В Москве не утихают споры и дискуссии из-за цен в столичных театрах. Одни считают, что покупать билеты на спектакли за 30 тысяч рублей и даже больше уже обычная практика, другие — что театральная постановка не может стоить таких денег. «Москвичка» решила погрузиться в дела театральные и разобраться, кто финансирует российские театры сегодня и что влияет на стоимость билета.
Бесконечность не предел?
В кассах московских театров можно обнаружить билеты за десятки и даже сотни тысяч рублей. Недавним рекордсменом среди драматических театров стал МХТ им. Чехова: на премьеру спектакля «Кабала святош» билеты стоили по 70 тысяч рублей на официальном сайте (правда, потом самые дорогие места подешевели на 20 тысяч рублей). Перекупщики, в свою очередь, ставили ценник на билет в районе 200 тысяч. Раньше такими цифрами мог похвастаться разве что Большой театр, который неоднократно
критиковали за заоблачные цены.
По данным ВЦИОМ, в 2024 году 44 % россиян стали регулярно посещать театры. Жители столицы ходят на постановки в среднем 4,6 раза в год. И это несмотря на постоянно растущие цены и, казалось бы, не самые простые времена. Для сравнения: в 2008 году, события которого сейчас называют Великой рецессией, только 28 % россиян посещали театры.
Давки в очередях за билетами на «Щелкунчик» в Большом давно стали своеобразным культурным мемом. Теперь билеты на знаменитый балет в кассах больше не продают, купить их можно только онлайн и на специальных аукционах. На одном из них в декабре четыре билета ушли за 510 тысяч при стартовой стоимости в 200 тысяч рублей, а в прошлом году максимальная стоимость такого лота составила больше миллиона.
Купить билеты на сайте Большого театра при это очень сложно. Пользователи жалуются на перебои в работе площадки — поймать билет и положить его в корзину уже отдельный квест. Оплатить нужно за пять минут, поэтому купить два места рядом практически невыполнимая задача. Скупают ли билеты боты, точно доказать нельзя, хотя театралы
считают, что это именно так.
Не «Щелкунчиком» единым
На сайтах столичных театров и у билетных агрегаторов можно найти билеты в абсолютно разной ценовой категории, да и в Большой театр можно сходить относительно бюджетно, если отказаться от идеи фикс посмотреть там именно знаменитый балет. В октябре, по данным Ticketland (входит в экосистему МТС), средняя стоимость билетов в театры по Москве составляла 3042 рубля. Год к году она выросла на 3 %, а цены в столице в среднем на 7 % выше, чем по всей стране. Рост цен на спрос не повлиял — продажи билетов в театры у сервиса выросли на 10 %, рассказал «Москвичке» Дмитрий Зорихин, директор по финансам и стратегическому развитию МТС Live. По его словам, большая часть спектаклей все равно доступны зрителям — сходить в театр можно и за 500 рублей.
«Всегда есть эшелон театров, спектаклей с более дорогостоящими билетами с ценами выше среднего. За ними стоит большое и сложное производство спектаклей, рост издержек на оборудование и декорации — творческим командам хочется продолжать удивлять зрителя чем-то новым», — объясняет Зорихин.
Кто контролирует цены в московских театрах
Большинство московских театров находятся в подчинении либо Департаменту культуры Москвы, либо Минкульту. Власти не ограничивают стоимость билетов, так что финальная цена зависит от решения руководства самого театра. Государство при этом выделяет театрам субсидии: они идут на закупку костюмов, создание декораций, оплату труда и другие издержки спектакля.
В уставе всех государственных театров говорится, что театр должен быть доступным. Например, у МХТ им. Чехова это звучит как «создание условий для свободного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям».
На цену всегда влияют разные факторы, объясняет директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев. По его словам, есть детские спектакли и предельная цена на них не может быть такой же, как на взрослые постановки:
«Максимально высокие цены на билеты, как правило, назначаются руководством театра на те спектакли, которые пользуются большим успехом у зрителей. Поэтому на такие постановки есть определенная группа билетов по очень высокой цене, и это нужно в том числе для борьбы со спекулянтами. Мы работаем на зрительскую аудиторию очень разных категорий. Есть люди, которые могут потратить пятизначные суммы на театр. Но и есть те, кому такие билеты не по карману. Поэтому даже на самые топовые спектакли у нас есть разные ценовые пакеты. На один и тот же спектакль продаются билеты по цене от 1 до 2,5 тысячи рублей. И есть билеты по 10, 15, 20, даже 30 тысяч рублей. Но все это в пропорции, и количество очень дорогих билетов, конечно, значительно меньше, чем количество билетов по средней и невысокой цене».
Ценообразование в государственном театре «Шалом» зависит как от популярности спектакля, так и от покупательной способности зрителя, рассказал его директор Андрей Соколов. Влияет и то, на какую аудиторию рассчитан спектакль и на какой сцене — малой или большой — его играют. Однако руководство театра старается сдерживать цены, чтобы посетить театр мог каждый желающий, поэтому даже на самые востребованные спектакли цена билетов в «Шаломе» начинается от 1200 рублей:
«Мы допускаем, что сможем продать билеты за любые деньги, но тогда кардинально изменится портрет зрителя в зале. Нам важно, чтобы приходили подростки и семьи. А когда поход в театр выходит в сотню тысяч рублей, мне и команде театра кажется, что это уже перебор. Понятно, что звездные составы в некоторых театрах и другие расходы накладывают свой отпечаток. Да, мы могли бы тоже поставить билеты по 70 тысяч на спектакль “Жирная Люба”, и эти билеты бы пользовались спросом. Но это противоречит нашей миссии».
