В английском языке есть выражение dressed to kill — «разодетый в пух и прах», буквально «одетый, чтобы убивать». Именно такими предстают на экране самые впечатляющие голливудские злодеи. Их коварство и хитрость находят отражение в том числе в хорошо продуманном гардеробе и уникальных модных аксессуарах. Оно и неудивительно, ведь к созданию образов антагонистов в кино прикладывают руку не только оскароносные художники по костюмам, но и всемирно известные модельеры, такие как Жан-Поль Готье. «Москвичка» выбрала девять самых эффектных кинозлодеев с безупречным чувством стиля.
1. Круэлла де Виль
Диснеевский персонаж Круэлла де Виль — настоящая королева злодейской моды. Помешанная на шубах светская львица не сходит с экранов уже более 70 лет. Впервые Круэлла, до недавнего времени известная в русских переводах как «Стервелла», появилась в мультфильме 1961 года «101 далматинец», снятом по книге писательницы Доди Смит. Авторы хотели создать злодейку одновременно отталкивающую и смешную, поэтому наделили ее экстравагантным чувством стиля и запоминающейся, симметричной черно-белой прической.
Второе рождение героиня получила в 1996 году после выхода игрового фильма режиссера Стивена Херека. Круэллу в нем сыграла Гленн Клоуз — рекордсменка среди актрис по количеству номинаций на премию «Оскар» без единой победы: она восемь раз претендовала на награду. Именно в киноверсии злодейка впервые предстала как профессиональный дизайнер и основательница собственного модного дома. Интересно, что именно художник по костюмам Энтони Пауэлл убедил Клоуз принять предложение — изначально актриса посчитала роль слишком легкомысленной. Пауэлл полностью переосмыслил внешний вид злодейки, снабдив костюмы множеством деталей животного происхождения: зубами, перьями и чешуей. Одним из самых запоминающихся нарядов стало пальто из шкуры зебры. В начале 2000-х, после работы над сиквелом «102 далматинца» (где компанию Клоуз составил еще один злой модельер в исполнении Жерара Депардье), Пауэлл получил номинацию на «Оскар» за очередную коллекцию эффектных злодейских одеяний.
Статус модной иконы закрепился за Круэллой в 2021 году, когда известную злодейку в молодости сыграла Эмма Стоун, а тема высокой моды вышла на первый план. Фильм Крейга Гиллеспи рассказывает о том, как молодая британка Эстелла Миллер с задатками модельера, оставшись сиротой, отправляется покорять Лондон. Обидчицей Круэллы выступила глава модного дома Баронесса фон Хеллман, которую сыграла неподражаемая Эмма Томпсон. Авантюрный сценарий изобилует реалиями мира моды: работа в бутиках, подготовка коллекций, рекламные кампании брендов, ожесточенная конкуренция между дизайнерами. И снова костюмы стали одним из главных козырей фильма: за их создание голливудский костюмер-ветеран Дженни Беван получила свой третий «Оскар».
2. Джокер
Немногие персонажи супергеройских фильмов могут похвастаться таким узнаваемым стилем, как Джокер. Злодей из комиксов DC, один из главных врагов Бэтмена, существует в десятках версий, но в его костюмах авторы почти всегда выдерживают фиолетово-зеленую гамму. Культовым стал образ, созданный Хитом Леджером в «Темном рыцаре» Кристофера Нолана. Помимо пальто и жилетки «фирменных» цветов, персонаж получил полосатые штаны, галстук с геометрическим узором и кожаные перчатки. Художник по костюмам Линди Хемминг вдохновлялась не только комиксами, но также одеждой панков, в частности коллекциями известной английской бунтарки Вивьен Вествуд. Кроме того, на внешний вид персонажа повлияла живопись художника Фрэнсиса Бэкона. На его картине 1953 года «Этюд по портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса» можно видеть фигуру понтифика в моццетте — традиционной католической накидке. Правда, высшие духовные лица носят моццетту алого, а не фиолетового цвета.
