«Москвичка» подводит музыкальные итоги года и рассказывает, почему готова нажать не только на Play, но и на Repeat.
В 2024-м больше всего порадовали релизы на ниве русского инди, а потому в списке ниже почти нет мейнстримовых поп- и рэп-исполнителей, зато немало перспективных артистов, которые уже в 2025-м имеют все шансы собирать большие залы. По крайней мере, так считает наш музыкальный обозреватель и один из авторов канала Dusty Beats Александр Нурабаев. Ну что, слушаем?
*Вне списка
ХОХМА — И нашим и вашим
Молодые ярославские панки «ХОХМА» — настоящее открытие года. Их уже нарекли нашим ответом Viagra Boys и IDLES, и это сравнение абсолютно оправдано: дикий драйв, крутые аранжировки, идеальный для такой музыки вокал и, без дураков, отличные тексты — ироничные, хлесткие, точные. «ХОХМА» изобретательно и ничуть не менее мощно, чем те же Viagra Boys, обыгрывает гаражный рок, панк и постпанк, а потому у ребят есть все шансы выстрелить с полноценным альбомом. А пока… Пока слушаем турбореактивный EP «И нашим и вашим», пропустить который было бы настоящим преступлением.
15. ТЕСТО — Марья.Иван
Русский фолк и его производные — почти всегда довольно нишевая история, и изменить это пока вряд ли получится, даже несмотря на все больший интерес инди и электронной музыки к «корням». В результате о коллективах типа «ТЕСТО», которые больше десяти лет работают с world music на, простите за неловкий каламбур, мировом уровне, знают десятки, если не единицы. Это, конечно же, не означает, что такую музыку стоит и дальше игнорировать, тем более что пластинка «Марья.Иван» просто превосходная. Альбом, который создавался шесть лет в разных странах, в том числе в Гаване, и в записи которого приняло порядка сорока человек, получился суперэклектичным. И если честно, я не знаю, кто бы еще смог так органично скрестить русский народный грув с джазом, фанком, дабом, соулом, хип-хопом и даже с латиноамериканской музыкой.
14. Иван Лужков — Альбом без каких-либо особенностей
Раньше Иван Лужков играл в группе «Монти Механик» и выпускал песни вполне в духе «новых тихих» под псевдонимом Никита Прокопьев. Затем на какое-то время умолк и вернулся с немного другой музыкой и новым именем. «Альбом без каких-либо особенностей» — это уже второй крупный релиз Ивана за 2024-й; еще в январе вышел эстетский «Человек из Сан-Франциско», спродюсированный Женей Горбуновым («Интурист», ГШ) и вызвавший небольшой резонанс в музжурналисткой среде. При всей большой любви к Жене, новая работа, звук к которой делал уже не он, мне нравится намного больше. Все-таки «Человек…» был ретростилизацией, в то время как «Альбом…» — это тихий интеллигентный поп-рок, у которого больше общего с брит-попом, нежели с бард-роком или тропикалией, как на предыдущем релизе. Неизменно только одно — вкрадчивый сторителлинг, узнаваемая фишка артиста вне зависимости от того, какое имя он изберет на этот раз.
13. Я Софа — Песни дешевого барда
Этот альбом — дебютный сольный выход клавишницы «Бонда с кнопкой» Софьи Беляевой. Хотя, официально «Я Софа» — группа, понятно, кто здесь правит балом. Вопреки названию, песни сложно назвать бардовскими и уж точно — дешевыми: напротив — они тонкие, талантливые и разноплановые. Вместо по понятным причинам ожидаемого инди-фолка в духе «Бонда с кнопкой» Софья предлагает красивую поп-музыку, позволяющую приоткрыть резную дверцу во внутренний мир девушки. В результате получился по-хорошему нервный и неровный дебют, где трогательная наивность соседствует с пронзительной глубиной, и вполне очевидно, что «Я Софа» — девчонка с большим потенциалом.
12. Сова — Новый герой
Позднесоветская романтика — штука на удивление живучая. Казалось бы, пик мрачного постпанка о панельках и обшарпанной, словно бетонные плиты, повседневности прошел лет семь-восемь назад, так что пора бы и из моды выйти, но нет. Количество думерских пост-панк- и нью-вейв-артистов растет с каждым годом, группы Ploho и «Перемотка» катают аншлаговые туры по Латинской Америке и Китаю, и это мы еще не вспоминаем о феноменальной мировой популярности беларусов Molchat Doma. И все-таки екатеринбургский дуэт «Сова» выделяется из общей массы — играя по правилам, они придумывают действительно крутые хуки и яркие поэтические образы. Чуть более светлые и мелодичные, чем принято «по канону», их работы имеют все шансы стать тем самым новым героем.
