Москва архитектурная: от Рюриковичей до Николая II

  • Места

  • 6.1.2025 в 17:36
  • Павел Зельдович

Начинаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России, на примере Москвы. Обычно здания кажутся фоном, декорациями нашей жизни — мы редко смотрим на них как на самодостаточные элементы. Но самом деле именно дома — это архитектурная летопись города и страны в целом. 

Каждый архитектурный стиль отражает надежды и чаяния той или иной эпохи и в итоге оказывается важным вкладом в историю. Чтобы ориентироваться было проще, рассматривать стили предлагаем в хронологическом порядке. Сегодня поговорим об архитектуре от примерно X века до начала XX-го, а в следующих материалах цикла подробнее разберем каждый стиль.
 
Древнерусское зодчество
Когда: до 1500 года 
Как узнать: крупные объемы, толстые стены с небольшими окнами, минимум украшений, снаружи окрашены в белый цвет, большие арки, шатровая кровля и купола
Где искать в Москве: Спасский собор Андроникова монастыря (1420), Успенский собор в Кремле (1489), Грановитая палата (1487)
 
Loading...Спасский собор Андроникова монастыря (1420)

Спасский собор Андроникова монастыря (1420)

Источник: E. O. / Фотобанк Лори

Loading...Успенский собор в Кремле (1489)

Успенский собор в Кремле (1489)

Источник: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Loading...Грановитая палата (1487)

Грановитая палата (1487)

Источник: Валерия Попова / Фотобанк Лори

Древнерусское зодчество — это не просто корни русской архитектуры, но ключ к пониманию того, как формировалась сама Россия. Храмы, крепости и палаты отражали путь страны — от Киевской Руси к раздробленности, от татаро-монгольского ига до триумфального его свержения и объединения страны в мощное, централизованное государство.
В домонгольский период (до XIII века) зарождаются региональные архитектурные школы, такие как  Новгородская и Владимиро-Суздальская. Каждая из них по-своему сочетает славянские и византийские традиции. Москва, основанная в 1147 году, приобрела свой столичный статус лишь при Иване Калите. В строительстве повсеместно использовался в основном белый камень, а позже — побеленный кирпич.
К XV веку Москва выходит на первый план. Итальянские мастера возводят Кремль, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. При Иване Грозном появляется Собор Василия Блаженного — одна из самых узнаваемых построек в мире.
 
Русское узорочье
Когда: 1630–1690
Как узнать: пестрая цветовая гамма, резной белокаменный декор, многоярусные кровли, кокошники, сложные формы окон, красные кирпичные стены с белыми украшениями
Где искать в Москве: церковь Троицы в Никитниках (1650), церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652), храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682)
 
Loading...Церковь Троицы в Никитниках (1650)

Церковь Троицы в Никитниках (1650)

Источник: E. O. / Фотобанк Лори

Loading...Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652)

Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1652)

Источник: E. O. / Фотобанк Лори

Loading...Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682)

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1682)

Источник: Boris Breytman / Фотобанк Лори

Русское узорочье не просто один из самых ярких и самобытных национальных стилей в истории России, но  первое осторожное знакомство с западноевропейским наследием. Яркий и пышный, он во многом отражал вкусы новой влиятельной прослойки — бояр и купечества. После Смуты Россия возрождалась, а значит, расцветала и архитектура — с кокошниками, изразцами и затейливой резьбой. Яркие примеры узорочья можно найти не только в Москве, но и в Ярославле, а также Ростове Великом.
Этот стиль стал отражением новой эпохи — времени, когда Россия богатела, крепла и начинала осознавать себя как часть большого мира.
 
Нарышкинский стиль
Когда: 1680–1710
Как узнать: ощутимое влияние европейской моды второй половины XVII века, стремление к легкости и изяществу и доставшиеся в наследство от русского узорочья богатый декор фасадов, шатры и башенки, резные украшения, узорчатые окна, резные детали, красные кирпичные стены с белыми украшениями 
Где искать в Москве: постройки Новодевичьего монастыря (1524 — 1690-е), храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1694), храм Бориса и Глеба в Зюзине (1704), храм Иоанна Воина на Якиманке (1713)
 
Loading...Постройки Новодевичьего монастыря (1524 — 1690-е)

Постройки Новодевичьего монастыря (1524 — 1690-е)

Источник: Ирина / Фотобанк Лори

Loading...Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1694)

