Монастыринг, Кадышева и купола: как зумеры изобретают русский ренессанс

  • Тренды

  • 13.5.2025 в 11:32
  • Вика Обнорская

В последние годы среди поколения Z можно наблюдать необычные тенденции. Эти ребята ездят в монастыри на трудничество, они же заполонили общественные бани и загородные санатории. От бандитов из девяностых зумеры взяли походы в бильярд и даже начали бить тату с куполами. А совсем недавно были замечены отплясывающими на концертах… Кадышевой. Это поколение буквально переоткрывает досуги и стили ушедших эпох. Рассказываем, откуда ноги растут, и находим корни трендов.

Loading...
Источник: Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе / Соцсети
 
Небольшая справка: зумеры — представители поколения Z — родились на стыке тысячелетий (1997–2010) и буквально выросли в эпоху тотальной цифры. Отсюда произошло и название поколения: жест zoom — увеличение, растягивание картинки или текста двумя пальцами — они знают практически с рождения. 
Согласно теории писателя Уильяма Штрауса и экономиста Нила Хау, зумеров объединяют следующие черты: эти ребята почти не представляют жизнь без интернета, они креативны и толерантны, а еще внимательны к своему психологическому состоянию. Поколение Z привыкло к быстрому потоку информации и постоянному переключению между задачами. Они готовы разрушать устоявшиеся шаблоны, открывать новое и неизведанное.
 
Санатории и бани: ностальгия по советскому wellness
Раньше санаторий казался местом, где бабушки делятся рецептами, а дедушки спорят о пользе ЛФК. Теперь все иначе! Соцсети второй год переполнены роликами зумеров, которые с упоением рассказывают о кислородных коктейлях, прогулках в сосновых борах и шведских столах с компотом. Да-да, те самые столы, где можно положить себе в тарелку пять котлет и три порции манной каши. Но откуда взялся этот ажиотаж?   
Loading...
Источник: Виталий Тимкив / РИА Новости
Все просто: всеобщую одержимость санаториями подогревают социальные сети. Именно в них молодежь черпает идеи для досугов. Склонные изучать и тестировать самостоятельно, читать отзывы и искать ответы на вопросы в интернете, зумеры больше верят нестандартным рекламным приемам, например завирусившимся трендам в соцсетях или UGC-контенту, который создают сами потребители, основываясь на личном опыте. Представители поколения Z охотно принимают решения, доверяя другим пользователям.
Примечательно, что в конце многих видео ребята делают вывод, помог ли пансионат восстановиться перед новым рабочим этапом, отсылая к еще одному зумерскому тренду — заботе о теле и психике. 
 
