Москва архитектурная: нарышкинский стиль

  • Места

  • 27.01.2025 в 13:56
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. Сегодня речь пойдет о нарышкинском стиле. Он появился  в конце XVII века в храмовой архитектуре и ознаменовал собой один из первых поворотов России к западноевропейскому укладу жизни. Вопреки распространенному мнению, это никакое не барокко, но самобытное направление, сочетавшее в себе древнерусские архитектурные традиции с элементами европейской классики.

<span style="background-color:transparent;color:#333333;">&#x425;&#x440;&#x430;&#x43c; &#x438;&#x43a;&#x43e;&#x43d;&#x44b; &#x411;&#x43e;&#x436;&#x438;&#x435;&#x439; &#x41c;&#x430;&#x442;&#x435;&#x440;&#x438; &#xab;&#x417;&#x43d;&#x430;&#x43c;&#x435;&#x43d;&#x438;&#x435;&#xbb; &#x43d;&#x430; &#x428;&#x435;&#x440;&#x435;&#x43c;&#x435;&#x442;&#x435;&#x432;&#x43e;&#x43c; &#x434;&#x432;&#x43e;&#x440;&#x435;. &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;, &#x43a;&#x43e;&#x43d;&#x435;&#x446; 1680-&#x445; &#x433;&#x43e;&#x434;&#x43e;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-size:13px;">&#x418;&#x43b;&#x44e;&#x445;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x41d;&#x430;&#x442;&#x430;&#x43b;&#x44c;&#x44f; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе. Москва, конец 1680-х годов. Фото: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори

Поиск новых союзников
Течение в русском зодчестве, названное в честь боярского рода Нарышкиных, отразило серьезные перемены в стране. Тотальный поворот к Западу не был случайной прихотью Петра I, как принято считать, но начался обдуманно, закономерно и несколько раньше — при его отце, царе Алексее Михайловиче. Позже тенденция набрала силу уже в правление Софьи, просвещенной царицы, чье окружение поддерживало тесные контакты с Европой.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;">&#x425;&#x440;&#x430;&#x43c; &#x412;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x440;&#x435;&#x441;&#x435;&#x43d;&#x438;&#x44f; &#x425;&#x440;&#x438;&#x441;&#x442;&#x43e;&#x432;&#x430; &#x432; &#x41a;&#x430;&#x434;&#x430;&#x448;&#x430;&#x445;. &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;, 1687&#x2013;1695 &#x433;&#x43e;&#x434;&#x44b;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-size:13px;">&#x414;&#x43c;&#x438;&#x442;&#x440;&#x438;&#x439; &#x41d;&#x435;&#x443;&#x43c;&#x43e;&#x438;&#x43d; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва, 1687–1695 годы. Фото: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори

Западный вектор был по-своему исторически неизбежен и отчасти объяснялся падением Константинополя во второй половине XV столетия. Потеря православного гегемона в регионе и главного культурного ориентира оставляла Россию уязвимой перед западными соседями, не говоря уже о техническом и военном отставании от них. Поэтому разворот к католическим и протестантским иностранным партнерам, скорее всего, рано или поздно стал бы вынужденным шагом любого русского царя.
Прозападное направление в культуре вскоре сказалось на проектировании православных церквей, монастырей и соборов. Архитектурные образцы католического зодчества распространялись в России через Немецкую слободу, а также благодаря привезенным из Европы книгам и гравюрам с изображенными на них зданиями. Русские зодчие перенимали новые элементы постепенно, в целом все еще придерживаясь национальных традиций.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;">&#x425;&#x440;&#x430;&#x43c; &#x41f;&#x43e;&#x43a;&#x440;&#x43e;&#x432;&#x430; &#x41f;&#x440;&#x435;&#x441;&#x432;&#x44f;&#x442;&#x43e;&#x439; &#x411;&#x43e;&#x433;&#x43e;&#x440;&#x43e;&#x434;&#x438;&#x446;&#x44b; &#x432; &#x424;&#x438;&#x43b;&#x44f;&#x445;. &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;, 1690&#x2013;1693 &#x433;&#x43e;&#x434;&#x44b;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-size:13px;">&#x415;&#x43b;&#x435;&#x43d;&#x430; &#x41a;&#x43e;&#x440;&#x43e;&#x43c;&#x44b;&#x441;&#x43b;&#x43e;&#x432;&#x430; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Москва, 1690–1693 годы. Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

В своей планировке и композиции постройки в нарышкинском стиле долгое время оставались верны русским корням. Однако такие сугубо импортные детали фасадов, как коринфские колонны, яркие сочетания красного кирпича с белым камнем, а также полихромные изразцы и позолоченная резьба в интерьере, постепенно проникали в архитектуру русских сооружений и становились неотъемлемой частью местной культуры.
Великое посольство и перемены в роли церкви
С 1700 по 1721 год Петр I принялся за серьезные реформы в церкви, почти полностью отстранившие ее от участия в государственных делах. Преобразования продолжали меры по модернизации церкви, предпринятые при его отце, царе Алексее Михайловиче, и известные как никоновская реформа — по имени проводившего ее лояльного царю патриарха Никона. Эта реформа повлекла за собой перемены не только внутренние, но и внешние. Так, в архитектуру православных храмов стали постепенно включаться элементы западных католических церквей.
Сопротивление никоновской реформе было настолько ожесточенным, что Петр уже в начале царствования был вынужден усилить давление на духовенство и продолжить преобразования, начатые при его отце. Однако на самом деле это была его борьба за собственную абсолютную власть. Самодержец стремился всеми силами лишить духовенство возможности вмешиваться в его радикальные преобразования России на западный лад.
 