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1694)

Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

Loading...Храм Бориса и Глеба в Зюзине (1704)

Храм Бориса и Глеба в Зюзине (1704)

Источник: Михаил Широков / Фотобанк Лори

Loading...Храм Иоанна Воина на Якиманке (1713)

Храм Иоанна Воина на Якиманке (1713)

Источник: ИВА Афонская / Фотобанк Лори

Нарышкинский стиль получил свое название благодаря боярам Нарышкиным, на чьи деньги строилось немало церквей на рубеже XVII и XVIII столетий. Но в действительности постройки финансировались и другими меценатами. Этот яркий и самобытный стиль возник в конце XVII века (и был популярен совсем недолго — вскоре на смену ему пришло барокко).
После падения Византии, главного политического и религиозного ориентира, обращение России к Западу стало неизбежным. Нарышкинский стиль стал одним из первых проявлений этой тенденции, в нем русское зодчество объединялось с элементами европейского маньеризма и барокко. 
 
Барокко
Когда: 1690–1770
Как узнать: пышный декор, изогнутые линии, сложные узоры, лепнина, много золота, колонны и фасады с крупными окнами и яркими цветами, особенно бело-голубыми.
Где искать в Москве: павильон «Грот» в Кусково (1761), усадьба Апраксиных-Трубецких (1766), усадьба Орлова-Денисова (середина XVIII века)
 
Loading...Павильон «Грот» в Кусково (1761)

Павильон «Грот» в Кусково (1761)

Источник: Глущенко Елена / Фотобанк Лори

Loading...Усадьба Апраксиных-Трубецких (1766)

Усадьба Апраксиных-Трубецких (1766)

Источник: E. O. / Фотобанк Лори

Loading...Усадьба Орлова-Денисова (середина XVIII века)

Усадьба Орлова-Денисова (середина XVIII века)

Источник: stargal / Фотобанк Лори

Европейское барокко пришло в Россию в конце XVII – начале XVIII века и вскоре стало символом императорского могущества. 
Зрелищный стиль с драматическими формами и богатым декором, на Западе он утвердил реванш католической церкви после Реформации. На место намеренно «бедных» форм и строгих линий пришли роскошь, криволинейные фасады, пышные интерьеры и оптические иллюзии.
В России барокко преобразило не только православные храмы, но прежде всего царские дворцы. Хотя больше всего барочных зданий в Петербурге (он стал своего рода испытательным полигоном для европейских идей), в Москве тоже немало интересных образцов этого стиля.
 
Классицизм
Когда: 1760–1840
Как узнать: мало декора, сочетание белых деталей (колонны, лепнина, наличники) с окрашенными в светлые кремово-пастельные тона стенами, симметрия, колонны, портики с треугольными фронтонами, строгие фасады с небольшим количеством декора
Где искать в Москве: Сенатский дворец (1787), Большой театр (1825), Первая градская больница (1833)
 
Loading...Сенатский дворец (1787)

Сенатский дворец (1787)

Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

Loading...Большой театр (1825)

Большой театр (1825)

Источник: Olga / Фотобанк Лори

Loading...Первая градская больница (1833)

Первая градская больница (1833)

Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори

Классицизм основан на строгой, сдержанной трактовке античного наследия.У этого стиля было несколько этапов. На рубеже XVIII и XIX веков он напоминал ампир, а позднее стал более сдержанным. И все-таки архитекторы классицизма всегда стремились к монументальности, поскольку именно в ней находила отражение государственная мощь (совсем как в Римской империи). Так что неудивительно, что классицизм быстро стал воплощением западных имперских идеалов эпохи Просвещения.
Расцвет этого официального, «казенного» направления пришелся на вторую половину XVIII – начало XIX века. В то время Российская империя активно прирастала новыми землями, а значит, требовалось множество новых правительственных зданий, больниц и казарм. 
Особое распространение классицизм получил после победы над Наполеоном и восстановления Москвы после пожара 1812 года. Именно тогда появился важный для русской культуры образ — небольшой городской особняк, ставший заменой сгоревшим усадьбам.
 