Loading...
Источник: Александр Артеменков / ТАСС
Зумеры, как поколение, выросшее в цифровой среде, а вследствие — окруженное ее шумом, склонны прибегать к информационным детоксам. Санатории предлагают атмосферу покоя и восстановления, что привлекает молодежь, стремящуюся к тому самому slow living: свежий загородный воздух и книга, которую обещал прочитать еще в 2019-м. Да, здесь можно встать в семь утра не из-за дедлайна! 
Для поколения, живущего в режиме многозадачности, санаторий становится оазисом, где можно отключиться по-настоящему — без обязательных сторис. Правда, иногда цифра берет верх — и социальные сети вновь пестрят санаторно-курортными трип-репортами.
Кроме того, зумеры — гении ностальгии. Они тоскуют по временам, в которых даже не жили. А санатории? Это же абсолютное ретро (советская плитка в душевых, дискотека 50+ и кислородный коктейль в придачу) и кусочек той вселенной, где все стабильно и понятно. 
Loading...
Источник: Евгений Биятов / РИА Новости
В домах отдыха зумеры могут зацепиться хоть за что-то «незыблемое» и ненадолго перестают чувствовать, как время ускользает от них в условиях переполненного информационного поля. Интернет чуть ли не каждую неделю разрывает новый тренд — сейчас уже о Бомбардиро Крокодило никто и не вспомнит.
Еще один тренд, отвечающий запросу на информационный детокс, — это поход в бани. Об этом говорит статистика компаний, предоставляющих банные услуги. Наибольшая доля клиентов (до 70 %) — люди до 35 лет. 
Здесь в объятиях пара зумеры обнаруживают синтез популярного биохакинга и национальных традиций — вот куда привел нас slavic core. Русская баня с вениками и срубом отвечает тренду на аутентичность, а отсылка к советскому прошлому, где посещение общественных бань было целым ритуалом для души и тела, — той самой ностальгии по эпохам, в которых представители поколения Z никогда не жили.
Loading...
Источник: Баня Хутор / Соцсети
Монастыринг и избинг: бегство от цифрового шума
Еще один популярный досуг среди молодежи — это монастыринг. За новым словом стоит давно известная концепция трудничества. Молодые люди приезжают в монастырь, работают на благо обители, за что им предоставляют жилье и питание. Жить в религиозной общине и бескорыстно работать могут все православные христиане с 18 лет, надо только получить благословение настоятеля выбранного монастыря. В обязанности трудников входит уборка храма, помощь на кухне, огороде и в саду. Во время нахождения в монастыре работники должны соблюдать благочестие — скромно одеваться и отказаться от курения, алкоголя и сквернословия. 
Loading...
Источник: Максим Богодвид / РИА Новости
Поводом для популярности этой практики стали (опять же) посты в соцсетях блогера Анастасии Ащеуловой. В 2023‑м девушка провела пять дней в Иоанно-Предтеченском женском монастыре на острове Свияжск в Татарстане. О пребывании в обители она рассказывала в своем аккаунте, и эти ее видео и фото собрали миллионы просмотров. Со временем молодые люди захотели повторить опыт Анастасии и тоже отправились работать в монастыри.
Если этот прикол [тренд на монастыринг] зашел так далеко, что от него появляется больше трудников и, соответственно, приносится польза монастырским хозяйствам, то я отношусь к этому положительно. Но я не даю этому духовной оценки, потому что мотивы тут сомнительные: хайпануть, зачекиниться, запостить что-нибудь из монастыря, показать, что ты стал участником какого-то челленджа — тут мало духовного. Зато есть хоть какая-то практическая польза для монастырей. И для души человека плохого в монастыринге точно ничего нет. Может, даже так повернется, что несмотря на сомнительные мотивы, у человека в душе что-то появится от пребывания в монастыре и поможет обратиться к Богу, 
— поясняет Иаков Белый-Кругляков, священник и  руководитель просветительского курса «Антипа», а также художественный руководитель приходского журнала «Альманах +А+».
 
Loading...

Источник: Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе

Loading...

Источник: Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе

Loading...

Источник: Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе

Loading...

