Прекрасное — близко: 10 арт-событий в декабре (и не только)
События
6.12.2024 в 13:00
Саша Велюрова
Декабрь — довольно суетливый месяц, а потому организовать себе культурный досуг может стать задачкой не на два действия. «Москвичка» решила помочь в этом нелегком деле и подготовила небольшой обзор столичных арт-событий: на какие-то из них стоит поспешить, а на другие — спокойно можно сходить и в январские праздники.
Выставка Пепперштейна в МАММ — это бальзам на душу или соль на раны всем поклонникам кэрролловской дилогии об Алисе. В среде художников книги именно «Алиса» долгое время считалась проверкой на прочность — и материал сложный, и «все уже придумано до нас», и что только не. Так или иначе, Пепперштейн, большой, кстати, любитель сказок Кэрролла, взял и эту высоту — в 2020 году в V–A–C Press вышли проиллюстрированные им «Приключения Алисы в Стране чудес», а в 2024-м — «Алиса в Зазеркалье».
На выставке показаны и опубликованные работы, и те, что в издание не вошли, но так или иначе связаны с миром этих двух сказок. Что-то стремится к образам в духе московского концептуализма и в частности Виктора Пивоварова, что-то — к супрематическим композициям, а что-то и вовсе оказывается высоким полетом чистой фантазии под аккомпанемент нежно-стального голоса умной колонки «Алиса». Ведь именно она читает знакомый всем нам текст Кэрролла.
Фестиваль с незатейливым названием призван донести столь же очевидную мысль: не мы для зданий, а здания — для нас. Видимо, именно поэтому выставочное пространство организовано как лабиринт. Впрочем, если вспомнить, что темой этого года стали эмоции, все встает на свои места. Под чутким кураторством визионеров из Megabudka 10 архитектурных бюро представляют свои фантазии на тему ностальгии, спокойствия, смятения, вдохновения, уюта, удивления, тревоги, стабильности, озарения и даже праздника. Ну а москвичи и гости столицы, глядя на все это великолепие, испытывают смешанные чувства. Так или иначе, очутиться в концентрированной архитектурной среде — интересный опыт, главное, не споткнуться об очередной бордюр-поребрик.
Даже если вы не знаете, кто такие Кукрыниксы, вы знаете, кто такие Кукрыниксы, потому что, вообще говоря, это во многом от них есть-пошла советская сатирическая иллюстрация. Работавшие с 1920-х до 1980-х Михаил Куприянов (Ку!), Порфирий Крылов (Кры!) и Николай Соколов (Никс!) были везде — и в газете, и в куплете, и на плакате. По их творчеству вполне можно изучать историю, что, в общем-то, и предлагает сделать выставка в «Манеже». Первая с 1977 года масштабная экспозиция — это 10 залов, где с обложками для «Крокодила» соседствуют плакаты, шаржи, карикатуры и вполне серьезные произведения, перемежаемые видеохроникой. И если о каких-то предельно личных для каждого участника объединения вещах эта выставка не расскажет, то об особенностях индивидуальной работы, фирменном коллективном методе и его развитии — вполне. И в контексте видения истории (и настоящего) через призму сатиры такой подход оказывается важнее — потому что за смехом над частным не всегда заметны общие закономерности.
В этом году на организуемой Ассоциацией галерей ярмарке, как и всегда, сделан упор на новых именах. Каждая из 55 галерей-участниц в добровольно-принудительном порядке показывает хотя бы одного молодого художника. Ну а чтобы условия были еще честнее, места на |catalog| получают в процессе жеребьевки, то есть купить стенд «повыигрышнее» не выйдет. Как известно, бросок костей никогда не исключает случайности.
Ярмарку сопровождает большая публичная программа, в рамках которой планируется обсудить региональные инициативы, состояние и пути развития российского арт-рынка, перспективы международного сотрудничества в имеющихся условиях, а также поговорить о пересечениях искусства и моды. В образовательном спецпроекте с говорящим названием Fresh Talents на сей раз принимают участие студенты Школы Родченко под кураторством Анны Зайцевой; а за ежедневные ярмарочные плейлисты отвечает куратор музыкальной программы Глеб Андрианов. Очень хочется верить, что такой микс и правда освежит и откроет пару-тройку новых имен.