С выходом «Джокера» Тодда Филлипса в 2019 году стал популярен еще один вариант суперзлодейского стиля. В ключевых сценах исполнитель главной роли Хоакин Феникс одет в красный костюм с желтой жилеткой и зеленой рубашкой. Тот же ансамбль можно заметить в сиквеле 2024 года, где дуэтом с Джокером выступает другая икона комиксовой моды — Харли Квинн, которую играет Леди Гага. Продолжение провалилось в прокате, поэтому можно предположить, что самым популярным останется все-таки классический фиолетовый вариант. (Кстати, костюм Джокера возглавляет список самых популярных поисковых запросов перед Хэллоуином. По этому показателю он обгоняет Фредди Крюгера, Терминатора, Волан-де-Морта и других злодеев.) Впрочем, даже у выбравших костюм Джокера остается большой выбор — например, версия из аниме «Бэтмен-ниндзя», где одеяние злодея получило элементы традиционных японских кимоно и в дополнение — пару зеленых вееров.
3. Рауль Сильва
В 27 фильмах о Джеймсе Бонде появлялись больше сотни злодеев. Выбрать самого стильного из них — задача не из легких, хотя британский GQ, газета Daily Star и другие издания пытались дать ответ на этот вопрос. Из врагов агента 007, с которыми он боролся в XXI веке, чаще других упоминают Рауля Сильву — вальяжного кибертеррориста из фильма «007: Координаты “Скайфолл”». Его роль исполнил выдающийся актер Хавьер Бардем, создатель легендарных отрицательных образов, таких как Антон Чигур в драме братьев Коэн «Старикам тут не место». В 23-й части бондианы, снятой Сэмом Мендесом, Бардем щеголяет в кремовом пиджаке британского дизайнера Тома Суини и рубашке Prada с желто-коричневым узором. (Все подробности можно узнать на сайте Bond Suits, целиком посвященном костюмам Джеймса Бонда, его друзей и врагов. Уникальный для киноиндустрии ресурс поддерживает дизайнер Мэтт Спайзер.)
Помимо Сильвы своим стилем поклонникам бондианы запомнились Эрнст Ставро Блофельд, Аурик Голдфингер, Лё Шиффр и доктор Джулиус Но, с которым британский шпион сражался в первом фильме франшизы еще в 1962 году. Были в списке антагонистов и женщины, из них наиболее стильными называют Электру Кинг, сыгранную Софи Марсо («И целого мира мало», 1999 год), и телохранительницу Мэй Дэй («Вид на убийство», 1985 год) в исполнении певицы и актрисы Грейс Джонс.
Впрочем, как бы ни были изящны злодеи бондианы, самым стильным персонажем все равно остается сам агент 007. Создатели внимательно следят за гардеробом главного героя и одевают его только в лучшие образцы мужской моды. В 2015 году Бонд в исполнении Дэниела Крейга попал в Книгу рекордов Гиннесса как киноперсонаж с самыми дорогими костюмами. По оценке экспертов, авторы фильма «007: Спектр» потратили на внешний вид шпиона более 56 тысяч долларов (около 5,5 млн рублей). Основными статьями расхода стали четыре костюма от Тома Форда и наручные часы люксового швейцарского бренда Omega.
4. Малефисента
Если действие диснеевской «Круэллы» происходит в реальном мире, подчиняющемся физическим законам, то киноверсии анимационных сказок могут позволить себе самые фантастические наряды. Как правило, лучшие костюмы достаются положительным героям, как это было в «Золушке» 2015 года, но в фильме Роберта Стромберга «Малефисента» в центре внимания оказывается злая фея в исполнении Анджелины Джоли. Стоит уточнить, что злая она только по вине других, а в отношениях с принцессой Авророй — любящая материнская фигура (не считая, конечно, проклятия, наложенного на девочку в колыбели).
В интервью журналу ELLE художница по костюмам Анна Б. Шеппард рассказывала, что стиль Малефисенты в фильме 2014 года вдохновлен коллекциями Александра Маккуина, а также платьями с картин эпохи Возрождения. Кроме того, на скульптурный силуэт героини повлиял образ самой Джоли. Шеппард создала для Малефисенты восемь костюмов. Одним из самых запоминающихся нарядов стало черное платье с высоким воротником и головной убор, скрывающий рога — именно этот образ попал на постеры к фильму. За свою работу Шеппард, сотрудничавшая с такими звездами, как Стивен Спилберг и Квентин Тарантино, получила номинацию на «Оскар».
