Научи, как тебя учить: колонка Ирины Ефимовой

  • Тренды

  • 31.07.2025 в 13:41

Цифровое просвещение требует новых форм — назидательная манера ему категорически не к лицу, считает Ирина Ефимова, организатор конференции ЦИПР и фестиваля «Тех-Френдли Викенд».

Loading...
Ирина Ефимова. Организатор конференции ЦИПР и фестиваля«Тех-Френдли Викенд»
Повестка кажется очевидной: технологии очень быстро развиваются, полностью перелопачивают повседневность, профессии, коммуникации, образование. Вот же оно, новое, новее некуда! Все, по идее, хотят кричать об этом, спорить взахлеб. Но нет, чем больше мы об этом говорим, тем чаще сталкиваемся с усталостью от темы. Особенно у тех, кого принято называть «цифровыми аборигенами», — подростков, студентов, молодых специалистов. Ожидание, что они «и так все понимают», — наивность. Практика показывает, что не понимают. Более того, по данным ВЦИОМ, около 47% подростков испытывают тревожность, когда речь заходит о будущем технологий, ИИ и цифровой безопасности. Тревожатся, но не отторгают. И очень устали оттого, что им этот новый мир постоянно объясняют. 
Поэтому цифровое просвещение должно быть не актом передачи знаний, а включением. Оно работает, когда вовлекает. Не надо рассказывать, как устроен искусственный интеллект, — спросите подростков, как они с ним взаимодействуют. Не предупреждайте человека, что за ним тянется цифровой след, а говорите с ним о том, как это ощущается в его личной онлайн-практике. Не выстраивайте линейную траекторию, а создавайте среду, где молодые участники становятся соавторами.
Мы в рамках ЦИПР перестраиваем молодежную программу именно по этим принципам. Вместо лекций — пространства для совместного опыта. Вместо обучения — диалог. Этот подход требует гибкости и эмпатии со стороны организаторов. Но зато он работает.
Хороший пример — «Тех-­Френдли Викенд», фестиваль, где технологии становятся частью живого культурного опыта. Здесь нет обязательных маршрутов и единственно верных форматов. Кто-то приходит за вдохновением, кто-то — за возможностью попробовать новое, кто-то — чтобы задавать неудобные вопросы. На площадках фестиваля дети собирают своих первых роботов, подростки работают с нейроинтерфейсами, родители обсуждают очень беспокоящий их цифровой след, а художники создают перформансы вместе с ИИ. Это не шоу и не симуляция будущего — просто честный опыт настоящего.
Важно отказаться от представления, что цифровая культура — это замкнутая система для продвинутых. Подлинное цифровое просвещение требует признания того, что все пока неопределенно, и готовности к межпоколенческому диалогу. Молодые люди чувствуют фальшь, когда с ними говорят с позиции сверху. Но они готовы включаться, если видят уважение к своим взглядам и тому, что они умеют.
Мероприятия, во время которых подростки спорят с профессионалами — о цифровой этике, об авторских правах в эпоху ИИ, об ответственности алгоритмов, — оказываются самыми продуктивными. В столкновении разных точек зрения возникает интерес, развивается мышление и рождается доверие. А без доверия невозможна ни цифровая трансформация, ни воспитание технологической осознанности. 
Loading...
Можно ли научить осознанному цифровому поведению? Возможно, нет. Но можно создать условия, в которых оно начнет зарождаться. «Среда» — ключевое слово. Не методичка, не программа, не набор уроков, а культурная, эмоциональная, событийная среда, где молодые люди могут видеть и чувствовать, как технологии влияют на них и как они могут влиять на технологии.
Цифровое просвещение должно быть междисциплинарным. Понимание технологий невозможно без гуманитарной оптики, то есть смотреть надо с точки зрения истории, философии, искусства. Когда подросток пишет код, он принимает этические решения. Когда дизайнер работает с генеративной моделью, он сталкивается с вопросами авторства. Это я к тому, что цифровое мышление подразумевает большую культурную чувствительность.
Родители и педагоги тут уже не носители истины, а партнеры в разговоре. Им самим сложно: технологии меняются быстрее, чем успевают обновиться их методики. Но интерес, внимание к эмоциям ребенка, открытость к совместному исследованию важнее, чем теоретическая подкованность. Мы видим это на фестивалях, когда родители и дети вместе пробуют новые форматы, участвуют в игровых сессиях, обсуждают личные цифровые дилеммы.
Сегодня в мире много инициатив, которые работают на пересечении технологии, образования и культуры. Мы изучаем такие проекты, обмениваемся опытом с коллегами из других стран. Где-то больше акцент на медиаобразование, где-то — на цифровое гражданство, где-то — на устойчивый ИИ. Но общее у всех то, что они отходят от монолога и практикуют совместное мышление. И совместные действия. 
Цифровое просвещение — это не только про детей. Про всех нас тоже. Про то, как мы вместе учимся быть людьми в новом контексте. Как учимся отличать важное от шумного, задавать вопросы к алгоритмам, критически относиться к информации, не терять чувствительность в мире экранов. И это путь, который не может быть навязан. Он может быть только предложен.
Один из важнейших навыков — сохранять эмпатию в цифровой среде. В эпоху, когда коммуникация все чаще происходит через экраны, важно не терять ощущение другого человека. Цифровая эмпатия — это вполне практическая способность: различать интонации в переписке, распознавать манипуляции, выражать поддержку значками. Этому не учат на ИТ-курсах, но цифровое взросление без этого невозможно. 
Мы все чаще сталкиваемся с вызовами, которые ставят технологии. Нейросети, подделки реальности, ИИ-решения, заменяющие человеческое мнение. Все это требует нового уровня критичности. В таких ситуациях подростки должны чувствовать себя не пассивными наблюдателями, а активными участниками. Потому что этика в цифровом мире не догма. Это разговор, в котором постоянно что-то уточняется. И чем больше в этом разговоре будет разных голосов, тем устойчивее будет его результат.
Важно и то, что цифровое просвещение — это про новые профессии, новые идентичности. Подростки примеряют на себя роли разработчиков, модераторов, цифровых активистов, медиа­артистов. И наша задача — расширять их представления о возможном. Показывать, что технологии — это не только про код, но и про культуру. Не только про рынок, но и про ценности.
Именно в широте подхода я вижу надежду на устойчивое цифровое будущее. Где технология не цель, а инструмент. Где человек — в центре. А язык, на котором мы об этом говорим, — живой, разнообразный, допускающий сомнения. 
Цифровое просвещение — не миссия сверху. Это новая форма культурного контракта. И он будет соблюдаться, только если мы построим его на уважении, диалоге и общем интересе к будущему. Которое, как известно, начинается не с технологии, а с вопроса: «А ты как это видишь?»

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.