11. ZOLOTO — Перевоплотиться
На запись первого за четыре года лонгплея Владимира Золотухина (он же ZOLOTO) вдохновили фильмы Тарантино, альбом Джеффа Бакли Grace и вновь оказавшийся на волне популярности серф-рок. И это заметно — музыка стала более разноплановой, тут тебе и блюз-рок, и нью-вейв, и все тот же серф-рок, но при этом более кинематографичной — томной, гипнотической и, не побоюсь этого слова, ламповой. Решая «Перевоплотиться», ZOLOTO делает шаг на немного новую для себя территорию и вполне там преуспевает, но все равно без сравнений с Леонидом Агутиным, как и прежде, не обойтись. Впрочем, последнее — безусловный комплимент.
10. Слава КППС — Россия 34
Автобиографичный альбом от главного трикстера от мира русского рэпа получился честным и даже пугающим в своей искренности. Слава буквально выворачивается наизнанку, срывая все маски и образы и отказываясь от брони постиронии и притворства. Эта душевная нагота вкупе с сильной и невероятной личной лирикой (текстовиком-то Слава всегда был отменным) и олдскульными пацанскими битами, будто сделанными 20 лет назад, складывается в историю о прошлом и только о нем. Именно так: вынесенные в заглавие 34 — вскользь упомянутый возраст рэпера — рассказ о той России, в которой Слава рос и жил: дворы Хабаровска и Петербурга, кореша, менты, водка, простая, непарадная и в целом безрадостная повседневность. А еще «Россия 34» — это своего рода психотерапия, причем в большей степени для артиста, нежели для слушателя. Конечно, услышать вместо привычного лицедейства приглашение к честному разговору может быть ошеломляюще, но от того не менее важно.
9. Стереополина — Песни для хорошего настроения
Вопреки названию альбом с самой своей обложки намекает как минимум на некоторую амбивалентность эмоционального заряда. И действительно, пластинка пронизана тревожным, меланхоличным и даже трагичным настроением. Впрочем, как еще может звучать ностальгический синти-поп по-русски? Минорная интонация у нас чуть ли не в крови, как и любовь к дискотекам восьмидесятых, которые уже скорее культурный код, нежели веяние времени. И здесь отдам дань уважения Стереополине: работая с такими вводными, она всегда выдает достойный и нестыдный результат, так что ее музыка приходится по вкусу и любителям «Ласкового мая», и более взыскательной аудитории. Ну а «Песни для хорошего настроения» в этом отношении, пожалуй, наиболее показательная пластинка артистки.
8. внимание брусника! — Неоднозначное
Дебютный лонгплей группы из Екатеринбурга под руководством очень талантливой и обаятельной юной Сони Брусники и вправду заслуживает внимания. Сохранив столь важные для группы лиричность, ироничность и максимальную честность, пластинку дополнили серьезным поп-продакшеном. Решиться на него — серьезный шаг, а потому еще более ценно, что удалось выдержать баланс между коммерческим звучанием и очень личным характером Сониных песен. Мне не раз доводилось наблюдать лайвы «брусники» и могу со всей ответственностью заявить: Соня — большая артистка и будущая звезда, и дебютный альбом — лучшее тому подтверждение.
7. другдиджея — Декаданс
В первом полноценной пластинке яркий джаз-хоп-коллектив «другдиджея» верен себе. В музыке этой самобытной и даже уникальной команды причудливым образом сплетаются олдскульный хип-хоп-кач и джаззи-фанки-соул-грув. Под стать записям и концерты, что, кстати, было продемонстрировано на закрытой лайв-презентации альбома. Тогда же стало ясно, что «Декаданс» — очень хорошая и сильная работа и настоящая квинтэссенция стиля “другадиджея”. Здесь и олдскульная читка, и соул-распевы, и аккуратные джазовые аранжировки, и взрывной саксофон, и зашкаливающая энергия, и неуемная фантазия. Неплохой коктейль даже для пресыщенного и несколько декаденствующего меломана.
6. Второй Ка — Свиная попутка
Постпанк — это не только хтонь и уныние, но иногда и веселые истории с сюжетами в духе гангстерских комедий. Например, что-нибудь о жизни молодого гедониста и настоящего рок-н-рольщика родом из панелек (надо все-таки соответствовать жанру). Вот так в двух словах можно описать новый альбом бишкекского дуэта «Второй Ка,» чья завирусившаяся летом композиция «Дура» звучала из каждого смартфона страны. Прилипчивые хуки и свежо звучащий микс из рэпа, нео-попа и удивительно жизнерадостного постпанка здорово помогли группе, которая теперь собирает большие аншлаговые концерты в обеих столицах. И это здорово — богатая музыкальная фантазия и творческая смелость должны быть оценены по достоинству.
