«Москвичка» запустила рубрику, в которой знакомит с молодым искусством. Специально для издания художники создают работы и рассказывают о себе. Сегодня героиней рубрики стала Ника Черняева. Художница окончила МГУ, ИПСИ, «Свободные мастерские» при ММОМА, училась в Строгановке и легендарном Central Saint Martin’s College of Art and Design в Лондоне. За последние несколько лет успела поучаствовать в «Открытых студиях» «Винзавода», резиденции в Выксе, мастерских музея GARAGE и многих других интересных проектах. И все эти годы Ника оставалась верна своему главному и любимому медиуму — живописи.
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Льюис Кэрролл
Harder, faster, stronger
Москва у меня в первую очередь ассоциируется не с конкретными местами, а с сумасшедшей скоростью, многозадачностью, лавиной событий и какофонией впечатлений. Мне такой ритм очень подходит, обожаю это сумасшествие. Стоит только куда-то уехать, как я сразу замечаю резкую смену темпа и начинаю тосковать по любимой московской гонке. И в своей работе я постаралась отразить это свое ощущение: музыка невпопад, рук не хватает, все плывет перед глазами, текст еще этот банальный лезет прямо в глаза и вообще не очень понятно, что происходит. Ну чисто Москва!
Чьи-то шаги над Замоскворечьем
История моей семьи начиналась на «Белорусской». Родители в юности жили неподалеку друг от друга — мама в коммуналке, а папа в общежитии. Я же появилась на свет в историческом родильном доме имени Абрикосовой, что на Миусской. Когда мне было полгода, родители переехали в Замоскворечье, и с тех пор моя жизнь так или иначе связана именно с этим районом, и, конечно же, он теперь самый любимый.
Моя Москва
Все детство меня выгуливали в «сквере за гостиницей» — так мы называли «Музеон». Сегодня он изменился, стал по-московски полифоничен. Изобилие скульптур создает сюрный эффект — все как я люблю. Иногда я пишу «портреты» особенно понравившихся мне объектов: например, уже есть холст по мотивам скульптуры «Врата» и картина Safe Space в честь небольшого памятника «Мать и дитя».
Еще один важный и любимый пятачок — Репинский сквер и Кадашевская набережная напротив него — там находится моя школа. И Лаврушинский переулок, по которому я каждый день шла домой мимо Третьяковской галереи. Мой самый любимый закуток Москвы находится именно здесь — это крошечная березовая аллея у «Вдовьего дома» — приюта для вдов и сирот русских художников, которая соединяет Лаврушинский и 1-й Кадашевский переулки.
Я очень люблю Болотный остров. Пока работал «Красный октябрь», при удачном ветре по пути в школу можно было почувствовать запах шоколада. А в «Ударник» я впервые в жизни ходила в кино. Как сейчас помню, это был «Титаник». Очень жду, когда закончится реставрация и можно будет снова там побывать.
Сегодня моя мастерская расположена в Доме на набережной на улице Серафимовича. Здесь я тоже проводила много времени в детстве: лучшая подруга жила в этом доме, и мы часто оставались у нее после уроков.
Еще одно место силы — Аптекарский огород, где работала мама. Люблю и Воробьевы горы — там я занималась в Доме пионеров, а потом училась в МГУ.
Кстати, еще одно очень классное место, куда я ходила в кружки, — Дом творчества на Полянке. Сейчас в этом роскошном готическом особняке находится Музыкальный центр Башмета.
Москва для меня пропитана детскими воспоминаниями, и я иногда ловлю себя на том, что по-стариковски пересказываю друзьям одни и те же истории, когда мы проходим мимо памятных мест.
Новая Москва мне тоже нравится, просто во взрослом возрасте впечатления уже не такие интенсивные, поэтому эмоциональных привязок к местам меньше.
Авторский маршрут
Я люблю «повороты не туда», когда выходишь гулять без плана и шагаешь в первом попавшемся направлении, хаотично сворачивая с одной улицы на другую, заглядывая в интересные переулки и дворы. Так даже в самых привычных, известных до последней трещинки районах можно найти что-нибудь новенькое, поближе познакомиться с Москвой и в очередной раз удивиться, какая же она все-таки разная.