Билли Айлиш, Джек Уайт и Charli XCX: лучшие зарубежные альбомы 2024 года
Тренды
30.11.2024 в 03:00
Александр Нурабаев
2024-й выдался особенно урожайным на крутые релизы: были в нём и громкие камбэки больших легенд, и яркие дебюты, и сюрпризы, и ожидаемо сильные работы крупных артистов. Конечно, всем им места в этом субъективном списке от музыкального журналиста и автора телеграм-канала Dusty Beats Александра Нурабаева не нашлось, так что перечислим некоторые через запятую. А вы уж сами решайте, насколько справедливо не включать их в топ-15.
Итак, в списке могли оказаться, но не оказались Beyoncé — Cowboy Carter, The Black Crowes — Happiness Bastards,IDLES— Tangk, The Last Dinner Party— Prelude to Ecstasy, Clairo— Charm, Kim Gordon— The Collective, Vampire Weekend — Only God Was Above Us, The Smile— Wall of Eyes, St. Vincent — All Born Screaming, Kendrick Lamar — GNX и многие другие.
15. Lenny Kravitz — Blue Electric Light
Порой кажется, что, подобно библейскому Самсону, Кравиц хранит свою силу в волосах, а точнее, в дредах. Как только он снова их заплёл в середине 2010-х, впервые за 30 с лишним лет, так в его песнях снова появилась магия. Альбом Raise Vibration (2018) был возвращением в форму, но всего лишь разминкой перед Blue Electric Light. Ленни не стал изобретать велосипед, а сделал ставку на то, что у него получается лучше всего: риффовые боевики, духоподъёмные рок-баллады, но прежде всего — сексуальный фанк в духе Принса. Последнего особенно много, и это замечательно. Трек-лист Blue Electric Light содержит лучшие вещи Ленни за долгие годы, да и в целом его можно поставить на один уровень с первыми тремя пластинками Кравица.
14. Tyler, The Creator — Chromakopia
Один из самых креативных и влиятельных хип-хоп-артистов наших дней в очередном новом образе и с очередным новым замороченным нарративом — ещё одна глава из обширной вселенной неутомимого выдумщика. Chromakopia — это история юного Тайлера, его детства и становления, рассказанная от лица матери Бониты Смит. Тут, конечно, много фансервиса и всяческих отсылок, так что блогерам, любящим построчно расшифровывать работы популярных рэп-артистов, есть из чего создать контент. Для обычного слушателя альбом интересен прежде всего как необычная яркая вещь, в котором причудливым, взбалмошным, характерным для Тайлера образом смешались хип-хоп, джаз, соул, его фирменные читка и сторителлинг.
13. The Black Keys — Ohio Players
Знаменитый американский рок-дуэт в очередной раз переизобрёл себя, сохранив фирменный гаражный блюз-роковый саунд и разбавив его солнечным соулом, немножко даже хип-хопом и в целом лёгким и приподнятым грувом. Также на альбоме засветились приглашённые звёзды: Бек, Ноэл Галлахер (соавтор нескольких песен), продюсер Дэн Накамура, рэпер Lil Noid и легендарный Букер Ти Джонс. Ohio Players — новая глава в истории «Клавиш» и лучшая их работа со времён El Camino.
12. Fred again.. — ten days
Фред Гибсон — самый актуальный электронный музыкант. Потомственный британский аристократ, чьим музыкальным ментором ещё в подростковые годы стал сам Брайан Ино, определённо талантлив, что вкупе с трудоголизмом не могло не дать плоды. Уже в 20 лет он стал сопродюсером двух совместных альбомов Ино и Карла Хайда из группы Underworld и вдобавок сыграл там на множестве инструментов. А дальше понеслась: продюсерская работа с Charli XCX, Элли Голдинг, Ритой Орой, Roots Manuva, Stormzy, BTS; успешные сольные работы и DJ-сеты. Настоящим триумфом стал прошлогодний совместный сет со Скриллекcом и Four Tet на главной сцене Coachella. Исполняет Fred again..электронику в самом широком диапазоне — от даунтемпо и гэриджа до эмбиента и хауса. Последний альбом ten days — целиком и полностью хаус-пластинка, в которой, несмотря на клубный танцевальный характер, оказалось много интересных деталей, включая личные, сокровенные, минорные. И поплясать, и подумать о чём-то важном.
