Смелая москвичка: как маленькие города учат большие 

  • Тренды

  • 06.09.2025 в 08:00
  • Юлия Зубарик

Основатель градостроительного бюро Master’s Plan, ведущий российский градостроитель и автор Telegram-канала «Смелость города берет» Юлия Зубарик рассказывает о том, что на самом деле городские тренды рождаются на периферии, и размышляет о том, какие из них перенимает столица.

Юлия Зубарик в Костромской области
Юлия Зубарик в Костромской области
Иногда самые громкие тренды рождаются в самых тихих местах. Москва любит считать себя великим инноватором, но я все чаще вижу обратную тенденцию: идеи рождаются в малых городах, там же их обкатывают и получают живую обратную связь, а уже потом все эти новации «перевозят» в мегаполисы.
Как градостроитель, я часто езжу по регионам. Для меня это способ зреть в корень, а не просто очередная командировка — в конце концов, чтобы создать новый город, я должна понять, чем живет старый, то есть существующий сегодня. И именно в таких поездках я замечаю то, что в столице растворяется в шуме: маленькие идеи и локальные практики, которые в дальнейшем становятся глобальным трендами.
Фестиваль  «Мир Сибири»
Фестиваль  «Мир Сибири»
Еще в нулевые, когда в Москве гонялись за Versace, никогда не спали и грезили Куршавелем, в сибирском поселке Шушенское произошло по-настоящему революционное событие. Здесь в 2003 году прошел первый фестиваль «Мир Сибири» — шумный, разношерстный, живой. Он собрал людей посреди тайги не для того, чтобы «сохранить традицию», а чтобы показать: русская культура может быть здесь и сейчас. Деревенский хлеб и электронная музыка, керамика и современный дизайн, балалайка и перкуссия — не пыльные артефакты из музея, а буквально лабораторные инструменты. Это сработало — и поехало дальше, в другие регионы. И когда через несколько лет Москва открыла для себя бум локального, когда рестораны начали гордиться простой гречкой, а дизайнеры — фактурами «из детства», такое отношение к своей культуре было не инновацией в чистом виде, а продолжением сибирского эксперимента.
Вологда
Вологда
С Вологдой похожая история. Еще недавно кружево считалось аксессуаром из бабушкиного сундука. Но местные мастерские решили: хватит хранить — пора показывать. Я помню, как на одной выставке девочки из кружевной школы с азартом объясняли: для них это не столько сохранение прошлого, сколько возможность говорить с миром и раскрывать свои таланты. Надо сказать, их кружевные топы и аксессуары, звучали куда смелее, чем многие столичные коллекции. И вот уже Москва снова учится у Вологды — кружево оказывается на подиуме и становится модным интерьерным решением.
Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный — еще одна тихая точка, где стеклу дали вторую жизнь. В маленьких мастерских начали играть с формами, толщиной, цветом. Поначалу это выглядело как каприз ремесленников: зачем вам зеленое пузатое стекло, кому это нужно? А теперь мы видим хрусталь в модных барах и на витринах московских концепт-сторов. В столице это называют возвращением ретро, ностальгией. Но изначально смелость родилась в полуразрушенном цеху, команда которого договорилась как минимум «не умереть». Здорово, что в итоге получилось возродить ремесло — восстать из пепла, словно феникс.
Пекарь раскатывает тесто для калачей в музее "Калачная" в Коломне
Пекарь раскатывает тесто для калачей в музее "Калачная" в Коломне
С гастрономией та же ситуация. Мода на «русское» родилась не в столичных ресторанах с претензией на локаворство (использование в готовке только местных продуктов. — Прим. ред). Она пришла из Тулы, Торжка, Костромы — городов, где калач, каша из печи и щи на капусте, вообще говоря, никогда и не исчезали. Именно в провинции аутентичность была обыденностью, а не маркетинговым приемом. Когда я приезжала в небольшие города, я всегда старалась попробовать местные блюда. И надо же, за этим «своим» — будущее. Со временем и москвичи открыли для себя ремесленные пекарни и рестораны «с гречкой».
Набережная в Казани
Набережная в Казани
А теперь о самом важном и моем любимом — о городской среде. Мы привыкли думать, что именно Москва задала повестку комфортных пространств. Но на самом деле первыми стали города Татарстана. Казань и ее малые соседи еще десять лет назад начали менять дворы, набережные, парки. И делали это удивительно быстро. В Елабуге или Болгаре я видела, как за один сезон пустырь превращается в набережную с велодорожкой. Проектировщикам удавалось обходиться без громких слов вроде «стратегическая программа» — они просто руководствовались принципом, что нужно сделать хорошо и для людей. И это сработало.
В Нурлате, в Бугульме, Елабуге и Альметьевске появились удобные лавочки, площадки с тенью, парки с широкими дорожками. Человеческое стало нормой. Сегодня подобные подходы — золотой стандарт для мегаполисов, и это здорово. Но мне кажется, очень важно помнить, что этот стандарт был выработан в достаточно небольшой республике, которая, однако, смогла стать учителем для всей страны.
Елабуга
Елабуга
В Елабуге музей выходит на улицу: здания, лавки и мастерские органично вплетены в ткань города. В Свияжске туристический поток настроен так, чтобы помогать жизни острова, а не размывать ее, — и когда я туда приезжаю, ловлю себя на мысли: «Вот так и должна выглядеть бережная реставрация». В этих городах стараются создать достаточно дружелюбную атмосферу, подтолкнуть к исследованию их исторического наследия. И мне каждый раз обидно, что в больших городах мы часто делаем наоборот — создаем красивую, но во многом бездушную картинку, а потом удивляемся, почему люди к нам не возвращаются.
Малые города транслируют практику отношения к человеку: уважение к обыденности, внимание к деталям, готовность учиться на живом опыте и вековые традиции. В небольших пространствах видно все: если лавочка неудобная — на ней не станут сидеть; если свет слепит — тут же об этом скажут; если маршрут неудобен — им не пойдут. И когда каждое решение проходит этот честный фильтр, крупным городам остается главное — перенимать и масштабировать.
Музей Хрусталя, Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный
Музей Хрусталя, Георгиевский собор, Гусь-Хрустальный
Я люблю думать, что у трендов тоже есть малая родина. У локальной еды — рачительное Поволжье. У новой русской моды — кружевная Вологда. У снова модного стекла — печи Гусь-Хрустального. У комфортной городской среды — татарстанские города, которые первыми поставили во главу угла человека. Москва же переняла и развила эти идеи. Так что, когда вы в следующий раз поймаете себя на мысли, что «все придумано в столице», вспомните о городах поменьше. Тех, где набережная пока без модных кафе, где дизайнеры только учатся разговаривать с мастерами, где фестиваль собирает «своих». Именно там часто рождаются тренды, которыми через пару лет будут жить мегаполисы. И это хороший повод прислушаться к тихим голосам. Они не любят громких слов. Они просто делают. А потом мы — большие, уверенные, взыскательные — называем это «новой нормой».
Фото: ТАСС, «РИА Новости», «Лори», личный архив автора

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.