На протяжении всей своей карьеры дизайнер и фотограф Эди Слиман много работает и мало говорит: интервью с 56-летним французом — большая редкость. Но в 2015-м, беседуя с Yahoo о том, что вдохновляет его как дизайнера, Слиман объяснил и свой неувядающий интерес к фотографии: «Я всегда слежу за новыми трендами и течениями. И роль фотографа в этом смысле — отличная смотровая площадка. Это способ наиболее точно запечатлеть происходящие перемены, находиться в прямом контакте и высказываться без посредников».
Источник: Michel Dufour / WireImage / Getty Images
В большом и эклектичном фотопортфолио Слимана можно найти очень разные работы. Он снимал богемный Берлин начала 2000-х (Hedi Sliman: Berlin, 2003) и расцвет британского инди-рок-дебоширства (London: Birth of a Cult, 2005, посвященный фронтмену The Libertines и Babyshambles Питу Доэрти), а еще именно из-под его камеры вышел калейдоскоп до абсурдности гламурных фотосессий для российского Vogue.
Слиман сделал обложку альбома Леди Гаги The Fame Monster, официально превратившего певицу в суперзвезду, снял совсем юного Тимати Шаламе, которому через несколько лет предстояло покорить мир глубиной взгляда и остротой скул, а буквально в прошлом месяце — одну из самых обсуждаемых поп-величин прошлого года — британку Charli XCX.
И пока фэшн-мир гадает, правда ли Слиман вот-вот получит кресло креативного директора Gucci, мы любуемся красотой, которую француз наводит не на подиуме, а в фотостудиях, барах и — как в случае с Шаламе — на скалистом пляже Сен-Тропе.
Пит Доэрти
В свое время в массовом сознании Пит Доэрти не воспринимался отдельно от Кейт Мосс. И неудивительно: эти двое были знаковой звездной парой 2000-х — их отношения оставили след и в моде, и в музыке тех лет. И хотя лицом фэшн-мира нулевых принято считать в первую очередь Мосс, Доэрти тоже ощутимо повлиял не только на интерес к разухабистой гитарной музыке (сольно и в составе групп The Libertines и Babyshambles), но и на визуальную идентификацию инди-рока.
Источник: Эди Слиман
Пит — пионер так называемого indie sleaze (буквально — «инди-грязь») — неопрятного и нарочито негламурного, но такого притягательного рок-стиля, которому поголовно следовали все парни с гитарами 20 лет назад: узкие джинсы, сигарета в зубах и блуждающий нетрезвый взгляд.
Источник: London birth of a cult
И именно Доэрти два года снимал Слиман, позже оформив снимки в фотокнигу «Лондон. Рождение культа». При этом в книге нет ни одного фото Кейт Мосс (ее Слиман снимал, но для других проектов). Есть только снимок страницы из дневника Доэрти, в котором написано имя Кейт. «И написано оно его кровью», — подчеркивал Слиман в интервью к выходу фотоальбома.
Источник: Эди Слиман
В итоге «Рождение культа» — не дешевый таблоид в толстом переплете, а настоящая капсула времени, полноценный фоторассказ о том, как никому не известный Доэрти стремительно стал символом британского рока нового тысячелетия.
«Когда я начал этот проект, журналам было очень трудно работать с Питом, — вспоминает Слиман. — Он был эдаким изгоем, не вписывался ни в какие рамки. И мне очень хотелось показать, насколько он уникален. Обычно журналисты пытаются заточить рок-артистов в какие-то рамки: делай это, носи то. Но из-за этого теряется сама суть рока. И другие не понимали, что у Пита душа поэта, что отражается и на его музыке. Вот я и решил помочь и хоть чуть-чуть повлиять на то, как его воспринимает общественность».
