Нарисуем — будем жить: что такое арт-резиденции и чем они живут
Тренды
25.08.2025 в 12:00
Лера Варпаева
В Нижнем настолько хорошо относятся к арту вообще и к стрит-арту в частности, что зовут художников вдохновляться и работать — в художественные резиденции.
Открытие выставки Полины Стриж «Жив был пес» в ЦСИ «Терминал А», 2024
Резиденции — это для художников как манна небесная: некий меценат, музей или местные власти дают возможность пожить в красивом месте, сменить картинку, спокойно поработать, а заодно завязать полезные знакомства. Большинство резиденций предоставляет даже материал для проектов — потому что они святые.
Но не совсем бескорыстные. Организаторы преследуют свои цели: привлечь новые имена, сделать выставку, оживить культурный ландшафт. Художников приглашают напрямую или устраивают опен-коллы, отбирая тех, кто подходит под тему резиденции или стиль, близкий организаторам.
Это не нововведение. Еще в XVI веке Медичи выбирали себе подопечных — среди них Микеланджело и Леонардо да Винчи — и селили в своих палаццо. В XVII веке Франция учредила стипендию Prix de Rome на обучение во Французской академии в Риме.
Но люди искусства могут устроить резиденцию и без спонсоров. В конце XIX века около Бремена самоорганизовалась Ворпсведская колония, где художественными поисками занимались скульптор (и будущая жена поэта Рильке) Клара Вестхофф, живописец югендстиля Генрих Фогелер и важная для немецкого экспрессионизма художница Паула Модерзон-Беккер. У французов был Барбизон в лесу Фонтенбло, где родители импрессионизма писали природу на пленэре. В 1960-х формат резиденции хорошо вписался в картину мира бунтарей, которые, с одной стороны, хотели жить среди своих, а с другой — были не прочь подвигнуть общество на изменения, а в таких случаях нужно место, чтобы писать манифест.
В России художники предпочитали, чтобы их кто-нибудь пригласил к себе на дачу. В Абрамцево при Савве Мамонтове жили и работали Врубель, Репин, Левитан, братья Васнецовы, Поленов, Серов. Была Академическая дача имени Репина под Вышним Волочком, которую называли «Русским Барбизоном», там все еще Дом творчества. В Солнечногорске c 1945 по 1991 год работал Всесоюзный дом творчества «Сенеж», куда заезжали и Татлин, и Мухина, и Кукрыниксы, и Мессерер.
Сейчас в России действуют около тридцати резиденций, причем десять из них — в Нижнем Новгороде и его окрестностях. С 2023 года их поддерживает правительство области. Базируются они, как правило, в арт-институциях и приглашают не только классических художников, но и театралов, ювелиров, иконописцев.
Яна Серобабина за работой в своей мастерской в резиденции ЦСИ «Терминал А», 2024
«Тихая»
В 2025 году студия, образовавшаяся когда-то как небольшая художественная мастерская, празднует десятилетие. Это серьезное место с выставочным пространством, открытым хранением работ, экскурсиями и местом для проживания и работы художников. Всего в пяти минутах от Нижегородского кремля работают постоянные обитатели: Артем Филатов, Андрей Оленев, Владимир Чернышев, Елена Лисица, команда «Той», Яков Хорев, Иван Белов, Александр Лавров, Антон Мороков и Алексей Старков.
Для непостоянных опен-коллы объявляют в соцсетях и на сайте галереи. Тематика каждый год разная — в этом году пригласили на двадцать-тридцать дней художников, работающих с ландшафтом и ленд-арт-проектами. «Тихая» их поселит, оплатит проезд до Нижнего и домой, трансферы, материалы, а также выплатит сто тысяч гонорара. В этом году тут будут работать Дарья Зайцева, Галина Андреева и Константин Росляков. От них ждут проект ленд-арта, посвященного островам на Волге, — с возможностью реализации.
«Выкса»
В 2011 году прошел первый «Арт-овраг» — фестиваль, инициированный металлургическим заводом и благотворительным фондом «ОМК-Участие». Проект вырос в «Выкса-фестиваль» и превратил индустриальный город в музей под открытым небом с арт-объектами и муралами. Завод стал стрит-арт-парком с самыми большими в Европе граффити от Миши Most и гигантской работой Эрика Булатова. В здании позднесоветского кафе «Волна» выставляются художники, в том числе участники местной арт-резиденции. Кураторы выбирают их через опен-колл на сайте фестиваля «Выкса» обычно в конце осени — начале зимы. Условия такие: от четырех до восьми недель в культурном центре «Волна» со спальней, кухней и мастерской. Резиденция выплачивает гонорар сто тысяч рублей, покрывает проезд в обе стороны, расходы на материалы до тридцати тысяч рублей, а на итоговый проект — до ста тысяч. Художник знакомится с местным сообществом, проводит мастер-класс или читает лекцию, представляет итоговый проект.
Живописец из Сенегала Кассу Сейду в арт-резиденции «Выкса», 2025
Через резиденцию «Выксы» прошли более восьмидесяти художников, исследовавших историю и культуру города. Александра Нестеркина сделала проект «Твин Выкс» о неизвестной цивилизации, которая могла бы жить в этих местах, Владимир Абих — арт-объекты из металла, Ян Посадский — паблик-арт на конструкции водосброса Верхневыксунского пруда. В этом году приглашение получили четыре художника из Сенегала: в мае здесь работал Кассу Сейду, в конце июня проект презентует Серинь Ибрагим Дийе.
