Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. Чтобы понять, почему Москва и другие русские города выглядят так, как они выглядят, нужно вернуться к корням и внимательно посмотреть на древнерусское зодчество — архитектуру X–XVII веков. В столице, конечно, сохранились здания этого периода, но составить цельное представление о древнерусском зодчестве только по ним не получится, поэтому сегодня речь пойдет не только о Москве.
Древнерусским зодчеством обычно называют множество стилей, которые одновременно развивались в разных княжествах с момента Крещения Руси в X веке до объединения страны в XVII столетии. И как это всегда бывает, исторические события накладывали свой отпечаток на облик городов, а тот становился архитектурной летописью нашей страны.
Киевская Русь: начало Где искать: Софийский собор в Великом Новгороде, Золотые ворота во Владимире
Софийский собор в Великом Новгороде
Источник: Сергей Афанасьев / Фотобанк Лори
Софийский собор в Великом Новгороде
Источник: Boris Breytman / Фотобанк Лори
Золотые ворота во Владимире
Источник: Дмитрий Неумоин / Фотобанк Лори
В IX веке на восточнославянских землях появилось первое крупное государство, сегодня известное под названием Киевская Русь. Оно возникло благодаря сложному взаимодействию местных славянских и финно-угорских племен друг с другом и с пришлыми варягами (скандинавами). Само же слово «Русь», по мнению многих лингвистов, происходит от древнескандинавского rōþr («гребец», «поход на веслах»), которое сначала трансформировалось в финно-угорское ruotsi, а позже — в славянское «роусь». Изначально так называли варягов, путешествующих по воде, но постепенно это название закрепилось за всеми, кто населял регион.
Киевская Русь объединила местные племена под властью князей варяжского происхождения. Именно они основали династию Рюриковичей. И хотя столицей стал Киев, долгое время за главенство с ним боролся Великий Новгород.
Хотя славяне и жившие на территории Руси финно-угры изначально были язычниками (и имели богатую традицию деревянного зодчества), стремление князей к союзу с православной Византией привело к Крещению Руси в конце X века. Христианизация принесла не только новую веру, но и традиции монументального каменного строительства. Появились первые крестово-купольные храмы. Напоминающие крест с куполом посередине, эти величественные снаружи и роскошные внутри здания были вдохновлены византийскими образцами.
Постройки X–XI веков не только поражали размерами и убранством, но и словно заявляли миру: Русь стала частью великих христианских держав. Среди главных памятников того времени — Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, хотя их современный облик сильно отличается от изначального. А вот Софийский собор в Новгороде и Золотые ворота во Владимире сохранились лучше.
Одной из важных особенностей древнерусской архитектуры вплоть до XVII века было бесчертежное проектирование. Зодчие обходились вообще без расчерченных заранее планировок и фасадов. Впрочем, это не мешало им создавать сложнейшие сооружения.
Период раздробленности: региональные архитектурные школы Где искать: церковь Покрова на Нерли в Боголюбове (Владимирская обл.), Георгиевский собор в Великом Новгороде, (Борисо-Глебская), Коложская церковь в Гродно (Белоруссия)
Покрова на Нерли в Боголюбове
Источник: Алексей Смышляев / Фотобанк Лори
Георгиевский собор в Великом Новгороде
Источник: ИВА Афонская / Фотобанк Лори
Коложская церковь в Гродно
Источник: Валерий Ситников / Фотобанк Лори
К середине XII века Киев утратил статус центра, а некогда единая Русь распалась на большое количество отдельных княжеств. Каждое из них стремилось к лидерству. И чем более сильными они становились, тем более яростно враждовали друг с другом.
Новые государственные образования развивались независимо друг от друга, у каждого были свои политические, экономические и, конечно же, культурные особенности. Так что неудивительно, что в некоторых из них выделились первые региональные архитектурные школы.
Владимиро-Суздальская школа была представлена в основном изящными, устремленными вверх белокаменными храмами. Фасады почти всегда были украшены богатым резным декором и рельефным орнаментом из арок и маленьких полуколонок по периметру здания. Одним из самых известных образцов школы можно назвать церковь Покрова на Нерли во Владимирской области.
Новгородская школа, напротив, была грубее и массивнее. Все здесь максимально практично и функционально — храмы строили так, чтобы они могли выдержать время, врагов и суровые северные зимы. Великолепные примеры новгородской традиции — Георгиевский собор в Великом Новгороде и собор Рождества Богородицы в Суздале.
Галицко-Волынская школа развивалась в тесном контакте с Европой. Местные зодчие находились под большим влиянием архитектуры и искусства Польши, Чехии и Венгрии, а потому храмы этой школы зачастую имели черты европейских средневековых построек. Одно из старейших сохранившихся зданий того периода — Борисоглебская церковь в белорусском городе Гродно. Она настолько близка европейским традициям, что ее можно по ошибке принять, например, за древнюю католическую церковь где-нибудь в Праге.