От неизведанного нового — к проверенному временем: на RAFAF основное внимание уделяется вечной классике (хотя и что-то новое здесь можно встретить), а к отбору произведений организаторы подходят со всей тщательностью и гордятся тем, что некоторые из работ в итоге обретают дом в музеях (например, «Святой Марк» Франса Халса оказался в основной экспозиции ГМИИ им. А. С. Пушкина). Из других особенностей — отсутствие галерейных стендов: все показывается под брендом ярмарки. В этом году на RAFAF можно найти «Ангела-хранителя» Кристобаля Рамиреса де Арельяно (90 тысяч евро — и он ваш), сценку об ужаленной пчелой Сильвии кисти Франсуа Буше (этот лот чуть дешевле — 85 тысяч евро), подборку графики начала XX века (от Пикассо и Шагала до Миро и Мануэля) и неоновых зверей современного австрийского художника и фотографа Хельмута Коллера (от 10 тысяч евро).
По большому счету «Мы звуколюди» не совсем выставка, а скорее интерактивная программа. Позаимствовав для названия строчку из поэмы Велимира Хлебникова «Царапина по небу», она предлагает услышать русский авангард — композиторов и поэтов, графических музыкантов и шумовых художников. В каждом из шести разделов — «К новым берегам», «Будетляне звука», «Музыка машин», «Искусство шума», «Формы звука» и «Музыку в массы» — можно поиграть на экспериментальных музыкальных инструментах, познакомиться с ключевыми произведениями эпохи, прочесть манифесты (если, конечно, удастся прорваться сквозь ритмизированную заумь) и даже озвучить кино. Впрочем, не историей единой жив человек: Музей музыки показывает и работы современных композиторов и звуковых художников — например, музыку, записанную в виде спирали и звездного неба, или новое прочтение нотных знаков. Ходить по выставочному пространству стоит насвистывая, будто подыскивая мелодию для флейты водосточных труб.
О «Русском невероятном», вероятно, написали уже все. Таковы тренды, что тут сделаешь. Кураторы выставки предлагают проследить, из какого сора пророс конструктивизм в России, почему он получился таким и во что превратился. Ответы на эти вопросы ищут в древнерусской живописи, первом и втором авангарде и в современном искусстве вдобавок. Среди имен — Павел Филонов, Кузьма Петров-Водкин, Вячеслав Колейчук, Эрик Булатов, «Синие носы» и Красил Макар. В результате получается невероятно насыщенное путешествие с отступлениями от темы, вариациями и неожиданными аллюзиями — и все это под музыку Николая Комягина. Стоит ли идти? Пожалуй, да, «Русское невероятное» — куда более изящное упражнение о связи всего совсем, чем отгремевший не так давно «Квадрат и пространство».
«Китч» — как много в этом слове… А ведь и вправду немало, и совместный кураторский проект Алексея Масляева и арт-директора Фонда RuArts Катрин Борисов — хорошее тому подтверждение. Избрав китч и излишество вообще темой выставки, они решили проследить, как художники последних 30 лет осмысляют сюжеты вроде райской жизни, идеального тела и пресыщенности роскошью. В результате мы смотрим на принцессу Диану с разбитым носом от AES+F, многозначительные слоганы-надписи от Ирины Кориной, щеголяющих ярким макияжем героев серии «Секретные материалы-2» от Влада Мамышева-Монро, глянцевые обложки от Ивана Горшкова, целый корпус работ художников уличной волны и многое-многое другое. Самое важное после посещения — перебороть в себе навязчивое желание сочетать леопардовый принт с тигриным.
Потенциальный блокбастер и генератор очередей открылся на излете осени. Это не первая выставка о меценате, чье собрание дало начало коллекциям французской модернистской живописи во все том же ГМИИ и Эрмитаже, однако она интересна потому, что рассказывает, что кроме (пост)импрессионистов интересовало Щукина. А интересовало его очень многое — и памятники цивилизаций Востока и Древнего Египта, и русские иконы, и полотна старых мастеров, и фарфор… После революции все это богатство успешно «перераспределили» — что-то оказалось в музеях столицы, а что-то уехало в Астрахань, Махачкалу, Якутск. Для «Неизвестного Щукина» рассеянные по необъятной родине предметы вновь собрали вместе, и теперь на подробную и дотошную реставрацию собрания этого коллекционера-человека-парохода может посмотреть любой желающий.
О советских немассовых украшениях обывателю известно немного. Музей декоративного искусства решил восполнить этот пробел и организовал выставку «ювелирки». Почти все авторы — художники и модельеры — имели доступ к «буржуазным» материалам, а потому шагали в ногу с общемировой модой и помогали москвичкам (да и не только им) выглядеть еще прекраснее, поскольку каждому бриллианту, конечно, нужна достойная оправа. А еще на «Советское драгоценное» стоит сходить, чтобы увидеть, как те идеи, что заряжали «большое» искусство, находили отклик в малом, будь то кольца, броши или серьги.