Дизайнер своей жизни: Алиса Яковлева про работу с Choux и Viva La Vika, собственный бренд и силу нейросетей
Люди
26.11.2024 в 11:30
Полина Дубасова
Автор фирменных стилей Choux и Viva la Vika, основательница собственной школы дизайна, экс арт-директор Lunar Hare, старший дизайнер галерей «Времена Года» Алиса Яковлева превращает в идеальные картинки из Pinterest не только работу, но и всё вокруг. С «Москвичкой» Алиса поделилась референсами и мудбордами к собственной жизни.
С кого началась твоя история? Как быстро стало понятно, что есть запрос на обучение дизайну?
Через друзей я случайно познакомилась с Аней Хилькевич и ее мужем. Тогда они открывали салон красоты «Культура маникюра» — это был мой первый большой кейс. Я стала арт-директором их проекта и полностью разработала всю айдентику. После этого меня взяли арт-директором в Lunar Hare — оно занималось премиальными ивентами. Когда в России ещё было много крупных люксовых брендов, я занималась оформлением их мероприятий и различных кампейнов, но достаточно быстро поняла, что работа в офисе — не моё. Я — человек свободы, мне крайне важно жить в своём ритме; работать, отталкиваясь от своего состояния; уметь создавать себе это состояние. И для меня очень важно, в какой атмосфере я работаю, как выглядит мой дом, рабочий стол, кабинет. Так всё и началось.
После ухода из агентства я получила приглашение на работу в галереи «Времена года». Три года я удалённо вела их дизайн, все рекламные кампании, оформляла сам торговый центр. Когда я уже собралась уходить оттуда, меня попросили найти им специалистов. Тогда я поняла, что не знаю, кого посоветовать: у меня было мало коллег, а заказов, наоборот, стало очень много. Было ясно, что мне очень нужны помощники, и тогда я решила открыть школу. Неожиданно для нас на первый поток пришли целых 500 человек, хотя в моих социальных сетях было 8–9 тысяч подписчиков, и такое число было просто шокирующим. Образовалась волна потребности в продукте, мы продолжили его развивать и уже получили несколько приятных наград. В 2024 году мы вошли в один процент крупнейших топовых школ России по объёму, успешности и росту по мнению GetCourse.
Как бы ты описала свой стиль?
Главная моя специфика и фишка заключается в том, что я делаю гармоничные концепции — стройные и выверенные, вне зависимости от стиля. Это может быть яркий бренд, а может быть и наоборот, спокойный. Но то, что я всегда закладываю в айдентику, — это душевность, чувственность и внутренняя гармония. Мне всегда важно, чтобы все детали бренда тонко были связаны между собой и играли. Этот невидимый вроде бы порядок — залог вау-эффекта и красоты проектов.
Сумасшедший брендинг с розовыми коробками-пушистиками, кармашки для чеков, вирусные упаковки для Choux — что ещё? Расскажи про свои самые успешные и любимые кейсы.
Choux и Viva la Vika — примеры вирусных кейсов. И они, конечно же, такие вирусные не только благодаря мне, но и благодаря маркетингу основательницы Вики Молдавской. Это её видение брендов, её креатив. Он такой — яркий, постоянно взрывающийся, с неиссякающими новыми инфоповодами.
Ещё можно упомянуть очень классный проект Ouvet. Это бренд премиального декора из Европы. Для них я разработала очень дорогую, классную айдентику. Ouvet в данном случае — контрастный, очень спокойный кейс. Если посмотреть на его визуал, то он вызывает ровно эти ассоциации. Мы очень быстро добились доверия аудитории: когда бренд только запускался, у них не было сайта и бутика, и только в социальных сетях за первый месяц работы аккаунта мы достигли суммы продаж более чем в 700 тысяч рублей. Это очень крутой показатель, потому что до того, как дизайн внедрили, таких продаж не было. Соответственно, важно понимать: дизайн необязательно должен быть ярким и громким — скорее говорящим, визуально подсказывать именно те характеристики, которые бренд в себя закладывает.
Кем ты хотела стать в детстве? Пока всё походит на то, что ты прирождённый креативщик. Так было всегда?
В раннем детстве я хотела быть конным полицейским. Почему? Потому что мне очень нравились лошадки и нравилось на них кататься. И единственная профессия, которая мне пришла в голову, — это конный полицейский. А ещё это очень эстетично. Я представляла себе это в английском стиле.
Кто твоя role model?
Странно, но у меня нет role model. Нет персонажа или человека, на которого я бы равнялась. Я за многими слежу, многими вдохновляюсь — в особенности своим окружением.
