Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о барокко. Появление этого стиля в России стало знаковым событием в развитии русской архитектуры. В XVIII веке вкусы правящего класса страны окончательно развернулись к западноевропейской культуре при постепенном забвении своей собственной. В России начала произрастать и лидировать во многом «чужая» архитектура, хоть и поражающая своим великолепием. Барокко сочетало в себе несколько родственных течений. Каждое из них внесло свой вклад в облик русских храмов и дворцов.
Барокко возникло в Италии в конце XVI века и пришло в Россию к концу XVII. В Европе этот стиль первоначально ознаменовал возвращение ведущей роли католической церкви, основательно утратившей авторитет после потери Северной Европы в пользу протестантизма. Взяв на вооружение архитектурные приёмы победившего Ренессанса, католическое духовенство создало новый, куда более декоративный и театральный стиль.
Дворцовый павильон «Эрмитаж» в Царском Селе, 1753. Архитектор Бартоломео Растрелли. Фото: Вознесенская Ольга / Фотобанк Лори
Для барочной архитектуры характерно внимание к деталям, символы и аллегории, грандиозные композиции, преувеличения, эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые линии и обилие декора. Другими словами — поражающее воображение архитектурное «шоу», такое, чтобы у прихожан захватывало дух, а храмы убеждали в истинности и величии католической веры. Характерные черты стиля проявляются в щедром украшении фасадов и интерьеров позолотой, белокаменной резьбой и скульптурами. Это придаёт зданиям яркий и нарядный вид. Русское барокко разнообразно и делится на несколько направлений — строгановское, голицынское, петровское и елизаветинское. Каждое из них имеет уникальные черты и приметы.
Строгановское барокко
Эта интересная вариация нарышкинского стиля связана с именем Г. Д. Строганова, крупного мецената и промышленника.
По его заказу возведены несколько церквей в Нижнем Новгороде, Сольвычегодске, Устюжне и селе Гордеевка Нижегородской губернии. Здания этой ветви барокко отличаются богатым белокаменным декором, контрастирующим с кирпичными или бордовыми стенами. В их фасадах можно разглядеть изящные колонны, полукруглые фронтоны, декоративные раковины и фигурные наличники на окнах.
Строгановская церковь в Нижнем Новгороде, 1719. Фото: Vladimir Fedoroff / Фотобанк Лори
Наряду с заметным влиянием западноевропейской архитектуры, строгановский стиль сохраняет традиционные для русского храма композицию и колорит: пятиглавие, отсутствие столбов, фрески в интерьере.
Строгановская церковь 1719 года в Нижнем Новгороде — типичный образец того течения. Фасады украшены изящной белокаменной резьбой, всё более сложной с каждым ярусом. Окна оформлены растительными узорами и обрамлены колонками с мотивами виноградной лозы.
Голицынское барокко
Название происходит от имени князя Б. А. Голицына, наставника Петра I, поддержавшего его реформы. Среди трех храмов голицынского барокко самый известный — Знаменская церковь в Дубровицах, почти полностью выполненная в духе европейской архитектуры. В ней отсутствуют традиционные русские купола, вместо них центрическая композиция и обильный лепной и скульптурный декор, заменивший роспись.
Знаменская церковь в Дубровицах, 1699. Архитектор Никодемус Тессин Младший. Фото: Сергей Ревич / Фотобанк Лори
Голицынское барокко стало новаторским для своего времени, но не получило широкого распространения и осталось уникальным эпизодом в русской архитектуре.
Петровское барокко
Петровское барокко сложилось в период правления Петра I и получило развитие в Санкт-Петербурге, а до 1714 года — в Москве. После императорского указа каменное строительство было ограничено новой столицей.
Эта разновидность барокко отличает обширные кварталы Санкт-Петербурга. Петровский стиль, полностью ориентированный на западные образцы, обозначил окончательный разрыв с русской средневековой традицией. В культовых, как и в гражданских сооружениях акцентируется светскость. В основном для проектирования таких зданий привлекались иностранцы.
Петропавловский собор, Санкт-Петербург, 1703. Архитектор Доменико Трезини. Фото: Виктор Карасев / Фотобанк Лори
Петровская ветвь барокко выделяется сдержанностью, симметрией и упорядоченностью. Оштукатуренные фасады окрашивались в светлые цвета, подчёркивая белые декоративные элементы, а завершения зданий варьировались от шпилей до криволинейных крыш.
Известным примером петровского барокко служит Петропавловский собор в Петербурге, ставший главным храмом новой столицы и символом утвердившихся позиций Российской империи на берегах Балтийского моря. В плане собор напоминает корабль: с запада он увенчан высокой ярусной колокольней с ангелом на шпиле, а над предалтарной частью возвышается купол с окнами-люкарнами и позолоченным фонариком. Главному фасаду придают изящество волюты — плавные завитки, характерные для итальянских барочных зданий.
Елизаветинское барокко
При Елизавете Петровне, дочери Петра I, придворным архитектором которой был Бартоломео Франческо Растрелли, возникло так называемое елизаветинское барокко.
Знаменская церковь в Дубровицах, 1699. Архитектор Никодемус Тессин Младший. Фото: Natalia Sidorova / Фотобанк Лори
Растрелли спроектировал множество пышных церквей и роскошных дворцов, возведенных в Санкт-Петербурге и загородных резиденциях императрицы.
В сравнении с петровским елизаветинское барокко отличают более сложные и эмоциональные пластические решения. Фасады украшены ритмично сгруппированными колоннами, пилястрами, обильными лепными элементами — волютами, раковинами, масками, гербами и гирляндами.
Зимний дворец, Санкт-Петербург, 1762. Архитектор Бартоломео Растрелли. Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Зимний дворец, с его пышностью и золотой отделкой, — один из самых выразительных примеров елизаветинского барокко. Растрелли создал трёхэтажное здание в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. Особое внимание архитектор уделил сложному оформлению фасадов: белоснежные колонны расставлены с разной плотностью, а карниз украшен древнеримскими статуями и вазами. Несмотря на богатое оформление, дворец выглядит относительно сдержанно.
«Европейский» путь
Барокко долгое время оставалось главенствующим в России стилем. Лишь с воцарением Екатерины II оно уступило место классицизму. Больше всего барочных зданий находится в Москве и Санкт-Петербурге, но сооружения этого стиля есть и в других городах.
Однако, несмотря на обилие настоящих шедевров, распространение барокко на наших просторах вытеснило национальные традиции при строительстве новых храмов, дворцов и государственных учреждений. Даже невзирая на короткое появление псевдорусского стиля в конце XIX века, отечественное городское пространство во многом слилось с европейским и почти лишилось своего собственного лица.