5. Рушана — Уф!
Формат «певица красиво страдает под гитару» в последние годы так часто встречается, что стал моветоном. Уже не тянет включать очередную милую девчонку, тихо или не очень, но обязательно проникновенно поющую о чем-то важном и сокровенном. Мы всё это слышали, мы всё это знаем. Однако в случае Рушаны, привычный (и приевшийся) набор внезапно срабатывает. Во-первых, из-за голоса. Он у Рушаны особенный — нежный, трепетный, даже ангельский, не форсирующий, вкрадчивый, с очень тонкой и непростой мелизматикой (кто-то, может, помнит девушку по шоу «Голос»). Во-вторых, благодаря искусным аранжировкам — не одной лишь акустикой и клавишными обходится Рушана. Оркестровки, нагнетающая атмосферу гитара, всевозможные ударные, шумы, трески, эффекты — все это работает на материал, на артиста и на слушателя. И отличный пример тому — завирусившиеся в «Тик-Токе» в конце 2024-го «К окраинам», первый трек с дебютного альбома.
4. Деревянные киты — Все, что я хочу сказать тебе
Симпатичный коллектив из Мурманска, покоривший несколько лет назад столичных журналистов и любителей инди своим «сказочным северным шугейзом», вырос в мощную рок-группа с довольно яркой музыкальной палитрой. Сегодня «Китам» лучше всего подходит такой всеобъемлющий термин, как «арт-рок»: структура песен — сложнее, ритм — затейливее, синтов — все больше. Разросшаяся до квинтета группа звучит куда солиднее. Однако главное по-прежнему на месте — очень личные и сильные тексты вокалистки Светы Матвеевой и ее невероятно высокий пронзительный голос. В итоге, что бы «Деревянные киты» ни хотели сказать слушателю, их слова пробирают до костей и остаются где-то в глубине души.
3. TERELYA — Инструкция по уходу
Актриса и певица Настя Тереля выпустила очень сбалансированную и тонкую пластинку — стильную, легкую и романтичную, в меру задорную и меланхоличную. За продакшн и аранжировки, как и в большинстве последних Настиных релизов, отвечает теперь уже ее супруг, лидер проекта «Диктофон» Антон Макаров. Его фирменный нуарный почерк узнаваем с первых нот, но в целом звучание пластинки, будучи сильнее обычного приправлено синтами, стремится к футуристичности и еще большей кинематографичности. Настина лирика, как всегда, точна, иронична и поэтична, вокал — нежен, вкрадчив, доверителен и все более самобытен. И хотя пока вирусным стал только один трек с пластинки — «Самурай», — та же судьба может постичь и другие, поскольку филлеров здесь нет совсем. «Инструкция по уходу» — это альбом без слабых мест, полный невероятно легкого, игривого обаяния, устоять перед которым практически невозможно.
2. Диктофон — Чутка, еще чутка, вот и все
Лидер «Диктофона» Антон Макаров — из тех редких сегодня молодых музыкантов, что мыслят альбомами. В то время как многие коллеги по инди-цеху преподносят ЕР-шку в год (а то и в два) как вау-событие, группа «Диктофон» стабильно выдает не меньше одного лонгплея ежегодно. И при этом держит планку весьма высоко, добавляя новых красок к мелодичному, романтичному ретророку. С каждым релизом красок и полутонов все больше: на «Чутка…», к примеру, нашлось место новым нюансам в аранжировках, стало больше гитары и женского вокала, появились баллада в стиле Леонарда Коэна («Вице-чемпион») и шестиминутная композиция «Вот и все!», которая не просто завершает альбом, но становится его украшением. Учитывая, что следующей пластинкой группы должна стать настоящая рок-опера, нынешний релиз видится тем самым мостиком к чему-то принципиально новому.
1. UBEL — Сувенир с Земли
Второй лонгплей семейного дуэта UBEL — отличный пример «старомодного» мышления объемами и альбомами. И это вполне ожидаемо от людей с серьезной джазовой школой и абсолютной музыкальной всеядностью. После очень сильного дарк-вейв-трип-хоп дебюта «Лидокаин» (2022) и нескольких убедительных синглов было понятно, что брат и сестра Егор и Варвара Убель относятся к своему делу максимально серьезно и не только справятся с пресловутым синдромом второго альбома, но и смогут удивить. Так и вышло: концептуальная пластинка «Сувенир с Земли» с немного мудреной идеей о приключениях инопланетянки — образец изысканной, деликатной, замечательно спетой и спродюсированной поп-музыки, которую Варя и Егор точно называют «нуарным гранж-попом». И надо сказать, таких изящных работ давненько не было слышно.