«В такую погоду свои дома сидят, телевизор смотрят. Только чужие шастают», — сказал как-то Кот Матроскин. Однако оказался неправ: на новогодних каникулах россияне охотно выбирались из домов даже в метель, чтобы посмотреть в кино игровую версию «Простоквашино», второго «Чебурашку» и выструганного на новый лад «Буратино». В итоге за неполные две недели три картины с давно знакомыми героями собрали в прокате в общей сложности 10 миллиардов рублей. Разбираемся, как так получилось и чего ждать дальше.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/33b125e91f8d4d42_1920x1.jpg)
Кадр из фильма «Чебурашка 2»
В городе Сочи советские ночи
Облава хорошо знакомых героев семейных историй на мультиплексы — затяжные последствия бешеного успеха первой киноверсии «Чебурашки» режиссера Дмитрия Дьяченко, которая в начале 2023-го буквально за несколько дней стала самым кассовым фильмом в истории российского проката, заработав в итоге 7 миллиардов рублей. Продолжение дышит предшественнику в спину: у «Чебурашки 2» в кармане уже 5 миллиардов.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/fb9affaa7f564676_1920x-12.jpg)
Кадр из фильма «Простоквашино»
Успех первого «Чебурашки» доказал: современный российский зритель готов заново открывать для себя знакомых персонажей, даже если они мигрировали из анимационного мира в реальный Сочи. Поэтому нет ничего удивительного, что и «Простоквашино» Сарика Андреасяна пошло по проторенной дорожке: его версия советской классики тоже миксует живых актеров с компьютерными зверями. Иронично, что и тут фигурирует Сочи, правда, Дядя Федор наотрез отказывается ехать на курорт, сбегая в деревню.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/3aef3a9814f04846_1920x-13.jpg)
Кадр из фильма «Буратино»
Не удивимся, кстати, если в будущем персонажи «Чебурашки» и «Простоквашино» пойдут по стопам «Мстителей» и окажутся в одной киновселенной. Причем с юридической точки зрения все должно быть гладко: оба кинопроекта продюсирует «Союзмультфильм».
Родитель платит дважды
То, что кинематографисты фокусируются на перезапусках детских франшиз, имеет в первую очередь практический, а не ностальгический смысл. Конечно, можно долго причитать о том, что все оригинальные идеи закончились. А можно просто здраво оценить ситуацию с кинематографом. Причем не только в России, но и в мире вообще.
Если еще 10–15 лет назад фильмы конкурировали друг с другом, то теперь у кино много других соперников. И стриминговые сервисы, и социальные сети с бесконечным потоком видеоконтента, и просто другие виды досуга: спорт, еда, фестивали, катания с горки наконец. А пандемия и вовсе показала, что смотреть кино дома комфортнее. Выбраться в кинотеатр для многих — целое событие. И уж если идти, то всей семьей, желательно с шопингом до и походом на фудкорт после (напомним, большинство кинотеатров в наше время расположены внутри торговых центров).
И поскольку далеко не все родители готовы пускать ребенка в кино в одиночестве, билетов на семейные фильмы всегда продается ощутимо больше. Родитель же подсознательно выбирает что-то знакомое, понятное. В конце концов, объяснить ребенку, что такое Простоквашино или кто такой Чебурашка, взрослому человеку куда проще, чем разобраться в сюжетных перипетиях какой-то новой истории. Добавьте сюда здоровое любопытство — «Что они там напридумывали?» — к переосмыслению знакомой с детства истории, и получите очередной хит.
Сценаристы, конечно, могут (и наверняка очень даже не прочь) придумать что-то принципиально новое. Но шансов, что об их авторской сказке не только узнают, но и захотят потратить на нее свои деньги и выходные, увы, не так уж много. Чтобы совершенно новый, «нефраншизный» фильм стал хитом, вокруг него должна подняться настоящая шумиха. Да и «вирусность» далеко не всегда конвертируется в коммерческий успех. А поскольку снимать кино — дело не из бюджетных, редкие студии готовы инвестировать деньги в проекты, на раскрутку которых придется потратить еще один сундук с золотом.