11. Billie Eilish — Hit Me Hard and Soft
Билли Айлиш — уже не девчонка в балахоне с зелёными волосами, но отличительная манера её пения и искренность никуда не исчезли. На Hit Me Hard and Soft она предстаёт уже серьёзной и стабильной в своём профессионализме артисткой, но всё такой же честной и уязвимой. Новый альбом — зрелая и пока что самая амбициозная работа Билли и Финнеаса О’Коннелла, её брата и соавтора. Здесь впервые звучит струнный ансамбль Attacca Quartet, оркестровки для которого придумал сам Финнеас вместе с авторитетным и неугомонным аранжировщиком Дэвидом Кэмпбеллом. Айлиш с лёгкостью бабочки порхает от минималистичного транса и шепчущих баллад под гитару до массивного стадионного рока. Если кто и считал Билли краткосрочным модным явлением для тинейджеров, то третий её альбом развеял все подобные мнения в пыль.
10. Nick Cave and the Bad Seeds — Wild God
Своё 40-летие в музыке Ник Кейв и нынешний состав Bad Seeds отметили выходом долгожданного альбома. Он сразу же получил большой успех: места в топе европейских и австралийского чартов, всеобщее признание критиков. Неслучайно: Wild God — самое живое и оптимистичное творение артиста за многие годы. В этот раз Кейв привлёк к работе над альбомом всю группу, а не только бессменного соавтора Уоррена Эллиса. Горе из-за трагической смерти сына Ника в 2015-м, которым были пронизаны два предыдущих диска, Skeleton Tree и Ghosteen, похоже, немного утихло, и Кейв будто смотрит на мир другими глазами. И хоть по настроению и звучанию Wild God продолжает наработки элегического периода Bad Seeds, можно констатировать, что на пятом десятке существования группа продолжает движение вверх.
9. Ezra Collective — Dance, No One’s Watching
Обладатели Mercury Prize 2023, неоджазовый квинтет Ezra Collective призывает никого и ничего не стесняться и плясать в своё удовольствие. А делать это нужно под тёплый грувовый джаз-фанк в сочетании с уймой разных жанров и стилей — от афробита до латино и даба. Смена ритма, настроения и вибраций не смутит ни профессионального танцора, ни простого меломана, который может без остатка отдать себя музыке. Dance, No One’s Watching позволяет добиться такого эффекта с лёгкостью.
8. The The — Ensoulment
Если и не главный, то наиболее впечатляющий камбэк года: 25 лет прошло с момента предыдущего релиза Мэтта Джонсона — он же, по сути, и есть легендарная группа The The, начинавшая с постпанка и нью-вейва ещё на рубеже 80-х. И тут — возвращение, да такое, будто и не было паузы в четверть века: всё тот же глубокий проникновенный баритон и всё то же поразительное умение облекать политические высказывания в идеальную поп-форму, при этом добавляя лирики и касаясь личных тем. На Ensoulment Мэтт затрагивает все актуальные явления, от пандемии ковида до искусственного интеллекта, и приходит к не самым утешительным выводам. Но как же увлекательно его слушать.
7. Primal Scream — Come Ahead
За 40 лет карьеры шотландские рокеры чего только не перепробовали: и ранний шугейз, и неопcиходелию, и рейв/хаус, и тяжёлый блюз, и пустынный рок. Пришло время остро политизированного электро-диско-фанка — и получилось это у ветеранов на удивление легко и непринуждённо, будто они вернулись лет на 30 назад, к временам Vanishing Point и XTRMNTR. Дискография Primal Scream довольно неровная, и очень хорошие альбомы, как правило, чередуются со средними. Come Ahead — как раз таки пример очень хорошего и актуального релиза, где футуристичный диско-грув служит идеальным дополнением к размышлениям лидера группы Бобби Гиллеспи о несправедливости мира. Особенно выделяются лирические по форме, хотя и не всегда по содержанию «Melancholy Man», «False Flags» и «Settlers Blues». Очень красивые вещи, которые так и тянет нажать на повтор.
6. Charli XCX — Brat
Альбом лета-2024, настоящий поп-культурный феномен, подаривший миру слово года «brat», вагон мемов и запоминающийся визуал, — безусловный триумф британской певицы, а также наглядное пособие по эффективному маркетингу. Визуальный магнит благодаря минималистичной кислотно-зелёной обложке, музыкально Brat выделяется среди других главных поп-релизов года грязным клубным звуком, который будто возвращает нас на дискотеки начала нулевых, но при этом приоткрывает дверцу на танцполы будущего. Brat — это хорошая электронная музыка, умело маскирующаяся под поп-формат. Смелая, дерзкая, в чём-то даже революционная работа.
5. Beth Gibbons — Lives Outgrown
Вокалистка Portishead выпустила сольный дебют лишь в 59 лет (пластинка 2002 Out of Season была совместным релизом с басистом Talk Talk Полом Уэббом), а писала его более десяти. Расклад абсолютно в духе и Бет, и её группы, для которых десяти-, а то и двадцатилетняя пауза между альбомами — в порядке вещей. Порой хорошим песням надо как следует настояться, тем более, если они касаются таких серьёзных тем, как неумолимо уходящее время, старение, потеря близких и «жизнь без надежды» (по выражению самой Бет). Lives Outgrown — очень личная, интимная запись, окрашенная горем и болью утрат, при этом завораживающая и невероятно красивая. На голосе Бет годы не отразились, и он всё так же пронзает сердце, как и на Dummy, которому в 2024 году стукнуло 30.
