших, Кафедральный собор на Малой Грузинской, Красногвардейские пруды и Кудринскую площадь. Там я раньше любила сидеть возле фонтана — он заглушал гул машин — и читать книжку. Больше не люблю: сейчас я читаю только дома на своем уютном балконе.
Мухоморы в шкафу. 2024
Безлюдные точки
Я обожаю ходить дворами и хитрыми путями — там, где никого нет. Не люблю толпы и не воспринимаю как прогулку выходы в людные местах. Если где-то много людей, скорее всего, это мой промежуточный пункт, и я сильно тороплюсь, чтобы оказаться в другом месте.
Мне нравятся скрытые дворики. Например, в Калашном, напротив всем знакомого Iggy Pub: там всегда была занятная антикварная лавка и стояла несоразмерная крохотному дворику огромная голова Ленина, но сейчас ее убрали. Из более уютных мест — музей Щусева и его внутренний двор. Часто оказываюсь там в моменты смятения, и именно там мне становится удивительно спокойно и хорошо.
Неабсолютная функциональность. 2024
Комфорт плюс
Москва все хорошеет и хорошеет — и это факт. С каждым годом она становится безопаснее, удобнее, комфортнее, и сейчас я просто не могу представить себе жизнь где-то еще, просто потому что я стала зависима от этого комфорта.
Свободные мастерские
Уверена, что Москва будет становиться только лучше. Сейчас меня беспокоит только одно: в удобных локациях становится все меньше места творческим людям. Все вычищается, прилизывается и становится непомерно дорогим — я сейчас про творческие студии, мастерские. Надеюсь, что в будущем такие места станут более доступными: без конкурсов, без барьеров в виде закрытых сообществ и с комфортной арендой. Новые ЖК и общественные пространства — здорово, но еще должно оставаться место для создания прекрасного, и оно, желательно, должно вдохновлять.
Поле после сбора урожая. 2025
Авторский маршрут
Мой любимый, уже практически доведенный до автоматизма маршрут, который всегда безотказно работает на повышение моего настроения — путь от Патриарших до Остоженки. Давайте представим, что наша прогулка начинается от особняка Морозовой на Спиридоновке: легенды про купчиху, которая любила устраивать здесь шумные приемы, до сих пор создают ощущение, что за фасадом таится какой-то секрет. Оттуда мы идем до церкви Большого Вознесения, в предыдущей версии которой венчался Пушкин с Гончаровой. Проходим мимо, ныряем в Ножовый переулок и идем дальше по Малому Ржевскому.
Обращаем внимание на особняк Некрасова и дом архитектора Соловьева — там обязательно присмотритесь к деталям: почтовая прорезь в виде летучей мыши, барельеф льва, каменная сова на углу, где сливная труба. Я обожаю такие пасхалки. Дальше поворачиваем на Малую Молчановку, и проходим мимо дома Лермонтова. Тут можно заглянуть в книжный МДК, выбрать какую-нибудь полезную книжку, и идти дальше, минуя Арбат, по Большому Афанасьевскому. Там обратите внимание на музей нумизматики и на еще одно мое любимое пространство A-House, куда я очень люблю заглядывать на редкие выставки.
Садок, 2024
Затем также переулками через Пречистенку выходим на Остоженку, и одним махом захватываем МАММ, Ruarts и Serene. А потом с перерывом на поесть (например, в Bagebi, «Жеральдин» или «Линбистро» — в зависимости от настроения), мимо музея и сквера Тургенева попадаем в музей Москвы на спектакль или на выставку винтажа или современного искусства.