<span style="background-color:transparent;color:#000000;">&#x425;&#x440;&#x430;&#x43c; &#x421;&#x432;&#x44f;&#x442;&#x43e;&#x433;&#x43e; &#x418;&#x43e;&#x430;&#x43d;&#x43d;&#x430; &#x412;&#x43e;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x43d;&#x430; &#x42f;&#x43a;&#x438;&#x43c;&#x430;&#x43d;&#x43a;&#x435;. &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;, 1704&#x2013;1713 &#x433;&#x43e;&#x434;&#x44b;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-size:13px;">&#x410;&#x43b;&#x435;&#x43a;&#x441;&#x435;&#x439; &#x413;&#x43e;&#x43b;&#x43e;&#x432;&#x430;&#x43d;&#x43e;&#x432; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Храм Святого Иоанна Воина на Якиманке. Москва, 1704–1713 годы. Фото: Алексей Голованов / Фотобанк Лори

Дипломатическая миссия Петра I в страны Европы в 1697–1698 годах стала решающим эпизодом в его правлении, запустив череду военных, административных и социальных реформ. Вернувшись на родину, Петр принялся за обновление армии, государственного аппарата и общества, взяв курс на ускоренную модернизацию.
С этого времени взгляды Петра на архитектуру резко изменились. Ранее его мало интересовали строительные стили, но, побывав в Европе, царь увидел, что даже так называемые прозападные московские здания успели устареть на фоне современных европейских построек в стиле барокко, сочетавших демонстративную роскошь с драматическими эффектами. Не желая отставать от передовых веяний, Петр перенес новую эстетику в Россию. Так началась эра, которую можно назвать архитектурой Великого посольства, — промежуточный этап перед появлением петровского барокко, до чьего расцвета в Санкт-Петербурге осталось недолго.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;">&#x417;&#x43d;&#x430;&#x43c;&#x435;&#x43d;&#x438;&#x442;&#x430;&#x44f; &#x43a;&#x430;&#x440;&#x442;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x412;.&#xa0;&#x418;. &#x421;&#x443;&#x440;&#x438;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x430; &#xab;&#x411;&#x43e;&#x44f;&#x440;&#x44b;&#x43d;&#x44f; &#x41c;&#x43e;&#x440;&#x43e;&#x437;&#x43e;&#x432;&#x430;&#xbb; &#x43f;&#x43e;&#x441;&#x432;&#x44f;&#x449;&#x435;&#x43d;&#x430; &#x43f;&#x435;&#x440;&#x438;&#x43e;&#x434;&#x443; &#x446;&#x435;&#x440;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x43d;&#x43e;&#x433;&#x43e; &#x440;&#x430;&#x441;&#x43a;&#x43e;&#x43b;&#x430;, &#x413;&#x43e;&#x441;&#x443;&#x434;&#x430;&#x440;&#x441;&#x442;&#x432;&#x435;&#x43d;&#x43d;&#x430;&#x44f; &#x422;&#x440;&#x435;&#x442;&#x44c;&#x44f;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x441;&#x43a;&#x430;&#x44f; &#x433;&#x430;&#x43b;&#x435;&#x440;&#x435;&#x44f;, &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;</span>

Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена периоду церковного раскола, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Русское наследие начинает забываться
Днем основания Санкт-Петербурга считается 27 (16) мая 1703 года, когда Петр I заложил крепость на Заячьем острове в устье реки Невы, на отвоеванных у шведов землях. Событие послужило отправной точкой для строительства новой столицы, которая навсегда изменит облик России. А в октябре 1714 года Петр издал указ, запрещающий каменное строительство по всей стране, кроме Петербурга, чтобы привлечь мастеров в северную столицу.
Введенный запрет стимулировал развитие деревянного строительства и деревообработки. Официально отменили его лишь в 1741 году, и каменное строительство в стране возобновилось. Однако это не помогло спасти отечественные традиции в архитектуре. Новые постройки все увереннее приобретали европейские черты и теряли национальный колорит.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;">&#x426;&#x435;&#x440;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x44c; &#x410;&#x440;&#x445;&#x430;&#x43d;&#x433;&#x435;&#x43b;&#x430; &#x413;&#x430;&#x432;&#x440;&#x438;&#x438;&#x43b;&#x430; (&#x41c;&#x435;&#x43d;&#x448;&#x438;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x430; &#x431;&#x430;&#x448;&#x43d;&#x44f;). &#x41c;&#x43e;&#x441;&#x43a;&#x432;&#x430;, 1704&#x2013;1707 &#x433;&#x43e;&#x434;&#x44b;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-size:13px;">E. O. / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Москва, 1704–1707 годы. Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Постепенно архитектура крупных русских городов в значительной степени утратила самобытность и стала порой неотличима от архитектуры городов Пруссии, Голландии или Австрии. Конечно, православные храмы не превратились в кальку с католических церквей. Русские каноны предусматривают определенную планировку, а также количество и расположение куполов. Но многие декоративные элементы оказались заимствованными из западноевропейской архитектуры. При этом в глубинке традиции нарышкинского стиля все еще сохранялись.
Нарышкинский стиль в архитектуре являет собой уникальный пример переплетения русской самобытности и европейских влияний. Вот уже более трехсот лет Россия ищет баланс между этими двумя началами, размышляя о своем месте в мировой культуре.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.