Москва архитектурная: от Рюриковичей до Николая II
Места
6.1.2025 в 17:36
Павел Зельдович
Начинаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России, на примере Москвы. Обычно здания кажутся фоном, декорациями нашей жизни — мы редко смотрим на них как на самодостаточные элементы. Но самом деле именно дома — это архитектурная летопись города и страны в целом.
Каждый архитектурный стиль отражает надежды и чаяния той или иной эпохи и в итоге оказывается важным вкладом в историю. Чтобы ориентироваться было проще, рассматривать стили предлагаем в хронологическом порядке. Сегодня поговорим об архитектуре от примерно X века до начала XX-го, а в следующих материалах цикла подробнее разберем каждый стиль.
Древнерусское зодчество Когда: до 1500 года Как узнать: крупные объемы, толстые стены с небольшими окнами, минимум украшений, снаружи окрашены в белый цвет, большие арки, шатровая кровля и купола Где искать в Москве: Спасский собор Андроникова монастыря (1420), Успенский собор в Кремле (1489), Грановитая палата (1487)
Спасский собор Андроникова монастыря (1420)
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Успенский собор в Кремле (1489)
Источник: Николай Винокуров / Фотобанк Лори
Грановитая палата (1487)
Источник: Валерия Попова / Фотобанк Лори
Древнерусское зодчество — это не просто корни русской архитектуры, но ключ к пониманию того, как формировалась сама Россия. Храмы, крепости и палаты отражали путь страны — от Киевской Руси к раздробленности, от татаро-монгольского ига до триумфального его свержения и объединения страны в мощное, централизованное государство. В домонгольский период (до XIII века) зарождаются региональные архитектурные школы, такие как Новгородская и Владимиро-Суздальская. Каждая из них по-своему сочетает славянские и византийские традиции. Москва, основанная в 1147 году, приобрела свой столичный статус лишь при Иване Калите. В строительстве повсеместно использовался в основном белый камень, а позже — побеленный кирпич. К XV веку Москва выходит на первый план. Итальянские мастера возводят Кремль, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. При Иване Грозном появляется Собор Василия Блаженного — одна из самых узнаваемых построек в мире.
Русское узорочье Когда: 1630–1690 Как узнать: пестрая цветовая гамма, резной белокаменный декор, многоярусные кровли, кокошники, сложные формы окон, красные кирпичные стены с белыми украшениями Где искать в Москве: церковь Троицы в Никитниках (1650), церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652), храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682)
Церковь Троицы в Никитниках (1650)
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652)
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682)
Источник: Boris Breytman / Фотобанк Лори
Русское узорочье не просто один из самых ярких и самобытных национальных стилей в истории России, но первое осторожное знакомство с западноевропейским наследием. Яркий и пышный, он во многом отражал вкусы новой влиятельной прослойки — бояр и купечества. После Смуты Россия возрождалась, а значит, расцветала и архитектура — с кокошниками, изразцами и затейливой резьбой. Яркие примеры узорочья можно найти не только в Москве, но и в Ярославле, а также Ростове Великом. Этот стиль стал отражением новой эпохи — времени, когда Россия богатела, крепла и начинала осознавать себя как часть большого мира.
Нарышкинский стиль Когда:1680–1710 Как узнать:ощутимое влияние европейской моды второй половины XVII века, стремление к легкости и изяществу и доставшиеся в наследство от русского узорочья богатый декор фасадов, шатры и башенки, резные украшения, узорчатые окна, резные детали, красные кирпичные стены с белыми украшениями Где искать в Москве: постройки Новодевичьего монастыря (1524 — 1690-е), храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1694), храм Бориса и Глеба в Зюзине (1704), храм Иоанна Воина на Якиманке (1713)
Постройки Новодевичьего монастыря (1524 — 1690-е)
Источник: Ирина / Фотобанк Лори
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1694)
Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Храм Бориса и Глеба в Зюзине (1704)
Источник: Михаил Широков / Фотобанк Лори
Храм Иоанна Воина на Якиманке (1713)
Источник: ИВА Афонская / Фотобанк Лори
Нарышкинский стиль получил свое название благодаря боярам Нарышкиным, на чьи деньги строилось немало церквей на рубеже XVII и XVIII столетий. Но в действительности постройки финансировались и другими меценатами. Этот яркий и самобытный стиль возник в конце XVII века (и был популярен совсем недолго — вскоре на смену ему пришло барокко).
После падения Византии, главного политического и религиозного ориентира, обращение России к Западу стало неизбежным. Нарышкинский стиль стал одним из первых проявлений этой тенденции, в нем русское зодчество объединялось с элементами европейского маньеризма и барокко.
Барокко Когда:1690–1770 Как узнать:пышный декор, изогнутые линии, сложные узоры, лепнина, много золота, колонны и фасады с крупными окнами и яркими цветами, особенно бело-голубыми. Где искать в Москве: павильон «Грот» в Кусково (1761), усадьба Апраксиных-Трубецких (1766), усадьба Орлова-Денисова (середина XVIII века)
Павильон «Грот» в Кусково (1761)
Источник: Глущенко Елена / Фотобанк Лори
Усадьба Апраксиных-Трубецких (1766)
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Усадьба Орлова-Денисова (середина XVIII века)
Источник: stargal / Фотобанк Лори
Европейское барокко пришло в Россию в конце XVII – начале XVIII века и вскоре стало символом императорского могущества.
Зрелищный стиль с драматическими формами и богатым декором, на Западе он утвердил реванш католической церкви после Реформации. На место намеренно «бедных» форм и строгих линий пришли роскошь, криволинейные фасады, пышные интерьеры и оптические иллюзии.