Татаро-монгольское иго Где искать: Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Владимирской области, церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском во Владимирской области
Источник: Наталья Николаева / Фотобанк Лори
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде
Источник: Олег Иванов / Фотобанк Лори
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
В XIII веке Русь пережила монгольское нашествие под предводительством хана Батыя, внука Чингисхана. Вторжение началось в 1237 году, и вскоре раздробленные княжества пали — русские земли оказались под властью Золотой Орды. Одним из самых трагических событий стал разгром Киева в 1240 году — город практически уничтожили.
Захватчики обложили покоренные княжества данью и ввели систему непрямого управления: отныне князья могли править только с разрешения Орды, получив так называемый ярлык. Некоторые земли избежали монгольского гнета, но лишь потому, что оказались покорены европейскими соседями — Тевтонским орденом и княжеством Литовским.
После монгольского нашествия на Руси архитектура пошла тремя путями, каждый из которых отражал характер и судьбу региона.
На юго-западе, в Галиции и Волыни, строительство не прерывалось, но шло в сторону Европы. Храмы сохраняли древнерусские формы, но материалы и технологии уже подсказывали, что мастера присматривались к готике и романике. Камень уступал место брусковому кирпичу, раствор брали известковый, а пропорции становились строже. В итоге получилась архитектура на стыке русской и западной традиций.
На северо-западе, в Новгороде и Пскове, Европа ощущалась скорее как нечто далекое. Архитектура здесь продолжала развиваться по старым канонам, заложенным еще до монголов. Местные мастера держались за свои традиции, лишь изредка добавляя новые формы, подсмотренные у западных зодчих. Это позволило сохранить преемственность и создать устойчивый стиль, характерный для региона.
На северо-востоке, в Твери и Москве, традицию пришлось восстанавливать с нуля. Западных влияний здесь почти не было — архитекторы обращались к местным образцам, уцелевшим после нашествия. Постепенно северо-восточная архитектура обрела свое лицо, но без прежнего размаха и новизны. К периоду завершения татаро-монгольского ига относится одна из древнейших построек Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1427).
В период монгольского владычества среди прочих княжеств и городов особняком стоял Великий Новгород. Здесь строительством занимались все: князья, монастыри, посадники, богатые горожане. Храмы отражали дух города-республики, где церкви возводили не только в качестве религиозного или политического акта, но и как символ престижа и влияния.
Московское царство Где искать: Успенский собор и колокольня Ивана Великого в Москве, Спасская башня Московского кремля
Успенский собор и колокольня Ивана Великого в Москве
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Спасская башня Московского кремля
Источник: Photojuli / Фотобанк Лори
В эпоху татаро-монгольского ига Москва из незаметного городка постепенно превратилась в центр русских земель. Местные князья умели договариваться с Ордой и эффективно собирать дань, а потому постепенно обошли соседей в своем политическом влиянии. При Иване Калите Москву называли кошельком Руси, а победа Дмитрия Донского на Куликовом поле показала готовность к сопротивлению. В XV веке Иван III проявил невиданную по тем временам дерзость, отказавшись платить дань монгольским ханам, что положило начало полному освобождению от иноземного владычества. Позже царь объединил разрозненные княжества, сделав Москву ядром будущего Российского государства.
В XVI веке московская архитектура прошла через три этапа, которые тесно переплетаются с правлениями ключевых фигур эпохи: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного и Бориса Годунова. В это время произошло становление новой архитектурной традиции, вдохновленной итальянскими мастерами и постепенно переросшей в язык власти и символ формирующейся империи.
Начало века — время активного притока итальянских архитекторов. Именно они заложили основу московского стиля, разработав новаторские типы построек. Успенский собор в Кремле стал эталоном для всех соборных храмов России на последующие столетия, а церковь Вознесения в Коломенском ввела шатровый тип, который затем стал характерной чертой русской архитектуры.
При Иване Грозном итальянские влияния окончательно вплелись в национальную традицию. Храмы этой эпохи отличались множеством приделов, что отражало композиционное увлечение многопрестольностью. Ярчайший пример — собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного), построенный с участием иностранных мастеров. Этот многоглавый собор стал олицетворением политической мощи Москвы.
Третий этап, в эпоху Бориса Годунова, менее богат на постройки, но созданные в это время здания отличаются тонкостью и изяществом. Итальянские мотивы, освоенные за предыдущие десятилетия, превратились в полноценный художественный язык, сочетавший декоративность и монументальность.
Гражданское строительство в этот период находилось в тени храмового. Хотя итальянцы возвели Грановитую палату и кремлевские стены, светская архитектура по большей части ограничивается утилитарными сооружениями. Главной сценой для экспериментов остаются храмы.
К концу века Москва окончательно закрепила за собой статус единственного архитектурного центра, благодаря которому в итоге сформировался облик страны в целом. Экономический и политический удар по Новгороду и Пскову в результате походов Ивана Грозного разрушил местные школы зодчества. Не осталось и нерусской архитектуры Казани и Астрахани: мечети было запрещено строить, а старые постепенно ветшали и разрушались.