Ярмарки, биеннале и новые музейные локации — искусствовед и куратор Московского музея современного искусства Люся Янгирова рассказывает о самых заметных событиях в художественной жизни Москвы и не только.
Москва: театральный квартал и фестиваль художественных практик
Среди громких московских событий мая можно отметить «предоткрытие» Театрального музея имени Бахрушина. Сейчас вокруг основного музейного здания заканчиваются работы по строительству театрального квартала — комплекса, который объединит Музей истоков театра, а также учебные и репетиционные помещения театральных вузов Москвы. Интерес публики решили подогреть нестандартно — в одном из новых корпусов открыли выставку «Искусство и дизайн», соорганизатором выступил российский аукцион современного искусства Vladey.
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Источник: пресс-служба Театрального музея имени А. А. Бахрушина
Мероприятие получилось взаимовыгодным: музей получает грамотный прогрев публики, частично показав итоги реконструкции, а Vladey открывает предаукционную выставку со звездным составом в новой локации. Российский зритель явно отвык от западных художников вроде Дэмиена Херста или Герхарда Рихтера — «Свечу» последнего прошлым летом показывали на выставке в ГЭС-2 (и то сказать, полотно Рихтера принадлежит фонду V-A-С).
Фасад обновленного музея украшают «Компаньоны» KAWS (художник Брайан Доннелли) — шесть крупных скульптур, созданных бывшим мультипликатором студии Disney и вдохновленных Микки Маусом, — предмет особой гордости организаторов.
Источник: предоставлено Art Space Hopping
Источник: предоставлено Art Space Hopping
Источник: предоставлено Art Space Hopping
Источник: предоставлено Art Space Hopping
С меньшим пафосом, но не меньшим размахом в конце мая в Москве проходит фестиваль художественных практик Art Space Hopping. Его проводят уже в четвертый раз, объединив в программе более 100 городских локаций. По сути, это карта неофициальной художественной жизни Москвы с небольшими оговорками: в числе участников в этом году мастерские музея «Гараж» и Центр художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2».
Самыми интересными точками маршрута стали многочисленные мастерские, куда, в отличие от общедоступных галерей, не зайдешь с улицы. Фестиваль демонстрирует поддержку не столько самого современного искусства, сколько художников, для которых участие в нем — возможность найти новую публику и покупателей. Особенно это актуально для тех, кто не связан контрактом с галереей и вынужден заниматься продвижением самостоятельно.
Нижний Новгород: ярмарка графики и экобиеннале
В мае по числу культурных событий в России однозначно лидирует Нижний Новгород. Город, который несколько лет назад был второй после Екатеринбурга неофициальной столицей стрит-арта, сейчас превратился в один из крупнейших центров за пределами Москвы.
В середине месяца здесь прошла уже третья ярмарка графики «Контур». Изначально она была создана как более демократичная альтернатива солидным московским ярмаркам вроде Cosmoscow, представляющей работы российских арт-звезд по вполне люксовым ценам. За три года существования «Контур» доказал, что интерес к графике, в том числе тиражной, достаточно высок, а ее покупка — хорошее вложение средств и, возможно, старт собственной коллекции. К слову, о коллекционерах. Наиболее медийные российские — Денис Химиляйне и Антон Козлов — на «Контуре» выступили фактически в статусе галеристов, представив собственные концептуальные стенды с графикой и фотографией.
Ярмарка пересматривает отношение к традиционному «набору» участников, отдавая предпочтение немосковским галереям: в нынешнем составе участников, например, обошлось без старожилов вроде галереи Крокин и Fineart. Ну и отдельно отмечу еще один тренд: в этом году «Контур» представил секцию с фотографией — еще один демократичный вид искусства (разумеется, без учета шедевров), продвигать и продавать который всегда гораздо затратнее, чем более классические.
Источник: Первая международная биеннале экологического искусства
Еще одним громким событием в Нижнем стало открытие Первой международной экологической биеннале. Проект захватывает все крупные площадки города: «Арсенал», ЦСИ «Терминал А», пространство «Цех», студию «Тихая» и даже Государственный художественный музей — в нем открыли выставку Марии Сафроновой и Антона Кузнецова «Зона пчел», которую осенью 2024 года показывала галерея «Триумф» (они же выступают основным организатором биеннале). Проект Сафроновой и Кузнецова — это своеобразная арт-интервенция в постоянную экспозицию музея. Прием, безусловно, неоригинальный, но с консервативным пространством работающий безотказно.
Вообще, тема экологии беспроигрышна для любого проекта. Размышления о будущем человечества и его безопасности современное искусство позволяет трактовать максимально широко. В числе спецпроектов биеннале — выставка в пространстве «Цех», показывающем медиаискусство. Среди участников — британский художник, выходец из Италии Давид Квайола, чью видеоработу показывали в рамках V Московской молодежной биеннале еще в 2016 году.
Европа: музей миграции на месте склада
В Роттердаме (Нидерланды) на месте некогда крупнейшего склада в Европе открылся музей миграции Fenix. Здание спроектировало китайское бюро MAD во главе с архитектором Ма Янсуном.
Источник: Northwest Digital Heritage
В музее рассказывают о миграции как об универсальном человеческом опыте: обычный переезд в пределах одной страны, судьбы беженцев по всему миру, вынужденная релокация — в течение жизни мы «мигрируем постоянно».
Экспозиция начинается с канонического библейского сюжета «Бегство Иосифа и Марии в Египет» и описывает «странствия» на протяжении всей мировой истории. Сейчас в музее представлено более сотни работ — от старинных гравюр до масштабных инсталляций. Вообще, тема миграции — одна из самых острых и актуальных в современном мире. Достаточно вспомнить последнюю Венецианскую биеннале (2024), которая называлась «Чужестранцы повсюду» (Foreigners Everywhere) и также критически осмысливала тему перемещений человечества в нынешних беспокойных реалиях.