В России барокко преобразило не только православные храмы, но прежде всего царские дворцы. Хотя больше всего барочных зданий в Петербурге (он стал своего рода испытательным полигоном для европейских идей), в Москве тоже немало интересных образцов этого стиля.
Классицизм Когда: 1760–1840 Как узнать: мало декора, сочетание белых деталей (колонны, лепнина, наличники) с окрашенными в светлые кремово-пастельные тона стенами, симметрия, колонны, портики с треугольными фронтонами, строгие фасады с небольшим количеством декора Где искать в Москве: Сенатский дворец (1787), Большой театр (1825), Первая градская больница (1833)
Сенатский дворец (1787)
Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Большой театр (1825)
Источник: Olga / Фотобанк Лори
Первая градская больница (1833)
Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Классицизм основан на строгой, сдержанной трактовке античного наследия.У этого стиля было несколько этапов. На рубеже XVIII и XIX веков он напоминал ампир, а позднее стал более сдержанным. И все-таки архитекторы классицизма всегда стремились к монументальности, поскольку именно в ней находила отражение государственная мощь (совсем как в Римской империи). Так что неудивительно, что классицизм быстро стал воплощением западных имперских идеалов эпохи Просвещения.
Расцвет этого официального, «казенного» направления пришелся на вторую половину XVIII – начало XIX века. В то время Российская империя активно прирастала новыми землями, а значит, требовалось множество новых правительственных зданий, больниц и казарм.
Особое распространение классицизм получил после победы над Наполеоном и восстановления Москвы после пожара 1812 года. Именно тогда появился важный для русской культуры образ — небольшой городской особняк, ставший заменой сгоревшим усадьбам.
Доходные дома рубежа веков Когда:1880–1917 Как узнать: эклектика, пять–шесть этажей, высокие потолки, фасады с орнаментами, колонны, пилястры, балконы и эркеры, декоративные элементы и богатая отделка Где искать в Москве: доходный дом Элькинда (1901), доходный дом Бахрушиных (1901),доходный дом страхового общества «Россия» (1906)
Доходный дом Элькинда (1901)
Источник: Baturina Yuliya / Фотобанк Лори
Доходный дом Бахрушиных (1901)
Источник: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори
Доходный дом страхового общества «Россия» (1906)
Источник: E. O. / Фотобанк Лори
Эклектика характерна для архитектуры рубежа XIX–XX веков, когда города активно росли и развивались. Архитекторы свободно сочетали элементы классицизма, барокко, готики и ренессанса, создавая выразительные и запоминающиеся здания. Особенно эклектичными были доходные дома, банки и коммерческие постройки — там, где фасад должен впечатлять не меньше, чем «содержание». Доходные дома того времени отражали статус владельцев: чем богаче декор и сложнее форма, тем выше престиж. Эклектика сформировала узнаваемый облик городских улиц, который и сегодня остается неотъемлемой частью исторической застройки.
Русский стиль Когда:1880–1910 Как узнать: шатровые кровли, кокошники, резные украшения, арки, орнаменты, часто с использованием железобетона и стекла. Этот стиль применялся для вокзалов, церквей и особняков, где традиционные элементы гармонично сочетались с современными решениями Где искать в Москве: Государственный исторический музей (1883), ГУМ (1893), Политехнический музей (1906)
Государственный исторический музей (1883)
Источник: Cергей Брызгалов / Фотобанк Лори
ГУМ (1893)
Источник: Антон Решотько / Фотобанк Лори
Политехнический музей (1906)
Источник: Солодовникова Елена / Фотобанк Лори
Русский (или, как его еще называют, псевдорусский) стиль характерен для второй половины XIX – начала XX века и вдохновлен древнерусскими традициями. Причиной тому — правление Александра III (1845–1894), известного своей любовью ко всему «истинно национальному».
Впервые за несколько сотен лет народные мотивы ненадолго вернулись в отечественную архитектуру, нарушив трехсотлетнее «европейское» господство. Проектировщики тщательно изучали древнерусское зодчество и изобретательно сочетали старинные приемы с новыми технологиями.
Надо сказать, что в это время в Европе происходили схожие процессы и появлялись стили, направленные на возрождение национальных традиций — немецких, французских, шведских…
Модерн Когда: 1890–1915 Как узнать: свободные плавные линии, скругленные углы, волнообразные поверхности, асимметрия фасадов, сложный декор, сочетание живописи, скульптуры, прикладного дизайна и архитектуры, активное использование металла, стекла и керамики Где искать в Москве: гостиница «Метрополь» (1905), дом Кекушевой (1903), особняк Рябушинского (1902)
Гостиница «Метрополь» (1905)
Дом Кекушевой (1903)
Особняк Рябушинского (1902)
Модерн в России — это последний стиль дореволюционной Российской империи. В нем хорошо видна обособленность буржуазии от простого народа, которая позднее выльется в Октябрьскую революцию и Гражданскую войну.
Вполне вписываясь в общемировой тренд, в России модерн возник на рубеже XIX–XX веков — в период политических и экономических перемен: страна переживала индустриализацию и бурное развитие торговли. Новый стиль символизировал стремление к прогрессу и новизне, гармонии человека и природы.
Модерн делится на множество направлений. Самое узнаваемое — с «растительными», органическими плавными формами. А еще для этого стиля характерен синтез традиционных античных (ордерных) пропорций с новыми техническими возможностями, что часто приводило к созданию неожиданных и порой даже «сумасшедших» форм.