Источник: Храм Священномученика Антипы на Колымажном дворе

Еще один уникальный вид отдыха, освоенный зумерами, — избинг — отдых в старорусской избе, адаптированной, впрочем, под современный запрос на комфорт. Это направление напоминает популярный глэмпинг, но вместо шатров и палаток туристы выбирают деревянные домики в традиционном стиле. Избинг привлекает тех, кто мечтает насладиться спокойствием деревенской жизни, не жертвуя при этом комфортом.
Loading...
Источник: Владимир Федоренко / РИА Новости
Молодежь манит возможность окунуться в романтику прошлого и ощутить единение с природой. Современная изба не требует от туриста погружения в сельский быт, но позволяет ощутить атмосферу загородной жизни. В таких условиях молодые люди могут по-настоящему отдохнуть от городской суеты и прикоснуться к традиционным элементам русской культуры.
Эти тренды (санатории и бани, монастыринг и избинг) отражают стресс и усталость, которые сейчас испытывают зумеры из-за политической обстановки, перенасыщенности информацией, ситуации на рынке жилья, эпидемии одиночества. Я замечаю, что представители поколения Z в принципе меньше тусят в клубах, пьют алкоголь и занимаются сексом, а проводить досуг как-то надо. Отсюда, как мне кажется, пошла мода на бег и триатлоны, бани, религиозность и эзотеричность, поездки в санатории, избинг и коферейвы по утрам, 
— замечает в беседе с «Москвичкой» Шура Богачева, автор издания «Афиша Daily» и телеграм-канала о молодежной культуре «Субкультура “Шура”».
Однако, считает она, монастыринг — это все-таки скорее искусственный тренд. Он выстроен журналистами вокруг истории «первооткрывательницы» Анастасии Ащеуловой. 
При этом тренд на православие действительно есть. Об этом говорит увлечение молодежи церковью, популярность православных блогеров, мода на неофолк-славик-бимбо эстетику и одежду и даже популярность кофеен при храмах. Этот тренд связан с поиском опоры, а также с разрушением отношений с Западом. По итогу зумеры нашли новые источники вдохновения, эстетические и ценностные ориентиры в родной религии, фольклоре или же советском прошлом,
— поясняет Богачева. 
Иаков Белый-Кругляков тренда на православие не замечает, хотя среди его паствы много молодежи. При этом священник уверен, что есть церковные духовные центры (храмы, приходы, монастыри), у которых получается притягивать молодое поколение естественным образом. В том числе «Антипа», храм Святителя Николая Мирликийского На Трех Горах и собор Феодоровской иконы Божией матери в Петербурге.
 
Бильярд и купола: от братвы к лайфстайлу
Перелистывая страницы истории в поисках собственной идентичности, зумеры обратились и к 90-м. Из этой эпохи они почерпнули увлечение бильярдом. Правда, в 90-х в бильярде, в прокуренных и мрачных заведениях на расцарапанных киями столах играло несколько типов людей: бандиты, сотрудники милиции, каталы — хорошие игроки и даже шулера, пытавшиеся заработать на лохах. Ныне в Москве открываются стильные места вроде «8 шаров», чья целевая аудитория — модная молодежь. Статистика это подтверждает: в 2023-м число бильярдных в городах-миллионниках выросло на 7 %, а интерес к ним — на 20 %. 
Loading...
Источник: «8 шаров»
Владелец клуба «Дорожка» Саша Мартынов объясняет этот феномен так: каждые 20-30 лет всё повторяется и бильярдный бум — лучшее тому подтверждение. Логично, что в девяностые бильярд был для бандитов, сейчас — для зумеров с их любовью к ретровейву.
Еще один, странный-нестранный, но все же тренд, пришедший к зумерам от бандитов, — это тату с куполами. Да-да, те самые тюремные идентификаторы («только синие они, и ни грамма золота»). Каждый купол — это одна тюремная ходка. Такая вот «трудовая книжка» вора.
 
 
Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...
Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

Loading...

Источник: naokonee.tat / Соцсети

В тюрьме татуировка была важной частью опознавательно-иерархической системы, а вот в среде зумеров она стала осознанным экспериментом со смыслами. Также бытует мнение, что зумеры, как поколение, не погруженное в полной мере в тюремную культуру, могут воспринимать изображение куполов и храмов как проявление самоидентичности и выражения связи с культурным наследием: некоторые клиенты просят набить церкви из родных мест.
Религиозные татуировки никогда не были предметом того, над чем церковь бы размышляла: «Интересно, а правильно это или нет? А будем мы это разрешать или нет?», 
— замечает Иаков Белый-Кругляков.
Когда молодые люди подходят и просят благословения сделать тату, он отвечает: «Делайте, что хотите».
Тело — это важная часть нашей природы и христианства. Это священный сосуд, который содержит душу бессмертную. Поэтому отношение к нему должно быть благоговейное, серьезное. И исходя из этого можно делать все, что угодно, 
— заключает он.
 
