Между модой и кинематографом можно провести множество параллелей. Тут тоже есть свои звёзды (модели), режиссёры (дизайнеры) и продюсеры (модные дома). Тоже полно интриг, важно внимание к деталям, многие грезят о запуске собственной франшизы. Поэтому хоть фильмов о моде выходит много и некоторые из них посвящены одним и тем же людям и событиям, каждый получается по-настоящему самобытным.
Мы выбрали 10 картин из разных эпох, которые очень по-разному изображают мир высокой моды. От вдумчивых байопиков до напоминающих бесконечный ночной кошмар мистических хорроров. От полных гламура мелодрам до историй о том, что красота может не только спасти мир, но и разрушить всё на своем пути.
Фотоувеличение
Blow-Up
1966
Тревожный шедевр Микеланджело Антониони, где никогда не знаешь, что реально, а что — нет. В свингующем Лондоне 1960-х фэшн-фотограф (Дэвид Хеммингс) начинает подозревать, что его камера запечатлела попытку убийства, и пытается выяснить правду. Но его все время что-то отвлекает: то фанатки, то рок-концерт, то вечеринка в компании реальной модели Верушки.
Поклонникам истории моды также будет интересно узнать, что «Фотоувеличение» — первая (пускай и небольшая) роль Джейн Биркин, в честь которой Hermès в 1984-м назвали сумку Birkin.
Красное дерево
Mahogany
1975
В своем первом фильме, «Леди поет блюз» (1972), певица Дайана Росс играла ожидаемую роль — изображала коллегу Билли Холидей. Но уже во втором проекте она сменила микрофон на ножницы и перевоплотилась в вымышленную модельершу по имени Трейси Чемберс, которая переехала из Чикаго в Рим в надежде покорить модную индустрию.
Хотя в кадре героиня Росс не пела, фильм всё равно запомнился скорее саундтреком: песня «Theme from Mahogany (Do You Know Where You're Going To)» стала хитом и была номинирована на «Оскар». «Красное дерево» вообще трудно назвать одой миру моды: в финале — спойлер почти 50-летней давности — Трейси меняла карьеру модельера на роль возлюбленной политика. Можно ли считать это прообразом противоречивого финала «Дьявол носит Prada»?
Высокая мода
Prêt-à-Porter
1994
Смесь сатиры и документалистики от прославленного режиссёра Роберта Олтмена. В 1994-м он задумал очередной масштабный проект: снять реальную Парижскую неделю моды, но попутно заслать туда международную команду звёзд (от Софи Лорен до Джулии Робертс), которые изображали бы различных сотрудников и сотрудниц модной индустрии (модельеров, редакторов и моделей). Получилось не так успешно, как надеялся Олтмен: кино собрало весьма средние отзывы критиков, заработало скромные деньги и затерялось на фоне куда более прославленных фильмов сатирика («Военно-полевого госпиталя», «Госфорд-парка» и других).
Однако это уникальная капсула времени, эдакий портал в мир европейской моды первой половины 90-х: вот певица Бьорк дефилирует у Жана-Поля Готье, вот супермодель Клаудия Шиффер шагает по ковровой дорожке под руку с иллюзионистом Дэвидом Копперфильдом, а вот Шер даёт интервью Ким Бейсингер, изображающей непутёвую обозревательницу мод по именни Китти. Отдельно отметим открывающую сцену, в которой герой Марчелло Мастроянни покупает галстук Christian Dior в заснеженном ГУМе.
Джиа
Gia, 1998
Одна из первых и по сей день самых эффектных ролей Анджелины Джоли, за которую 24-летняя актриса получила «Золотой глобус». Телефильм HBO рассказывал реальную трагическую историю американской модели Джии Каранджи, в 80-х ставшей одной из первых, к кому стали применять термин «супермодель». Международный успех дал юной манекенщице ключ к миру запретных развлечений, в том числе самых разных наркотиков. В итоге модель скончалась в 26 лет от осложнений, вызванных СПИДом (она заразилась через использованную иглу).
