СашБаш и король лемуров, Архангельское и Париж, Пекин и Антананариву, самые «дикие» фовисты на свете и молодые отечественные художники — выставки в Москве напоминают калейдоскоп. Перебираем цветные стеклышки вместе с «Москвичкой» и решаем, куда отправиться в ближайшие три месяца.
Александр Тягны-Рядно. Кадровый голод до 15 июня Филиал Ельцин Центра в Москве
Источник: Филиал Ельцин Центра в Москве
Выставка летописца распада СССР стала первой в рамках большого проекта «Кадровый голод», посвященного документальной фотографии восьмидесятых-девяностых. Многофигурные и безлюдные, ритмичные и сумбурные, крайне динамичные или, напротив, невыносимо статичные — работы Тягны-Рядно оказываются точным визуальным комментарием к эпохе, когда застой сменился гонками на лафетах, перестройка — разрушением привычного уклада жизни, а свобода на поверку оказалась заброшенностью.
Яков Хомич. В поисках короля Джулиана до 28 июня Галерея ART & BRUT
Источник: Галерея ART & BRUT
Лето — время путешествий, хотя бы и метафизических: пока бренная плоть остается в Москве, дух устремляется в дальние края. Например, на Мадагаскар — а почему бы и нет? Тем более что проводником может стать художник Яков Хомич. Он побывал на острове, а по итогам своей экспедиции создал серию работ, и теперь любой желающий может испытать на себе пронзительный взгляд лемура (возможно, даже самогó чертовски красивого короля этих обезьяньих Джулиана), узреть спокойное величие баобаба или ощутить влажный шепот джунглей. В общем, милости просим на Мадагаскар.
Африка в Музее Востока до 20 июля Музей Востока
Источник: Музей Востока
На излете весны в Музее Востока стартует большой — из трех выставок — проект, посвященный африканскому искусству.
Первая — «Земля тысячи королей. Искусство Республики Камерун» — знакомит с культурой Центральной Африки: религиозными скульптурами, праздничными масками и костюмами, керамикой и оружием. Вторая — «Мами-Вата: водные божества южнее Сахары» — рассказывает о преимущественно южноафриканском божестве Матушка воды, напоминающем русалку, и связанных с ней традициях. Третья — «Усмиряющие духов: ритуалы зар в Северной Африке» — посвящена ювелирному искусству северных регионов: среди прочего представлены амулеты и предметы, которые используют во время трансового ритуала зар — считается, что он помогает стать целителем.
Танец ХХ века. Матисс, Малевич, Дягилев, Кандинский и другие до 3 августа Еврейский музей и центр толерантности
Источник: Еврейский музей и центр толерантности
Человеческое тело — холст, а танец — краски, и XX век убедительно это доказал. Выставка в Еврейском музее и центре толерантности помогает взглянуть на эволюцию танца через призму не столько истории, сколько искусства — от смелых, но все же визуально понятных театральных сюит Валентина Серова, Александра Бенуа или Леона Бакста до радикальных экспериментов Казимира Малевича, Василия Кандинского и Михаила Ларионова.
В этом проекте, партнером которого выступает Большой театр, все подчинено особому ритму, и зрителям предстоит его уловить. А еще — понять, что, даже если ритм общий, танец в итоге у каждого свой: у кого-то — экстатический хоровод в духе Матисса, а у кого-то — сольная партия, навеянная дягилевскими «Сезонами».
«Свояси» рассказывает о доме как пространстве бытия. Опираясь на исторические источники и личные представления, художники и дизайнеры пытаются понять и показать, как был, есть и будет устроен традиционный русский дом, а вместе с ним и пресловутый русский дух. В результате последовательность «крыльцо», «сени», «горница», «сусеки», «бабий кут», «красный угол» ожидаемо превращается в путь героя, а работы художников — в артефакты-помощники. Что в конце? Конечно же, трансформация. Какая? Это уж от героя зависит.
Изысканная трапеза. История еды в Древнем Китае до 17 августа Музеи Московского Кремля
Источник: Музеи Московского Кремля
Хорошее застолье — это настоящее искусство, и в Китае это знают как нельзя лучше. Именно здесь управление государством сравнивали с процессом приготовления пищи, а связанные с едой ритуалы регламентировали жизнь императорского двора. Выставка в Музеях Московского Кремля знакомит не только с гастрономическими особенностями Древнего Китая (что ели), но и с их культурными предпосылками (почему ели именно это и именно так). В круговороте повседневной и парадной посуды, ярких костюмов и живописных свитков, музыкальных инструментов и наборов для застольных игр зритель постепенно начинает понимать, кто стоит во главе китайского стола и зачем разводить церемонии.