Кадышева и поп-фолк: неглубокое погружение в русскую культуру 
Из новенького: в 2024 году гимп эстетики slavic core «Мой мармеладный» Кати Лель сменился липсинками в соцсетях под «Плывет веночек» Надежды Кадышевой. Опять же, трек, появившийся 20 лет назад, вирусится среди людей, тогда еще даже не родившихся.
И что вы думаете? Руками поколения Z виральность «Веночка» достигла небывалых масштабов (чего стоят миллионы просмотров) и перекочевала в офлайн. Молодые фанаты заслуженной артистки начали покупать билеты на концерты и подпевать ее хитам «Виновата ли я», «Течет ручей», «Широка река». Вот это мы понимаем, трансерфинг реальности!
Loading...
Источник: Алексей Белкин / NEWS.ru / ТАСС
Пользователи Сети популярность Надежды объясняют по-разному. Одни восхищаются многогранностью артистки и отмечают душевность ее песен, другие говорят об усталости от рэпа и попсы. А мы, видимо, стали свидетелями этого русского народного ренессанса.  
Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо» всегда, даже в лихие девяностые, когда они были на своем пике, были музыкой лютейшего отстоя. Даже группа «Руки вверх» считалась эталоном хорошего вкуса по сравнению с Надеждой Кадышевой. По-моему, ее даже в девяностые слушали люди за 50. А то, что спустя 30 лет она полюбилась зумерам, мне кажется запредельной иронией поколения, которое может переварить практически все в шутку и воспринимает жизнь как рилсы, 
— объясняет резкую волну популярности артистки среди молодежи Олег Кармунин, атвор YouTube-канала «Лазерный диск» и телеграм-канала «Русский шаффл».
Вот некоторые высказывания молодых людей касаемо вайба ансамбля «Золотое кольцо»: «Рейв на концерте Кадышевой лучше, чем в “Мутаборе”», «Во всех городах нет билетов! Это что такое? Я тоже хочу плясать в кокошнике», «Как она кайфует и качает! Русский народный Снуп Догг», «С такой популярностью у нее скоро мошпиты и слэмы на концертах будут».
Кармунин продолжает:
Они [зумеры] эту шутку сделали явью и вдруг заговорили на серьезном о том, о чем представители поколения миллениалов, например, не могли говорить. Мы [миллениалы] считали, что есть музыка хорошего вкуса — так нас учили в разных глянцевых журналах, а есть отстой. Есть Надежда Кадышева, русская попса и всякая ерунда, которую слушать не нужно, а ходить на такие концерты и обращать на них внимание — запрещено. В то время как зумеры так не считают. Они живут рилсами и тик-токами. И если что-то завирусилось (неважно, хорошего оно вкуса или плохого), значит, оно крутое! Поэтому зумеры без оглядки готовы приколоться с Кадышевой и принять ее. А для тех, кто действительно хочет познакомиться с русской народной музыкой без клюквы, я советую послушать группу «Ягода». 
Хотя продюсер Виктор Дробыш заявил, что успех артистки будет недолгим, поскольку ее творчество быстро утомит зумеров, команда Кадышевой готовится перейти от закрытых концертных залов к стадионам, билеты на майские шоу уже раскуплены, доход «Золотого кольца» за год увеличился втрое, а прослушивания на «Яндекс.Музыке» перевалили за 2,5 миллиона в месяц. 
Loading...
Источник: Пелагия Тихонова / РИА Новости
Шура Богачева считает, что у русского ренессанса несколько граней:
В случае с тату куполов или прослушиванием Надежды Кадышевой я думаю, что речь идет либо об очень неглубоком погружении в родную культуру через поп-фолк, либо о желании хотя бы этим маленьким и тоже неглубоким жестом — татушкой с изображением храмов из родного города — приобщиться к большой и сложной русской культуре и ощутить опору. А вот те, кто приобщился к православию, каким-то спортивным и спа-практикам, вполне могут растянуть их на всю жизнь.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.