Источник: Эди Слиман
В отличие от отношений с Мосс (пара провстречалась два года, то сходясь, то расходясь) дружба рокера и фотографа прошла проверку временем. Музыкант по сей день часто появляется на публике в одежде от Слимана и гостит на его показах, а в 2021-м женился на клавишнице Кате де Видас в сшитом на заказ костюме авторства старого друга.
Sky Ferreira
Слиман снимал множество рокеров: одни фото он публиковал в собственном блоге Hedi Slimane Diary (обновляется по сей день), другие отдавал ведущим музыкальным изданиям. Аккурат к парижской выставке своих рок-снимков (Sonic, 2014) Слиман сказал: «Я всегда очень комфортно чувствую себя с музыкантами. Фотографировать их — мой способ вести дневник и фиксировать важные события».
Источник: Эди Слиман
Причем порой то, что начиналось как ненавязчивая фотосессия начинающего артиста, эволюционировало в проекты для крупнейших мировых брендов. Например, сначала Слиман снимал юную американскую певицу Sky Ferreira для обложек ее синглов и просто так, а через несколько лет фотографировал ее уже для рекламной кампании Saint Laurent.
О своей первой фотосессии с Эди певица позже рассказывала так: «Дело было в Нью-Йорке. Я просто зашла на съемку друга, который работал со Слиманом. На улице было ужасно жарко, я была без макияжа и одета как полная неряха. Но Эди прямо там сделал со мной несколько кадров — и это до сих пор одни из лучших моих снимков».
Тимоти Шаламе
Источник: Эди Слиман
Слиман впервые снимал Шаламе еще в 2014-м — за несколько лет до того, как мир научился выговаривать не самое простое имя актера.
Источник: Эди Слиман
«Мне было 17, и это была моя первая фотосессия — для журнала Love, — вспоминает Тимоти. — Я тогда еще не бросил учебу в Колумбийском университете [в Нью-Йорке] и прямо посреди учебного года полетел в Лос-Анджелес. Мне очень льстило, что меня пригласили принять участие в съемке молодых голливудских актеров. И я тогда как одержимый гуглил других актеров, которых снимали для этого проекта!»
Источник: Эди Слиман
В 2020-м, работая над еще одной фотосессией молодой кинозвезды, Слиман явно вдохновлялся богатым опытом работы с панк-рокерами: пока редакторы нью-йоркского журнала Document Journal пытались согласовать съемку с представителями актера, Шаламе и Слиман плюнули на все условности и лично договорились о работе. Актер просто полетел на фотосессию домой к Слиману прямо после окончания съемок первой части «Дюны».
Источник: Эди Слиман
В одном из интервью Шаламе признавался:
Снимаясь в его доме в Сен-Тропе восемь лет спустя, я определенно чувствовал, что круг замкнулся. Эди меня очень вдохновляет, он немного рок-звезда. Я сказал ему это во время нашей съемки, а он только закатил глаза. Но он профи высшей пробы, точно вам говорю!
Источник: Эди Слиман
Анджелина Джоли
Слиман фотографировал актрису для журнала Elle в 2014-м в рамках промокампании фильма «Малифисента», в котором Джоли предстала в одном из своих самых нарядных образов. Но у Эди она без рогов и гротескного макияжа.
Источник: Elle
Источник: Эди Слиман
Источник: Эди Слиман
Источник: Эди Слиман
Слиману ловко удалось объединить две вещи: соблюсти все контрактные условности (Джоли одета в Saint Laurent, чьим креативным директором Эди был в тот момент) и стереть с актрисы пафос голливудской звезды, воскресив в ней бунтарский дух, который она олицетворяла в 1990-е.
Леди Гага
У Эди и певицы, чья музыкальная карьера всегда была плотно связана с миром моды, долгие и прочные отношения. В 2009-м Слиман снял двойную обложку второго альбома Леди Гаги The Fame Monster, где обыгрывал двойственность образа певицы. На одном черно-белом снимке Гага предстала в привычном (для начала своей карьеры) светлом парике, а на втором — с длинными черными волосами, что напоминало ее дозвездные снимки (в реальной жизни Гага брюнетка).