Между Парижем и Москвой. Александра Бычкова и Сергей Кольцов до 24 августа Музей Москвы
Источник: Музей Москвы
Музей Москвы развивает темы нашумевшей выставки «Москвичка» и предлагает больше узнать об одной из ее героинь — художнице Александре Кольцовой-Бычковой, авторе множества текстильных панно. Ее судьба тесно связана с двумя городами, вынесенными в заглавие проекта. В столице Франции Кольцова-Бычкова окончательно сформировала свой стиль, а в столице России в полной мере отдалась живописи и графике. А еще — правда, это было до Парижа — в Москве она встретила свою любовь — скульптора Сергея Кольцова.
Как это часто бывает на биографических выставках, маленькие истории формируют большую. Впрочем, такой подход позволяет лучше понять и творческий метод Кольцовой-Бычковой, и обстоятельства, на него повлиявшие, и саму эпоху.
Русские дикие Музей русского импрессионизма 18 июня — 28 сентября
Источник: Музей русского импрессионизма
Фовисты и вправду кажутся дикими (то есть fauves по-французски) — яркие краски, грубые формы, пренебрежение законами перспективы и правилами вообще. Анри Матисс, Отон Фриез, Альбер Марке и, конечно же, их русские коллеги Илья Машков, Наталья Гончарова и Ольга Розанова давали пощечину общественному вкусу не менее звонкую, чем футуристы. За то и любим (или ненавидим). А эту выставку — совместный проект Музея русского импрессионизма и ГМИИ им. А. С. Пушкина — полюбим за граффити-эпиграф Жан-Мишеля Баскии и обстоятельное исследование таких аспектов «дикости», как «клетка», дикий импрессионизм, дикий символизм, примитивизм и «Парижачьи». Ну и конечно, за возвращение имен: среди прочего покажут работы малоизвестных широкой публике Иосифа Школьника, Зои Матвеевой-Мостовой, Бориса Царнаха и Иллариона Скуйе.
Александр Башлачев. Часовой всех времен до 31 августа Музей Лермонтова
Источник: Музей Лермонтова
Не художественным андеграундом единым полно культурное поле СССР в восьмидесятые. Важной частью контркультуры всегда была музыка, и здесь фигура Александра Башлачева, или попросту СашБаша — одна из ключевых. В своих стихах и песнях он формулировал опыт целого поколения и одновременно вел тонкую игру с отечественной литературной традицией, а потому его тексты оказываются всевременными. На выставке удастся взглянуть на архивные кадры, рукописи, мемориальные предметы и графические работы, но что важнее — на то, как из вороха слов собирались очень точные строки.
Вода в искусстве. Вода в усадьбе до 31 августа Музей-заповедник «Архангельское»
Источник: Музей-заповедник «Архангельское»
Выставка в Архангельском — хороший повод хотя бы на денек вырваться за город и освежиться: лежащая в основе проекта идея диалога между классикой и современностью тонко намекает на новые интерпретации привычного. Возле Ботанических оранжерей, у павильона «Каприз», на набережной Москвы-реки и рядом с Пушкинской аллеей расположены 18 инсталляций, и каждая не только очередная точка на карте зрителя-фланера, но и контрапункт архитектурной среде. Собирается ли из этого полноценное высказывание и придется ли оно вам по душе, вопрос открытый, но даже если нет, расстраиваться не стоит: само по себе Архангельское — отличное место для неспешных прогулок.
12-й сезон Открытых студий «Винзавода» до 30 сентября ЦСИ «Винзавод»
Источник: ЦСИ «Винзавод»
«Винзавод» объявил очередной сезон Открытых студий — количество молодого искусства увеличилось стократно. В этот раз среди участников Павел Гришин, Катя Жилина, Алина Золотых, Каролина Росляк, Полина Рукавичкина, Тамара Сердцева, Варвара Силантьева, Лена Соловьева, Андрей Soul и Мария Стадник — проекты у них самые разные, благодаря чему составить полное представление о том, что происходит в арт-мире здесь и сейчас, не составит труда. Ну а тот факт, что Открытые студии объединяют мастерскую, резиденцию и арт-школу, то есть участники могут получать консультации, работать с ментором, участвовать в мастер-классах и коллективных проектах, и вовсе делает эту инициативу настоящей лабораторией и позволяет зрителям «в прямом эфире» наблюдать за тем, как создается искусство.