ЦСИ «Терминал А»
В 2022 году институция восстановила полузаброшенное здание бывшего судостроительного завода XIX века. Теперь это центр современного искусства на берегу Волги с выставками, мастерскими и арт-резиденцией. В разное время сюда приезжали Лана Морозова, Matiush First и «Малышки 18:22». В этом году работают три направления: фотография, театр и ювелирное дело. Опен-колл прошел весной — приехала первая резидентка этого сезона, фотограф Ксения Инверс. Резиденция длится четыре недели — результатом может быть организация выставки, презентация коллекции изделий из металла или показ спектакля. Оплачивают проживание, расходы на проезд до Нижнего Новгорода и обратно, бюджет на реализацию проекта и обеспечивают продюсерское сопровождение — от организации до продвижения в соцсетях.
Futuro
Психогеографический дрейф куратора и резидентки арт-резиденции галереи Futuro в 2024 году Дарьи Ярцевой «Агенты хаоса» в Нижнем Новгороде
В руинированных интерьерах особняка, пережившего пожар, выставки проводят с 2016 года, а в 2024 году галерея открыла еще одну точку — на территории ЦСИ «Винзавод» в Москве. В прошлые годы участниками их резиденции были Злата Корнилова со скульптурами по мотивам городецкой резьбы, Сергей Карев с исследованием живописи заброшенных церквей, Даня Пирогов с изучением карстовых провалов и Алексей Васильев с волжскими пейзажами.
Воркшоп «Артефакты. Превращение в текст» художника Дани Пирогова, резидента арт-резиденции галереи Futuro в 2023 году
В 2025 году Futuro не проводила опен-колл и самостоятельно пригласила резидентов: арт-группу NONSNS, Ивана Шелоболина, Романа Сакина, Алексея Корси. Состав сильный и разнообразный по медиуму: эти художники работают с хеппенингами, звуком, философскими трактатами, фотографией.
Православная арт-резиденция
В прошлом году на базе центра «Лев и вишня» в Городце Игорь Каплун написал иконы святых нижегородской земли, Ника Клецки создала серию паблик-арта в Городце и селе Николо-Погост, а Александр Цыпков — мурал «Архангел» прямо напротив нижегородской ярмарки и арт-объект «Богоматерь Оранта». В этом году эксперимент с резиденцией повторят — на этот раз ожидают работу с фотографией, музыкой и декоративно-прикладным искусством. Резиденты поедут в экспедицию по нескольким городам региона.
Резидент Православной арт-резиденции в 2024 году Саша Цыпко в на фоне своего мурала «Архангел» в Нижнем Новгороде
«9Б»
Галерея Елены Тальянской и Георгия Смирнова с граффити Дмитрия Аске на фасаде существует с 2018 года. Арт-резиденция появилась в 2019-м: в разные годы Маша Обухова создавала здесь коллекцию гребней для современной супергероини, Родион Китаев перерабатывал суеверия и старообрядческие легенды, а Игорь Поносов — образы окружающих нас заборов и решеток.
Выставка работ Маши Обуховой в галерее «9Б» по итогам арт-резиденции в 2024 году
Для участия в опен-колле требуется портфолио и CV, черновик проекта, связанного с местным контекстом, и список публичных мероприятий. Принимают заявки от художников любого возраста, вне зависимости от медиумов, техник и жанров — резидентов на срок от трех до четырех недель выбирает команда галереи. Грант им дают на индивидуальных условиях, покрывают расходы на создание проекта и транспорт, организуют место для проживания и работы внутри галереи. Резидентов знакомят с культурой региона и обеспечивают pr-поддержку. В 2025 году сюда попали художники Ян Посадский (Москва, Воронеж), Алена Пасхина (Москва), Анна Бат (Омск), Дмитрий Птицын (Самара).
Итоговое мероприятие первого сезона программы арт-резиденций в 2023 году — экспозиция работ, созданных художниками за год
Центр театрального мастерства
Итоговыми работами 2024 года были спектакль-инсталляция об одиночестве, перформанс-шествие и вокальная инсталляция на основе исследований сел Владимирское, Тоншаево и Васильсурск. Осенью 2025 года ЦТМ открывает новую сцену в историческом здании Нижполиграфа — программа театральных резиденций будет реализована на базе новой площадки.
***
В 2025 году появятся еще три резиденции. Художники будут жить в арендованных апартаментах в Нижнем Новгороде. Гонорар для всех равный — сто тысяч рублей. Также организаторы покрывают расходы на дорогу и материалы, предоставляют отдельное рабочее пространство.
Арт-резиденция НГХМ при одном из старейших музеев России — это программа совместной работы художников и исследователей с коллекцией музея. «Открытая резиденция» приглашает художников с ментальными особенностями. Курировать работу Zoika и Любови Образцовой будет фонд «Новые городские художники» из Петербурга. Третья — модная — резиденция пригласила дизайнера Игоря Андреева, основателя бренда Vereja. Он будет исследовать историю швейной промышленности города, уклад и мифологию региона, познакомится с мастерами декоративно-прикладного искусства.