Источник: Numero
Источник: Эди Слиман
Годы спустя, когда в 2022-м Слиман снова фотографировал Гагу для специального фоторепортажа с ее тура Chromatica Ball для журнала V, тема дуальности была продолжена. Но сама Гага в интервью говорила, что это был уже совсем другой опыт:
Он снимал меня в очень разные жизненные периоды. И мне было особенно приятно, что он был рядом во время тура... Ведь я еще никогда не была здоровее. Оказаться в его объективе в таком хорошем состоянии для меня было очень важно… Он обнажает то, что скрыто во мне. Момент, когда я позволяю спящему во мне зверю открыть глаза. Я как бы говорю этой части себя: «Можешь побеситься пару часов, но потом обратно в клетку». Для меня это невероятно ценный опыт.
Источник: V Magazine
Источник: Эди Слиман
Источник: Эди Слиман
Источник: Эди Слиман
В 2016-м Леди Гагу пригласили стать гостевым редактором праздничного, 99-го, номера журнала V. Певица решила, что Эди Слиман и Карл Лагерфельд должны сфотографировать друг друга. Главный редактор Стивен Ган изначально сказал, что эту задумку не получится реализовать, но Гага попросила все-таки предложить ее идею двум фэшн-титанам. Позднее Ган вспоминал, что «после смерти Карла его фото, которое сделал Эди, было просто везде. Как хорошо, что Гага тогда меня переубедила».
Источник: V Magazine
Певица также неоднократно появлялась на ковровых дорожках в образах от Слимана. Причем не просто появлялась, а становилась первой после моделей на показах. Так, в 2012-м она на различных мероприятиях демонстрировала дебютную коллекцию Слимана для Saint Laurent. А в 2018-м была первой знаменитостью, замеченной на публике с сумкой из коллекции Эди для Celine.
Супермодели для Vogue Russia
Источник: Vogue Russia
В начале 2010-х, в перерыве между работой в Dior Homme и Yves Saint Laurent, Слиман полностью сосредоточился на фотографии. Например, снял для обложек Vogue Russia множество моделей с мировыми именами, в том числе российскую супермодель Наташу Поли (Наталья Полевщикова), австралийку Эбби Ли (позднее мы видели ее в фильме «Неоновый демон»), нидерландок Лару Стоун и Дафну Груневельд и других.
Источник: Vogue Russia
Эти работы далеки от «классического», во многом нигилистического минимализма прошлых фотографий Слимана — здесь царит гипергламур. Внушительный макияж, пышные волосы, яркий свет и щедрый Photoshop: модели у Слимана — это божественные создания, едва ли похожие на простых людей.
Источник: Vogue Russia
Этими фотосессиями француз как будто заявляет, что панковский дух в моде можно поддерживать не только рваными джинсами и кожаными куртками, но и нарочитым заигрыванием с суровыми правилами большого глянца.
Charli XCX
Источник: Эди Слиман
В начале 2025-го Слиман снимал Charli XCX для обложки американского журнала W. И хотя после успеха альбома brat имя британской поп-певицы прочно ассоциируется с кислотно-зеленым цветом, Эди остался верен себе: большинство снимков выполнено в фирменной черно-белой гамме.
Источник: Эди Слиман
Источник: Эди Слиман
Сама Charli рассказывала об опыте работы со Слиманом так:
Это наша первая совместная работа, но я давно о ней мечтала. Мы долго обсуждали эту съемку и фантазировали, как и где ее лучше провести. И в итоге все прошло просто отлично! Честно говоря, все было поразительно спокойно, что всегда приятно в нашем современном безумном мире. Эди ориентируется только на свой вкус: ему может нравиться и мировой артист, и никому не известная группа. Я такая же: это либо мое, либо нет… Пытаться угодить всему свету бессмысленно.