Сейчас фильм Майкла Кристофера легко ругать за привычную для фильмов 90-х объективацию (камера очень щедро ласкает обнажённые тела Джоли и других актеров). Но в то же время лента пропитана неповторимой маниакальной атмосферой, за которую всецело отвечает её главная звезда. Неудивительно, что буквально через пару лет Джоли возглавляла уже многомиллионные блокбастеры.
Дьявол носит Prada
Devil Wears Prada
2006
Без сомнений один из самых памятных фильмов не только 2000-х, но и среди всех картин о фэшн-индустрии. Юная журналистка (Энн Хэтэуэй) устраивается работать в модный журнал, которым руководит деспотичная главредка (Мэрил Стрип). И быстро понимает, что мир большого глянца — не место для шуток (и посредственных нарядов).
Влияние фильма Дэвида Фрэнкеля, поставленного по роману Лорен Вайсбергер, невозможно переоценить. Он не только разлетелся на цитаты и мемы, но и взрастил уже несколько поколений сотрудников модных изданий, которые то решают изменить строгий уклад индустрии, то чётко следовать её правилам. Тем временем в Голливуде началась работа над продолжением «Дьявола».
Ив Сен-Лоран и Сен-Лоран. Стиль — это я
Yves Saint Laurent и Saint Laurent
2014
Уникальный случай в истории кино: в 2014-м на экраны вышли сразу две игровые картины о французском модельере Иве Сен-Лоране. И обе получили номинации на премию «Сезар» (французский аналог «Оскара»).
«Ив Сен-Лоран» рассказывает о становлении молодого дизайнера (заглавную роль исполнил Пьер Нине, в итоге получивший за нее «Сезара»). Фильм был снят с непосредственным участием ближайшего друга и коллеги Сен-Лорана, Пьера Берже. А «Сен-Лоран. Стиль — это я» показывает уже добившегося признания модельера с лицом актёра Гаспара Ульеля. И этот фильм снимали вопреки желаниям Берже и дома YSL. Ни одна из лент в итоге не стала полноценным хитом, но вместе они точно сложатся в модный киномарафон.
Месть от кутюр
The Dressmaker
2015
Наглядный пример того, что кино о моде совсем не обязательно снимать в шумных мегаполисах. В этой чёрной комедии Джослин Мурхаус героиня Кейт Уинслет возвращается в родной австралийский городок в начале 1950-х со швейной машинкой и планом узнать правду о трагедии, произошедшей в её детстве. Приезд портнихи запускает череду несчастных случаев и закручивает новый клубок интриг, которые угрожают судьбе всего города. А катящийся со склона рулон ярко-красной ткани тут становится символом возмездия и справедливости.
Совет: по возможности смотрите фильм в оригинале, потому что многие отмечали, насколько удачно англичанке Уинслет удалось воспроизвести на экране австралийский акцент.
Персональный покупатель
Personal Shopper
2016
Психологический триллер с примесью мистики от французского режиссёра Оливье Ассаяса, который здесь снова объединился с американкой Кристен Стюарт (ранее они работали вместе над фильмом «Зильс-Мария»). Героиня Стюарт живёт в Париже и работает личным байером для известной модели. В какой-то момент ей начинает казаться, что с ней общается её покойный брат-близнец. Или не просто казаться?
Парадоксально, что сначала фильм в прямом смысле слова освистали на пресс-показе в рамках Каннского кинофестиваля, но вскоре там же вручили награду его режиссёру. Тягучий и завораживающий, фильм разительно отличается и от других картин о моде в нашем списке, и от более известных проектов самой Стюарт.
Неоновый демон
The Neon Demon
2016
Кровожадный опус о мрачной стороне фэшн-индустрии, от которого невозможно отвести глаза. В какой-то степени «Неоновый демон» — квинтэссенция всего творчества датского режиссёра-визионера Николаса Виндинга Рефна («Драйв»), который ввёл в кино 2010-х моду на залитые неоновым светом триллеры с искрящимися электронными саундтреками.
16-летняя модель (Эль Фэннинг) приезжает в Лос-Анджелес с большими надеждами, но быстро понимает, что Город ангелов только и ждёт возможности сожрать её с потрохами. Фильм Рефна следует заветам мира моды: вызывает яркие эмоции, пугает и завораживает, но не даёт однозначных ответов и всё время держит язык за острыми-острыми зубами.