Для сиквела «Малефисента: Владычица тьмы» гардероб феи доработали. К тому же в продолжении появилось множество новых темных эльфов — крылатых и рогатых, как сама главная героиня. В скором времени сказочный стиль франшизы расширится еще больше: в декабре 2023 года Джоли подтвердила, что появится в третьей части «Малефисенты».
5. Жан-Батист Эмануэль Зорг
В середине 1990-х Люк Бессон привлек к сотрудничеству над своим новым проектом известного дизайнера Жан-Поля Готье, основателя собственного бренда и креативного директора Hermès с 2003 по 2010 годы. К тому моменту Готье уже успел прославиться своими эпатажными аксессуарами, такими как бюстгальтер-пуля Мадонны, и теперь ему предстояло придумать, что носили бы жители XXIII века, в их числе аэротаксисты, космические бандиты и оперные дивы. Речь, разумеется, о «Пятом элементе».
Одним из антагонистов фильма выступил персонаж Гари Олдмана, торговец оружием Жан-Батист Эмануэль Зорг. Злодей явно питал пристрастие к полосатым штанам, стоячим воротникам и футуристичным блестящим тканям. При этом его наполовину бритую голову украшала странная пластиковая накладка. О ее назначении фанаты спорят до сих пор: скорее всего, это модный аксессуар будущего, но не исключено, что Зорг перенес операцию, и теперь полусфера защищает его мозг, в котором кипят планы по захвату мира.
После «Пятого элемента» Готье редко возвращался к работе в кино, делая исключение только для фильмов Педро Альмодовара, зато продолжал активно сотрудничать с артистами мирового уровня. В его костюмах выступали Бейонсе, Рианна, Ники Минаж и Кайли Миноуг, а еще исполнитель, которого можно считать одним из главных «злодеев» музыкальной индустрии — Мэрилин Мэнсон. Научно-фантастический фильм Бессона стал, пожалуй, главной работой Готье в роли художника по костюмам.
6. Миранда Пристли
Можно сомневаться в том, что Миранда Пристли из фильма «Дьявол носит Prada» — настоящая голливудская злодейка, но ее безупречное чувство стиля ни у кого вопросов не вызывает. Картина Дэвида Френкеля, снятая в 2006 году, стала обязательной к просмотру среди всех поклонников моды — отчасти из-за того, что прототипом Миранды Пристли выступила главный редактор Vogue Анна Винтур. Под ее началом работала писательница Лорен Вайсбергер, автор литературного первоисточника.
Создатели картины потратили на шикарные костюмы Миранды и других героинь больше миллиона долларов. За стиль персонажей отвечала Патриция Филд, обладательница двух премий «Эмми», известная по работе над сериалом «Секс в большом городе». Одним из культовых модельеров, приложивших руку к картине, стал Валентино Гаравани, основатель модного дома Valentino. В его вечернем платье героиня Стрип приходит на благотворительный вечер в финале фильма, причем сам Валентино тоже появляется в кадре. Помимо него, в ленте снялись звезды подиума Хайди Клум и Жизель Бюндхен.
Стиль молодой журналистки Энди Сакс, главной жертвы капризов Миранды в исполнении Энн Хэтэуэй, фанатам тоже запомнился. Во всяком случае, во второй половине фильма, где героиня из неопытной выпускницы превращается в светскую львицу. В 2023 году сотрудники Vogue выбрали лучшие образы Энди и особо отметили один модный аксессуар, придающий героине особый шарм: кепку «Бэйкер Бой», она же «шляпа мальчика-пекаря» или «кепка газетчика».
7. Мистер Стекло
Сэмюэл Л. Джексон известен фанатам киновселенной Marvel как исполнитель роли Ника Фьюри, стоявшего у истоков супергеройской команды Мстителей. Но в послужном списке актера есть и темная комиксовая сторона: он сыграл суперзлодея в фильмах «Неуязвимый» и «Стекло» режиссера М. Найта Шьямалана, вышедших в 2000 и 2019 годах. Вместе с лентой «Сплит» 2016 года они составили трилогию. Персонаж Джексона, Элайджа Прайс, или Мистер Стекло, — знаток комиксов с очень хрупкими костями, а по совместительству гениальный преступник и главный враг персонажа Брюса Уиллиса.