Например, Аня Александрова — кинопродюсер, модель. С ней мы сейчас строим небольшой совместный бренд. Я также вдохновляюсь Валерией Станкевич, другой моей подругой, — безумно чувственная и нежная девушка со строгим характером бизнес-леди. Сейчас она создаёт премиальную марку одежды Borne Bourgeois, выверяя по миллиметрам каждую деталь бренда.
Кто тебя вдохновляет с точки зрения дизайна? Так, чтобы хотелось сохранить каждый пакетик.
Зачастую это люксовые бренды. Мне очень нравятся коробочки бренда для волос Oribe, потому что они невероятно классно продуманы, а ещё духов и масел для тела от Creed — из-за винтажных элементов и невероятно красивого объёмного тиснения.
Из российских брендов я бы выделила Avgvst. Аплодирую им! Они огромные молодцы и очень круто создали свою айдентику.
А какие любимые бренды одежды в принципе? Расскажи про самые милые сердцу вещи.
Я очень люблю базовые вещи. Для меня качественный базовый гардероб — самое главное. Редко покупаю яркие вещи, у меня в основном всё в бежево-чёрно-серо-белых тонах. Бывают вкрапления розового и голубого, но это очень по настроению. Редко решаюсь на это и редко ношу.
Любимые бренды — 12 Storeez, Borne Bourgeois. Люблю Studio 29 за интересные концепции, которые они сейчас активно внедряют, и Lavarice в качестве базы.
Как пришла к своему бренду? Платочки для Design Wonderland стали пробой пера?
Да, это был какой-то вау-кейс. С появлением нейросетей, когда я начала прописывать и продумывать варианты реализации для студентов, они стали одним из первых. Но платочки я делала и до этого для других брендов, например, твилли для Viva La Vika и Choux. Здесь импульсом стало то, что с помощью нейросетей можно воплотить абсолютно любую художественную стилистику, повторять или расширять её. В этом плане было интересно попробовать построить бренд с помощью нейросетей.
В нашем бренде Real Russian Mafia с помощью нейросетей мы осовремениваем русскую культуру, изредка вдохновляясь европейскими мотивами и впечатлениями, привезёнными из путешествий.
Вся твоя жизнь похожа на Pinterest. Даже дизайн дома ты отрисовала самостоятельно?
Не то чтобы — конечно, у меня был дизайнер, который помогал мне всё это воплотить в реальность. Но благодаря профессии у меня большая насмотренность, и я совершенно точно знаю, что мне нравится визуально. Нравится долго, стабильно и без изменений.
Поэтому не сказала бы, что моя жизнь выглядит как Pinterest. Скорее это визуальное воплощение важных для меня смыслов. То есть моя профессия перетекла в мою жизнь, и всё, что я делаю, даже когда одеваюсь или строю квартиру, очень чётко себе объясняю — например, почему выбираю такие формы или цвета.
Последнее время ты плотно подсела на нейросети. За ними будущее?
Я бы даже сказала, что в последнее время нейросети плотно подсели на нас. Это невероятный помощник, но риска, что нейросети заменят ручной труд дизайнеров или художников, точно нет. Это невозможно, потому что нейросети не могут создавать смыслы. Они повторяют по пикселям те визуальные ассоциации, которые мы им даём. Но сложить из этого интересную метафору может только человек.
Будущее за ними, да, — потому что этот процесс уже не остановить. Он будет только ускорять нашу работу, а мы в этом очень нуждаемся. Это глубинная потребность, потому что очень быстро растёт потребление контента. Видео всё короче, но при этом количество просмотренных видео в течение дня растёт. Поэтому для брендов нейросети сейчас — буквально источник для выживания.
Какие планы? Будешь делать упор на собственные проекты или в фокусе сотрудничество с другими брендами?
Сейчас мы развиваем детское направление. Нас пригласили в одну премиальную общеобразовательную школу преподавать дизайн в офлайн-формате. Это наша давняя мечта.
Также хотим построить собственную точку Design Wonderland. Это будет дизайн-библиотека, место встречи для нас и наших студентов, потому что сейчас мы периодически арендуем пространства.
Глобальный мой план — укреплять и улучшать дизайн в России. Я делаю всё для того, чтобы визуальная культура в России развивалась, чтобы у нас были грамотные специалисты, чтобы у этих специалистов была опора, уверенность в своих действиях, поддержка и выход на интересные бренды, на малый и средний бизнес. В конце концов, визуальная культура помогает делать людей счастливее.