4. Jack White — No Name
Пластинка, которой никак не могли дождаться поклонники всю сольную карьеру экс-лидера The White Stripes, — чистый рок и блюз, без всяких экспериментов, ухода в американу или заигрываний с электроникой. Жирные разрывные риффы, цепкие хуки и фирменные соляки — одновременно простая и сложная формула для того, чтобы и самому Джеку это было интересно, и нигде не схалтурить. Музыкант справился блестяще, и в итоге мы имеем если не лучшую, то одну из двух лучших сольных работ Уайта. Всё на месте, всё звучит, голова качается, нога отбивает такт, ручка громкости выкручена до предела. Мало кто может раздать такого трушного рока в наши дни. Ну а история про то, как альбом распространялся — сначала в магазинах Third Man Records безо всякого предупреждения в течение одного дня на безымянном виниле без обложки и опознавательных знаков, затем рип с винила попал на торренты и YouTube, и только потом, когда публика была как следует разогрета, альбом появился на стримингах, — войдёт в учебники по музыкальному маркетингу.
3. Fontaines D.C. — Romance
К четвёртому альбому пятеро парней из Дублина, которых по-прежнему справедливо причисляют к так называемому британскому нео-постпанку, превратились в настоящих стадионных звёзд и одну из главных рок-групп момента. Сейчас Romance расхваливают все кому не лень, альбом определённо войдёт во все топы года и уже номинирован на «Грэмми». Примечательно, что ирландцы добились такого результата, нисколько себе не изменяя и не подстраиваясь ни под какие модные тренды: их музыку никак не назовёшь мейнстримом, сами они выглядят фриковато, каждый новый их альбом не похож на предыдущий. Тем не менее всё больше и больше людей попадают под чары их довольно непростого, но цепкого стиля, который мы рискнём определить как «насмотревшиеся аниме молодые The Cure вдруг заиграли шугейз». Предыдущие три диска Fontaines D.C. ничуть не хуже Romance, но всё же новый альбом, цельный и продуманный, — определённо веха в истории группы.
2. Kula Shaker — Natural Magick
Судьба, конечно, несправедлива к Kula Shaker. Яркий взлёт, главный британский дебют 1996-го (обошли, к слову, Placebo); неоправдавшиеся надежды, связанные со вторым альбомом, который вышел позже, чем следовало. А затем — неминуемая смена поколений: вчерашних героев брит-попа, пусть и позднего, стали забывать, хотя на протяжении долгих лет группа стабильно держала планку качества. Самое обидное, что Natural Magick ситуацию не изменит, хотя пластинка превосходная и вполне заслуживает высоких позиций. Впрочем, самих музыкантов это мало заботит — они просто взяли и выдали лучшую свою работу со времён дебюта К. Альбом впечатляет не только исключительно сильным и разноплановым материалом, но и лёгкостью, с которой он сыгран. Музыканты явно кайфуют, и это ощущение передаётся слушателю с первого же трека. Объясняется всё просто: это первая работа Kula Shaker в оригинальном составе более чем за 20 лет, к коллективу снова примкнул клавишник Джей Дарлингтон.
Всё, за что когда-то полюбили Kula Shaker, — на своём месте: и искрящийся брит-поп, и индийские раги и мантры, искусно вплетённые в рок-боевики, и ретро-пауэр-поп в стиле ранних The Who или Small Faces, настоящие поп-жемчужины и немного психоделии. Ни одного проходного номера. Killer record.
The Cure — Songs of a Lost World
Первое место без вариантов. За те 16 лет, что мир прожил без альбомов The Cure, и без того высокий статус группы поднялся до богоподобного, а песни 30–40-летней давности осели в плейлистах ещё и зумеров, которые не застали момента триумфа Disintegration или Wish, но вдохновляются наследием команды Роберта Смита и по-своему осмысляют его. И вот коллектив выпускает долгожданный альбом: монументальные трагичные музыкальные ландшафты, немногословная, но точная и хлёсткая лирика о смерти и старении и ни капли не изменившийся вокал Смита. Работа на уровне его шедевров — в первую очередь в голову приходит тот же Disintegration, поскольку Songs of a Lost World явно на него ориентирован. И, как это часто происходит с The Cure, чем минорней и тягучее, тем величественней и красивее. Миру очень не хватало таких альбомов. Говорят, что не за горами пластинка с более жизнерадостными песнями в духе популярной музыки. Ждём с нетерпением.