Подписаться

Вход

Вашу ностальгию и там, и тут передают: почему в прокате сплошные ремейки советских мультфильмов

«В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят. Только чужие шастают», — сказал как-то Кот Матроскин. Однако оказался неправ: на новогодних каникулах россияне охотно выбирались из домов даже в метель, чтобы посмотреть в кино игровую версию «Простоквашино», второго «Чебурашку» и выструганного на новый лад «Буратино». В итоге за неполные две недели три картины с давно знакомыми героями собрали в прокате в общей сложности 10 миллиардов рублей. Разбираемся, как так получилось и чего ждать дальше. 

 
Кадр из фильма «Чебурашка 2»

Кадр из фильма «Чебурашка 2»

В городе Сочи советские ночи

Облава хорошо знакомых героев семейных историй на мультиплексы — затяжные последствия бешеного успеха первой киноверсии «Чебурашки» режиссера Дмитрия Дьяченко, которая в начале 2023-го буквально за несколько дней стала самым кассовым фильмом в истории российского проката, заработав в итоге 7 миллиардов рублей. Продолжение дышит предшественнику в спину: у «Чебурашки 2» в кармане уже 5 миллиардов.
Кадр из фильма «Простоквашино»

Кадр из фильма «Простоквашино»

Успех первого «Чебурашки» доказал: современный российский зритель готов заново открывать для себя знакомых персонажей, даже если они мигрировали из анимационного мира в реальный Сочи. Поэтому нет ничего удивительного, что и «Простоквашино» Сарика Андреасяна пошло по проторенной дорожке: его версия советской классики тоже миксует живых актеров с компьютерными зверями. Иронично, что и тут фигурирует Сочи, правда, Дядя Федор наотрез отказывается ехать на курорт, сбегая в деревню. 
Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Не удивимся, кстати, если в будущем персонажи «Чебурашки» и «Простоквашино» пойдут по стопам «Мстителей» и окажутся в одной киновселенной. Причем с юридической точки зрения все должно быть гладко: оба кинопроекта продюсирует «Союзмультфильм». 

Родитель платит дважды

То, что кинематографисты фокусируются на перезапусках детских франшиз, имеет в первую очередь практический, а не ностальгический смысл. Конечно, можно долго причитать о том, что все оригинальные идеи закончились. А можно просто здраво оценить ситуацию с кинематографом. Причем не только в России, но и в мире вообще. 
Если еще 10–15 лет назад фильмы конкурировали друг с другом, то теперь у кино много других соперников. И стриминговые сервисы, и социальные сети с бесконечным потоком видеоконтента, и просто другие виды досуга: спорт, еда, фестивали, катания с горки наконец. А пандемия и вовсе показала, что смотреть кино дома комфортнее. Выбраться в кинотеатр для многих — целое событие. И уж если идти, то всей семьей, желательно с шопингом до и походом на фудкорт после (напомним, большинство кинотеатров в наше время расположены внутри торговых центров). 
И поскольку далеко не все родители готовы пускать ребенка в кино в одиночестве, билетов на семейные фильмы всегда продается ощутимо больше. Родитель же подсознательно выбирает что-то знакомое, понятное. В конце концов, объяснить ребенку, что такое Простоквашино или кто такой Чебурашка, взрослому человеку куда проще, чем разобраться в сюжетных перипетиях какой-то новой истории. Добавьте сюда здоровое любопытство — «Что они там напридумывали?» — к переосмыслению знакомой с детства истории, и получите очередной хит. 
Сценаристы, конечно, могут (и наверняка очень даже не прочь) придумать что-то принципиально новое. Но шансов, что об их авторской сказке не только узнают, но и захотят потратить на нее свои деньги и выходные, увы, не так уж много. Чтобы совершенно новый, «нефраншизный» фильм стал хитом, вокруг него должна подняться настоящая шумиха. Да и «вирусность» далеко не всегда конвертируется в коммерческий успех. А поскольку снимать кино — дело не из бюджетных, редкие студии готовы инвестировать деньги в проекты, на раскрутку которых придется потратить еще один сундук с золотом. 
 

