Китайский онлайн-ретейлер Shein полноценно выходит в офлайн — и символично, что стартовать он решил в Париже. В ноябре компания откроет главную площадку размером 1200 квадратных метров в парижском универмаге BHV Marais, которым владеет Société des Grands Magasins (SGM), сообщает Reuters. Новости вызвали волну возмущения во Франции, где Shein недавно оштрафовали за манипуляции с ценами.
Вывеска pop-up-магазина Shein в Париже
После открытия в Париже пять точек появятся в городах, где представлены универмаги Galeries Lafayette, частью которых также управляет SGM. Корнеры появятся в Дижоне, Реймсе, Гренобле, Анже и Лиможе.
Для Shein это стратегический шаг: до сих пор компания торговала только через интернет и временные pop-up-магазины. Одна из последних таких точек тоже работала в Париже с 22 по 28 сентября.
Исполнительный председатель Shein Дональд Танг объяснил выбор Франции статусом страны как «одной из главных столиц моды». «Логично, что это путешествие начинается в Париже, в BHV, колыбели современной торговли», — отметил он. Президент SGM Фредерик Мерлен видит в партнерстве с Shein возможность привлечь молодых покупателей, которые смогут приобрести дизайнерскую сумку и вещь от Shein в одном месте.
Pop-up-магазин Shein в Париже
Как отреагировали рынок и власти Франции
Планы Shein вызвали недовольство парижских властей и представителей фэшн-сообщества. Galeries Lafayette заявила, что не допустит открытия магазинов китайского ретейлера в универмагах, которые работают под ее брендом. Руководство сети утверждает, что позиционирование и практики Shein идут вразрез с ее ценностями. SGM ранее выкупила часть точек Galeries Lafayette и теперь управляет семью универмагами за пределами Парижа по мастер-франшизе. В магазинах сети продаются в том числе многие люксовые марки: Chanel, Céline, Balenciaga, Prada, Givenchy и Hermès и другие.
Президент местной ассоциации модных ритейлеров Fédération Française du Prêt-à-Porter Ян Ривоалан назвал проект «пощечиной французской моде». По его мнению, дешевая продукция Shein подрывает позиции местных брендов. Против выступила и мэр Парижа Анн Идальго: она считает, что появление магазинов Shein помешает развитию локальной торговли.
Французские депутаты направили письмо премьер-министру страны Себастьяну Лекорню с требованием не допустить партнерства, пишет Le Figaro. Чиновники напомнили о готовящемся законе против fast fashion, нацеленном прежде всего на Shein и ещё одну китайскую платформу — Temu. Законопроект предусматривает налог на каждую вещь с низким эко-рейтингом — от 5 евро в 2025 году до 10 евро к 2030-му, но не более 50% от розничной цены товара. Также документ вводит «эко-скоринг» одежды и полный запрет рекламы ультрадешевых брендов, включая промо у блогеров.
Сейчас французские сети одежды переживают непростые времена: несколько уже объявили о банкротстве, в том числе из-за давления Shein. Дополнительную конкуренцию создают и другие бренды масс-маркета, такие как Zara и H&M.
Pop-up-магазин Shein в Париже
Масштабы Shein и претензии к интернет-ритейлеру
Shein был основан в Китае в 2012 году, а сейчас его штаб-квартира находится в Сингапуре. По данным Global Data, в прошлом году компания стала самым быстрорастущим игроком на мировом рынке одежды – доля Shein на рынке выросла на 0,24 п.п, до 1,53%.
Официально компания не раскрывает финансовые показатели, но Financial Times со ссылкой на источники сообщала, что выручка Shein в 2024 году выросла на 19%, до 38 млрд долларов. При этом чистая прибыль Shein снизилась на 40% и составила 1 млрд долларов, что оказалось куда ниже прогноза в 4,8 млрд.
С 2023 года Shein пытается на биржу. После неудачных попыток листинга в Великобритании и США компания подала заявку на IPO в Гонконге. Размещение в Нью-Йорке заблокировали американские регуляторы: они требовали, чтобы Shein доказал, что его производства не связаны с принудительным трудом уйгуров в Синьцзяне. По этой же причине стопорится IPO и в Лондоне. Расследования показали, что около 1,3% образцов хлопка из продукции Shein могли содержать волокна из «неодобренных регионов».
Компанию также неоднократно обвиняли в экологических нарушениях из-за перепроизводства — ежегодно она выводит на рынок огромные объёмы недорогой одежды. Shein критикуют и за условия труда: по данным швейцарской правозащитной организации Public Eye, сотрудники фабрик работают до 75 часов в неделю.
Pop-up-магазин Shein в Париже
Летом Европейская организация потребителей заявила, что Shein использует «темные паттерны», чтобы манипулировать покупателями. В досье говорилось, что компания добавляет на свою площадку поддельные таймеры, сообщения о дефиците товаров, навязчивые напоминания и принудительно регистрирует пользователей. Эти приёмы вызывают эффект FOMO, а отдельные методики confirm shaming заставляют покупателей чувствовать вину за отказ от покупки. Кроме того, авторы доклада указывали, что политика Shein приводит к переполнению гардеробов вещами, которые почти не носятся, а сами вещи могут содержать вредные химикаты.
В июле 2025 года Shein оштрафовали во Франции на 40 млн евро за манипуляции с ценами: компания завышала стоимость товаров перед акциями. А в начале осени Shein получил штраф в 176 млн долларов от французского регулятора CNIL (занимается защитой персональных данных) за нарушения при использовании cookie-файлов.