«Москвичка» запустила рубрику, в которой знакомит с молодым искусством. Специально для издания художники создают работы и рассказывают о себе. Сегодня героем рубрики стал Виктор Жданов. Путь от графического дизайна через педагогику к школам современного искусства сформировал его как творческую единицу широкого профиля. Приговский «деятель культуры», Жданов создает искусство, пишет аналитические статьи и курирует выставки. Именно он стал инициатором Микробиеннале — самой демократичной регулярной выставки в Москве. Взгляд на столицу у Виктора не менее широкий.
При малейшем недовольстве, а тем паче при малейшем огорчении нужно скорее бежать на ближайшее кладбище, где сразу обретаешь такое спокойствие, которого не найдешь больше нигде. Эмиль Чоран
11 граней
Я родился в Старом Осколе, а в Москве впервые оказался, когда уже стукнуло 20. Сперва жил в Лефортове, затем 11 раз переезжал. Успел пожить в Тимирязевском районе, Марфине, Северном Измайлове, Нагатино-Садовниках и в Замоскворечье. Волей случая я вновь возвратился в Лефортово и живу здесь пятый год. Здесь располагается Лефортовский парк — один из старейших в стране, ровесник Санкт-Петербурга. Неподалеку находится Введенское кладбище, которое появилось после вспышки чумы в Москве в 1770 году. Свои рисунки для «Москвички» я посвятил именно этому месту, поместив кладбищенские сооружения в пальмовый лес.
На первом рисунке изображен северный вход на кладбище. До революции Введенское кладбище было иноверческим, здесь хоронили католиков и протестантов. Поэтому на нем так много нетипичных немецких, французских, английских, польских захоронений с удивительными скульптурными элементами, а еще склепы и мавзолеи.
«Введенское кладбище, северный вход». Виктор Жданов
На втором рисунке запечатлен один из этих мавзолеев — усыпальница семьи Эрлангеров — мукомольных заводчиков, построенная по проекту Шехтеля в 1914 году. Стены мавзолея постоянно подвергаются атакам вандалов и исписаны всяческими пожеланиями — от надежд на получение новой модели айфона до успехов в любви и преодолении болезней.
«Мавзолей Эрлангеров». Виктор Жданов
Третий рисунок — могила Фридриха Гааза, доктора и филантропа, строившего больницы и помогавшего осужденным. В 2011 году был поднят вопрос о причислении его к лику блаженных.
Сперва я боялся исследовать Введенское кладбище, но со временем заинтересовался его удивительными постояльцами — это одно из немногих кладбищ в России, где похоронены участники Отечественной войны 1812 года (причем как русских, так и французских).
«Могила Федора Гааза». Виктор Жданов
Окраины и центры
В Москве мне особенно интересен микрорайон Дангауэровка — это бывший рабочий поселок с конструктивистскими зданиями 1920–1930-х и с Музеем кочевой культуры под открытым небом. Считаю, что недостаточно освоен зрителями Музей Вадима Сидура в Новогирееве. Весь прошлый год в нем проходила ретроспектива Вадима Сидура, а в 2023-м — персональные выставки современных художников, в том числе и моя.
Среди культовых мест могу назвать «Винзавод». Он мне как дом родной. Здесь я учился в «Базе», был резидентом седьмого сезона Открытых студий, участвовал в выставках. До сих пор хожу туда на открытия и назначаю свидания.
Хрущевское прошлое и тропическое будущее
У меня врожденная любовь к пятиэтажкам, больно видеть, как их сносят. Реновация затронула и улицу, на которой я живу: из окна вижу, как исчезают милые сердцу дома. А если заглядывать в будущее Москвы, стоит обратить внимание на изменение климата: мне кажется, лет через пять-семь может появиться запрос на экзотические растения. Предлагаю уже сейчас попробовать высадить в Москве пальмы, баобабы, может быть, жакаранду. Это было бы здорово.
«Будет темная ночь». Виктор Жданов
«Безумная птица». Виктор Жданов
«Пес». Виктор Жданов. 2022
«Попугайся». Виктор Жданов. 2022
Авторский маршрут
Если к кладбищенским историям душа не лежит, предлагаю довольно короткий, но культурно насыщенный маршрут. Встречаетесь на выходе из станции метро «Третьяковская», неторопливо идете к фонтану до «Новокузнецкой». Летом там можно послушать уличных музыкантов. Потом можете заглянуть за книжными новинками в «Циолковский», который находится на втором этаже в здании по соседству с метро. Затем поворачиваете обратно и идете в сторону «Павелецкой» по прямой. Обратите внимание на красивое здание посольства Мали, которое располагается в городской усадьбе Целебеевой-Карповой, и чудесные сиреневатые особняки посольства Индонезии архитектора Владимира Шервуда. Пройдите чуть дальше и поклонитесь памятнику вечно молодому татарскому поэту Габдулле Тукаю и за его спиной нырните в Малый Татарский переулок — в проход под домом Шурика из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Потом — во дворы Большой Татарской, где можете увидеть здание исторической мечети Москвы, в которой после пленения молился имам Шамиль. В то время, правда, здание не имело канонического вида. До 1881 года отсутствовали минарет и купол и мечеть мало чем отличалась от окружающих ее домов. Завершить прогулку можете в кафе «Мустафа Кебаб» на Старом Толмачевском — там стоит отведать турецкой шаурмы. Но имейте в виду, что после посещения кафе ваша одежда, вероятней всего, пропахнет восточной едой.