Тысяча и одна идея для франшизы

Идея сдувать пыль с хорошо знакомых сюжетов пришла к нам из Голливуда: там ремейки практикуют уже очень давно. Местные продюсеры понимают, что куда легче расширить границы знакомой вселенной, чем придумывать новую. Причем на Западе сейчас в моде сразу несколько вариантов реанимирования детской классики. 
Кадр из фильма «Лило и Стич»

Кадр из фильма «Лило и Стич»

Во-первых, Disney с переменным успехом снимает киноверсии своих анимационных фильмов. Удивительно, но это каждый раз риск: «Белоснежка» с треском провалилась, зато «Лило и Стич» стал одним из самых кассовых фильмов 2025-го.  
Кадр из фильма «Винни Пух: кровь и мед»

Кадр из фильма «Винни Пух: кровь и мед»

Тем временем менее серьезные студии играют с тем, что права на старые сказки за сроком давности все чаще уходят в народное достояние. И снимают уже совсем не детское кино. Помимо горячо обсуждавшейся два года назад хоррор-версии «Винни Пуха» за последние годы на экраны вышло уже три (!) фильма ужасов про Золушку, Бэмби превратился в кровожадного мутанта, а Питер Пэн и Пиноккио — в маньяков. 
Кадр из фильма «Проклятие Артура»

Кадр из фильма «Проклятие Артура»

Случаются и совсем причудливые эксперименты. Так, в 2022-м Люк Бессон зачем-то спродюсировал «Проклятие Артура» — спин-офф своей же анимационной детской франшизы про Артура и минипутов. По сюжету в игровом фильме на компанию фанатов Артура охотилась секта убийц. Затею, впрочем, не оценил никто — фильм с треском провалился в прокате. 
Куда более успешный тренд — идея рассказать, как сказочные злодеи дошли до жизни такой (вспомним «Круэллу», «Малефисенту» и «Вонку»). Рецепт успеха простой: на главную роль нужно взять актуальную звезду и сделать все, чтобы сценарий максимально запутал зрителя. Так плохие они или все-таки жертвы обстоятельств? А уж если добавить сюда пышную пиар-кампанию, то можно и вовсе добиться успеха, как у музыкальной дилогии «Злая».
Кадр из фильма «Злая. Часть 2»

Кадр из фильма «Злая. Часть 2»

Да и в России «Чебурашка» появился не на ровном месте. До него были экранизации русских народных сказок. Они уже с десяток лет комфортно чувствуют себя в современных кинозалах либо в формате семейных комедий («Последний богатырь»), либо фолк-хорроров («Яга» и «Русалка»). 
 

Отложите камеру

Чтобы заработать на ностальгии, необязательно что-то переснимать. Можно превратить уже имеющуюся картину в аттракцион. 
Просмотры семейной (и не только) классики (от фильмов о Гарри Поттере до лент Disney) с живыми оркестрами у нас проходят уже давно. Но по-настоящему озолотится тот бизнесмен, который решит построить российский ответ горячо обсуждаемой сейчас площадке «Сфера» из Лас-Вегаса. 
На огромной сферической концертной площадке, стоившей 2,3 миллиарда долларов, в прошлом году представили иммерсионную версию «Волшебника страны Оз». При помощи ИИ знаменитый фильм 1939 года превратился в современное 4D-шоу с порывами ветра и сыплющимися с потолка пенопластовыми яблоками. Буквально за полтора месяца на «Волшебника» продали миллион билетов — очень неплохо для картины, которой без пяти минут век. 
Еще один интересный пример киноаттракциона — ограниченный кинотеатральный прокат анимационного фильма-мюзикла «K-Pop охотницы на демонов». Красочная история про поп-группу, сражающуюся с нечистью, вышла на Netflix в июне прошлого года и быстро стала хитом, а сегодня это официально самый просматриваемый фильм в истории сервиса. 
Кадр из мультфильма «K-Pop охотницы на демонов»

Кадр из мультфильма «K-Pop охотницы на демонов»

 
В конце августа «Охотниц» решили показать в ряде стран в формате специальных сеансов, где можно было хоть во весь голос подпевать героям. Информацией об итоговых сборах Netflix не поделился, но эксперты уверены, что суммы немаленькие. Ну и да, бизнесменам на заметку: устраивать караоке-сеансы можно с любым мультфильмом, где есть песни.
 

Детство — это надолго

Новогодний успех тройного ностальгического кинопутешествия гарантирует, что классические истории в ближайшее время будут все так же обрастать новыми сюжетными поворотами. Ряд картин уже в производстве, но нет никаких сомнений, что вот-вот возьмутся еще за столько же. Например, «Простоквашино 2» пока не объявили, но мы уверены, что счет идет на минуты. 
Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города»

Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города»

Зато «Чебурашка 3» уже официально выйдет в прокат 1 января следующего года. И будет соревноваться со второй частью «Волшебника Изумрудного города» Игоря Волошина. В декабре 2026-го нас ждет киноверсия «Умки» (1969). В марте мы увидим «Домовенка Кузю 2», а третью серию — всего через год. Ну а в 2028-м ожидается киноверсия «Ну, погоди!». Родители, держитесь!

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.