Доходные дома рубежа веков
Когда: 1880–1917
Как узнать: эклектика, пять–шесть этажей, высокие потолки, фасады с орнаментами, колонны, пилястры, балконы и эркеры, декоративные элементы и богатая отделка
Где искать в Москве: доходный дом Элькинда (1901), доходный дом Бахрушиных (1901), доходный дом страхового общества «Россия» (1906)
 
Loading...Доходный дом Элькинда (1901)

Доходный дом Элькинда (1901)

Источник: Baturina Yuliya / Фотобанк Лори

Loading...Доходный дом Бахрушиных (1901)

Доходный дом Бахрушиных (1901)

Источник: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори

Loading...Доходный дом страхового общества «Россия» (1906)

Доходный дом страхового общества «Россия» (1906)

Источник: E. O. / Фотобанк Лори

Эклектика характерна для архитектуры рубежа XIX–XX веков, когда города активно росли и развивались. Архитекторы свободно сочетали элементы классицизма, барокко, готики и ренессанса, создавая выразительные и запоминающиеся здания. Особенно эклектичными были доходные дома, банки и коммерческие постройки — там, где фасад должен впечатлять не меньше, чем «содержание». Доходные дома того времени отражали статус владельцев: чем богаче декор и сложнее форма, тем выше престиж. Эклектика сформировала узнаваемый облик городских улиц, который и сегодня остается неотъемлемой частью исторической застройки.
 
Русский стиль
Когда: 1880–1910
Как узнать: шатровые кровли, кокошники, резные украшения, арки, орнаменты, часто с использованием железобетона и стекла. Этот стиль применялся для вокзалов, церквей и особняков, где традиционные элементы гармонично сочетались с современными решениями
Где искать в Москве: Государственный исторический музей (1883), ГУМ (1893), Политехнический музей (1906)
 
Loading...Государственный исторический музей (1883)

Государственный исторический музей (1883)

Источник: Cергей Брызгалов / Фотобанк Лори

Loading...ГУМ (1893)

ГУМ (1893)

Источник: Антон Решотько / Фотобанк Лори

Loading...Политехнический музей (1906)

Политехнический музей (1906)

Источник: Солодовникова Елена / Фотобанк Лори

Русский (или, как его еще называют, псевдорусский) стиль характерен для второй половины XIX – начала XX века и вдохновлен древнерусскими традициями. Причиной тому — правление Александра III (1845–1894), известного своей любовью ко всему «истинно национальному». 
Впервые за несколько сотен лет народные мотивы ненадолго вернулись в отечественную архитектуру, нарушив трехсотлетнее «европейское» господство. Проектировщики тщательно изучали древнерусское зодчество и изобретательно сочетали старинные приемы с новыми технологиями. 
Надо сказать, что в это время в Европе происходили схожие процессы и появлялись стили, направленные на возрождение национальных традиций — немецких, французских, шведских…
 
Модерн
Когда: 1890–1915
Как узнать: свободные плавные линии, скругленные углы, волнообразные поверхности, асимметрия фасадов, сложный декор, сочетание живописи, скульптуры, прикладного дизайна и архитектуры, активное использование металла, стекла и керамики
Где искать в Москве: гостиница «Метрополь» (1905), дом Кекушевой (1903), особняк Рябушинского (1902)
 
Loading...Гостиница «Метрополь» (1905)

Гостиница «Метрополь» (1905)

Loading...Дом Кекушевой (1903)

Дом Кекушевой (1903)

Loading...Особняк Рябушинского (1902)

Особняк Рябушинского (1902)

Модерн в России — это последний стиль дореволюционной Российской империи. В нем хорошо видна обособленность буржуазии от простого народа, которая позднее выльется в Октябрьскую революцию и Гражданскую войну. 
Вполне вписываясь в общемировой тренд, в России модерн возник на рубеже XIX–XX веков — в период политических и экономических перемен: страна переживала индустриализацию и бурное развитие торговли. Новый стиль символизировал стремление к прогрессу и новизне, гармонии человека и природы.
Модерн делится на множество направлений. Самое узнаваемое — с «растительными», органическими плавными формами. А еще для этого стиля характерен синтез традиционных античных (ордерных) пропорций с новыми техническими возможностями, что часто приводило к созданию неожиданных и порой даже «сумасшедших» форм.
  • © 2024 Москвичка
  • Все права защищены

Погружайтесь в мир красоты и стиля с журналом «Москвичка». Свежие тренды моды, красоты, культуры и жизни города на страницах каждого номера.

По вопросам сотрудничества вы можете написать на почту:[email protected]

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.