Что влияет на цены в театрах
Казалось бы, в первую очередь на стоимость билетов влияет спрос. Но не менее важно, во сколько обошлась театру та или иная постановка, говорит Лиана Хусаинова, заместитель директора по внешним коммуникациям и работе со СМИ Московского губернского театра: «Стоимость постановки складывается из расходов на изготовление декораций, костюмов, реквизита, оплату труда задействованных специалистов — приглашенного режиссера, художника, композитора, актеров, а также расходов на урегулирование авторских прав с постановочной группой и авторами используемых в спектакле произведений (пьеса, инсценировка, музыка и прочих)».
Так что в цену зашиты траты на всех специалистов, которые работают над спектаклем, и их намного больше, чем зритель видит на сцене. К тому же гонорар приглашенного режиссера и актеров может быть намного выше, чем у штатного сотрудника театра. В одном из составов «Кабалы святош», напомним, играет Николай Цискаридзе, у которого еще в 2021 году гонорар за один выход на сцену
составлял 500 тысяч рублей.
В коммерческих театрах бюджет на спектакль планируют еще до кастингов и репетиций — это помогает сразу заложить справедливые цены на билеты, рассказывает Анастасия Савина, коммерческий директор «Бродвей Москва». Билеты на мюзиклы даже со звездными составами у компании стоят от 2 до 12 тысяч рублей — вполне доступно для московского зрителя. Компания ранее ставила на сцене театров МДМ и «Маска» зарубежные мюзиклы по лицензии (Mamma Mia!, «Призрак Оперы», «Бал вампиров»), а теперь сосредоточилась на собственных проектах («Ничего не бойся, я с тобой», «Последняя сказка»).
«Мы учитываем расходы на создание постановки и ее ежедневный прокат, авторские отчисления, маркетинг и даже комиссии билетных операторов. Важны также количество мест в зале и расписание показов. Этот прогноз позволяет определить, каким должен быть средний чек, чтобы спектакль принес прибыль. Затем мы разбиваем зал на ценовые пояса», — делится Савина.
Высокие цены на спектакли в гостеатрах могут быть связаны в том числе и с размером залов, полагает она: «Это часто площадки в центре города, в исторических зданиях, с ограниченным количеством мест в зрительном зале. Конечно, сложно окупить дорогую постановку, когда у тебя 165 мест, как у Центра драматургии и режиссуры на “Соколе”, и даже если их 280, как на новой площадке театра “Шалом”. На стоимость билета также влияют высокие гонорары приглашенных постановщиков и звезд».
Проблема высоких цен на популярные постановки на самом деле есть не только в России, говорит Савина: «Знаете, как рассуждают бродвейские продюсеры? Цены можно поднимать, пока зритель согласен платить. Кстати, на Бродвее заоблачный ценник на хит — это еще и способ борьбы с перекупщиками: если кто-то готов купить билет с огромной наценкой, пусть он лучше потратит свои деньги в кассе театра». Вероятно, этот принцип и решили взять на вооружение московские театры в последние пару лет.
Театры также стали больше тратить на продвижение: высокая конкуренция вынуждает нанимать в штат маркетологов и обращаться к агентствам, которые могут закупить таргетированную рекламу для отдельных спектаклей или всего репертуара театра. Но нельзя всерьез говорить о том, что маркетинговые бюджеты сильно влияют на финальные цены, считает Сергей Першин, основатель агентства «Перформатив»:
«То, что одни считают большими финансовыми вложениями, для других — скромные цифры. Спектакль сам по себе сильно дороже, чем его маркетинговое сопровождение. Здесь нет такого, как в киноиндустрии, когда в создание фильма закладывается маркетинговый бюджет. В среднем сегодня, чтобы конкурировать на театральном рынке, нужно вкладывать 120-200 тысяч рублей на один канал. Не все считают это нужным, но такие вложения при грамотном подходе окупаются».
Билетика не найдется?
Масло в огонь подливает непрекращающаяся борьба и государства, и самих театров со спекулянтами. Бесконечные перепродажи билетов пытаются остановить: с марта 2025 года билеты в подведомственные Департаменту культуры города Москвы учреждения можно купить только по паспорту. В театрах заявляли, что это помогло в борьбе со спекулянтами. Хотя, как признается Андрей Воробьев, «в нашей жизни остаются пока и зеркальные сайты, и физические лица, и даже целые компании», которые пытаются нажиться на зрителях.
Спекуляция доходит до абсурда, ведь билеты на популярные постановки все равно появляются в итоге на «Авито». Десятки аккаунтов предлагают билеты на раскупленную до конца января «Кабалу святош» и спектакль «Чуковский» в Театре Ермоловой (там играет Данила Козловский). В объявлениях указано «любaя датa в aфишe», «лучшие места» и, конечно же, «с гарантией».
Однако никто из «серых» продавцов не несет ответственности за то, пустят ли покупателя в театр. Финансирование спекулянтов и в некоторых случаях мошенников лишь поддерживает их и дает понять: можно и дальше накручивать стоимость билета и создавать искусственный спрос ради выгоды.
Увидим ли мы в ближайшее время прецеденты, когда спекулянты и мошенники начнут получать реальные сроки за подобные махинации, — вопрос открытый. А пока органы государственной власти будут продолжать тестировать новые методы по борьбе с ними, а театры — повышать цены.