Свой изысканный вкус в одежде Элайджа демонстрирует в последнем фильме трилогии. Героя можно увидеть в фиолетовом тренче и старомодном белом галстуке-пластроне, он же «аскот», с заколкой в форме злодейских инициалов M и G (Mister Glass). Костюм придумал испанский дизайнер Пако Дельгадо. Его самой известной работой в Голливуде стал мюзикл Тома Хупера «Отверженные», а вообще он работал над картинами в самых разных жанрах, от комедий и фэнтези до криминальных боевиков, в том числе приложил руку к четвертой части «Джона Уика». Для «Стекла» Дельгадо совместно с режиссером разработал своеобразный цветовой код: злодею Элайдже достался фиолетовый оттенок, герою Дэвиду — зеленый, а персонажу Джеймса Макэвоя — желтый. К сожалению, в финале трилогии Мистер Стекло погибает, так что шикарный тренч и галстук-пластрон мы вряд ли увидим в продолжениях.
8. Билл Мясник
Даже по меркам сверхуспешных голливудских костюмеров уроженка Лондона Сэнди Пауэлл — живая легенда. Она трижды получала «Оскар», трижды премию BAFTA, а вдобавок — Орден Британской империи. Самым плодотворным для британки стало сотрудничество с Мартином Скорсезе, с которым по состоянию на 2024 год они сделали семь фильмов. Стараниями Пауэлл режиссеру удалось создать самый яркий злодейский образ в своей фильмографии — Билла Мясника из «Банд Нью-Йорка».
Главные роли в исторической драме 2002 года сыграли Леонардо Ди Каприо, Камерон Диас и Дэниел Дэй-Льюис. Именно последний воплотил на экране антагониста — Уильяма Каттинга, прозванного за свою жестокость Мясником. При создании костюмов Пауэлл ориентировалась на стиль британских и американских денди середины XIX века. «Я подчеркнула рост и стройность Дэниела, удлинив его цилиндр, сделав брюки ýже, а обувь длиннее, — рассказывала дизайнер в интервью The Guardian. — Остальные члены банды были одеты в том же стиле, но не так изысканно: никто не выглядел так представительно, как Билл Мясник». Конечно, главный вклад в создание образа внес Дэй-Льюис, один из самых виртуозных актеров в истории Голливуда. Своим визуальным рядом фильм также обязан художнику-постановщику Данте Ферретти: он сотрудничал с Федерико Феллини, Пьером Паоло Пазолини и другими классиками кино.
После «Банд Нью-Йорка» Пауэлл практически стала персональным костюмером Леонардо ди Каприо: он носил ее модели в «Авиаторе», «Отступниках», «Острове проклятых» и «Волке с Уолл-Стрит». Тем не менее, когда в 2013 году лондонский Музей Виктории и Альберта устраивал выставку голливудского костюма и попросил Пауэлл выбрать один наряд, который лучше всего проиллюстрирует ее сотрудничество со Скорсезе, дизайнер остановилась именно на образе Билла Мясника.
9. Королева Равенна
В 2012 году на экраны с разницей в несколько месяцев вышло сразу два крупнобюджетных фильма о Белоснежке. В обоих версиях злая королева носила шикарные платья, но если в ленте «Белоснежка: Месть гномов» они были более яркими и легкомысленными (над ними работала японская художница Эйко Исиока), то в картине «Белоснежка и охотник» гардероб героини подчеркивал ее злую натуру и мрачный тон всего фильма. Образ королевы Равенны, созданный Шарлиз Терон, был бы невозможен без костюмов дизайнера Коллин Этвуд.
Этвуд известна своей мрачноватой фантазией и специфическим чувством юмора. Среди прочего она одевала самых одиозных персонажей Тима Бертона: Эдварда Руки-ножницы, Суини Тодда и Шляпника из «Алисы в Стране чудес» (всех троих сыграл Джонни Депп), причем последняя работа принесла ей «Оскар». В работе над «Белоснежкой и охотником» Этвуд подчеркивала важность сотрудничества с артистами: они должны были сжиться со своей одеждой. Интересно, что даже взаимодействие с волшебным зеркалом в фильме решено с помощью одежды: перед королевой встает фигура, как бы покрытая золотистой тканью. Именно она сообщает Равенне, что в королевстве есть кто-то «румяней и белее». В 2016 Universal Pictures выпустила продолжение фильма, а Коллин Этвуд вернулась в мир Белоснежки и дополнила гардероб Равенны новыми, еще более фантастическими платьями.