Тысяча и одна идея для франшизы
Идея сдувать пыль с хорошо знакомых сюжетов пришла к нам из Голливуда: там ремейки практикуют уже очень давно. Местные продюсеры понимают, что куда легче расширить границы знакомой вселенной, чем придумывать новую. Причем на Западе сейчас в моде сразу несколько вариантов реанимирования детской классики.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/56f1705169494ae3_347430634630360.jpg)
Кадр из фильма «Лило и Стич»
Во-первых, Disney с переменным успехом снимает киноверсии своих анимационных фильмов. Удивительно, но это каждый раз риск: «Белоснежка» с треском провалилась, зато «Лило и Стич» стал одним из самых кассовых фильмов 2025-го.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/64a1fdb2a0be4859_1920x-14.jpg)
Кадр из фильма «Винни Пух: кровь и мед»
Тем временем менее серьезные студии играют с тем, что права на старые сказки за сроком давности все чаще уходят в народное достояние. И снимают уже совсем не детское кино. Помимо горячо обсуждавшейся два года назад хоррор-версии «Винни Пуха» за последние годы на экраны вышло уже три (!) фильма ужасов про Золушку, Бэмби превратился в кровожадного мутанта, а Питер Пэн и Пиноккио — в маньяков.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/9ab29ea58db74d63_1920x-15.jpg)
Кадр из фильма «Проклятие Артура»
Случаются и совсем причудливые эксперименты. Так, в 2022-м Люк Бессон зачем-то спродюсировал «Проклятие Артура» — спин-офф своей же анимационной детской франшизы про Артура и минипутов. По сюжету в игровом фильме на компанию фанатов Артура охотилась секта убийц. Затею, впрочем, не оценил никто — фильм с треском провалился в прокате.
Куда более успешный тренд — идея рассказать, как сказочные злодеи дошли до жизни такой (вспомним «Круэллу», «Малефисенту» и «Вонку»). Рецепт успеха простой: на главную роль нужно взять актуальную звезду и сделать все, чтобы сценарий максимально запутал зрителя. Так плохие они или все-таки жертвы обстоятельств? А уж если добавить сюда пышную пиар-кампанию, то можно и вовсе добиться успеха, как у музыкальной дилогии «Злая».
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/bbefde3dd25d4928_1920x-16.jpg)
Кадр из фильма «Злая. Часть 2»
Да и в России «Чебурашка» появился не на ровном месте. До него были экранизации русских народных сказок. Они уже с десяток лет комфортно чувствуют себя в современных кинозалах либо в формате семейных комедий («Последний богатырь»), либо фолк-хорроров («Яга» и «Русалка»).
Отложите камеру
Чтобы заработать на ностальгии, необязательно что-то переснимать. Можно превратить уже имеющуюся картину в аттракцион.
Просмотры семейной (и не только) классики (от фильмов о Гарри Поттере до лент Disney) с живыми оркестрами у нас проходят уже давно. Но по-настоящему озолотится тот бизнесмен, который решит построить российский ответ горячо обсуждаемой сейчас площадке «Сфера» из Лас-Вегаса.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/d15dade3e1294e27_GettyImages-22477322831.jpg)
На огромной сферической концертной площадке, стоившей 2,3 миллиарда долларов, в прошлом году представили иммерсионную версию «Волшебника страны Оз». При помощи ИИ знаменитый фильм 1939 года превратился в современное 4D-шоу с порывами ветра и сыплющимися с потолка пенопластовыми яблоками. Буквально за полтора месяца на «Волшебника» продали миллион билетов — очень неплохо для картины, которой без пяти минут век.
Еще один интересный пример киноаттракциона — ограниченный кинотеатральный прокат анимационного фильма-мюзикла «K-Pop охотницы на демонов». Красочная история про поп-группу, сражающуюся с нечистью, вышла на Netflix в июне прошлого года и быстро стала хитом, а сегодня это официально самый просматриваемый фильм в истории сервиса.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/dd2218742fe3463f_1920x-17.jpg)
Кадр из мультфильма «K-Pop охотницы на демонов»
В конце августа «Охотниц» решили показать в ряде стран в формате специальных сеансов, где можно было хоть во весь голос подпевать героям. Информацией об итоговых сборах Netflix не поделился, но эксперты уверены, что суммы немаленькие. Ну и да, бизнесменам на заметку: устраивать караоке-сеансы можно с любым мультфильмом, где есть песни.
Детство — это надолго
Новогодний успех тройного ностальгического кинопутешествия гарантирует, что классические истории в ближайшее время будут все так же обрастать новыми сюжетными поворотами. Ряд картин уже в производстве, но нет никаких сомнений, что вот-вот возьмутся еще за столько же. Например, «Простоквашино 2» пока не объявили, но мы уверены, что счет идет на минуты.
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/03ff340ec215403b_1920x-18.jpg)
Кадр из фильма «Волшебник Изумрудного города»
Зато «Чебурашка 3» уже официально выйдет в прокат 1 января следующего года. И будет соревноваться со второй частью «Волшебника Изумрудного города» Игоря Волошина. В декабре 2026-го нас ждет киноверсия «Умки» (1969). В марте мы увидим «Домовенка Кузю 2», а третью серию — всего через год. Ну а в 2028-м ожидается киноверсия «Ну, погоди!». Родители, держитесь!