Елка переливается разноцветными огоньками, дома пахнет мандаринами, шуршат блестящие подарочные обертки, и больше всего в праздничные дни нам хочется доброго волшебства — под бой курантов на мгновение в него верят даже взрослые. «Москвичка» сделала подборку теплых и красочных фильмов, которые подарят всей семье ощущение сказки, чтобы оно осталось с вами не только в Новый год.
«Необыкновенная история на Рождество» (реж. Бхарат Наллури, 2017)
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/c645acd7d4c14349_61e7b4fb49386cfed6018bfccc70ce24.jpg)
Молодой Чарльз Диккенс (Дэн Стивенс) после череды провалов судорожно ищет сюжет, который спасет его карьеру. В голове у него толпятся персонажи, Эбенезер Скрудж (Кристофер Пламмер) спорит с автором громче издателей, сроки поджимают, деньги заканчиваются, а из лондонского тумана выплывает реальный призрак — отец (Джонатан Прайс), чьи долги и легкомыслие когда-то втащили маленького Чарльза в тяжелый труд на фабрике, оставив душевные травмы и непроходящую обиду.
Стивенс с пронзительными голубыми глазами, в которых собрано материала на десять хороших сказок, два великих старика — Прайс и покойный Пламмер — и то время, когда еще не родился известный нам праздничный ритуал. Это не музейный байопик, а маленькая феерия, где воображение схлестывается с реальностью, а процесс письма показан как магия, созданная из боли, злости и упрямой любви к людям. Хрупкий рождественский огонь здесь горит не так ярко, но загасить его труднее.
«Три орешка для Золушки» (реж. Вацлав Ворличек, 1973)
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/79a337ca819f4e75_414284_original.jpg)
Забулленная злой мачехой, но сохранившая боевой дух своенравная Золушка (Либуше Шафранкова) разговаривает по душам с животными, лихо скачет по полям и при каждой возможности сбегает на волю. Однажды в заснеженном лесу ей встречается такой же вольнолюбивый принц (Павел Травничек), который, такой-сякой, сбежал из дворца от папы, требующего если не учиться, то жениться.
В Чехии 1970-х удивительным образом придумали идеальную Золушку поколения зумеров — настоящую, сильную, независимую героиню, которую нельзя загнать в угол. Она и принца-то покоряет не скромностью и красотой, а дерзкими ответами и победой в спортивном состязании, которое выигрывает в мужском костюме охотника. Красивейшая «аналоговая» сказка с настоящим снегом и реальным замком, ненарисованными животными и платьями, которые до сих пор интересно рассматривать.
«Рождественская история» (реж. Юха Вуолиоки, 2007)
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/7052c6ed62564857_rozhdestvenskaya-istoriya.jpg)
В крошечной лапландской деревушке, где даже летом по-северному свежо, сироту Николаса (Йонас Ринне) передают из семьи в семью, выкраивая у своих по куску хлеба. Уходя, мальчик всегда оставляет детям рукотворные подарки. Герой взрослеет, становится умелым столяром, обзаводится окладистой бородой и превращает свое детское желание поблагодарить хороших людей в постоянное дело — такое большое, что однажды ему понадобятся сани и оленьи тропы, ведущие прямо в небо.
История Санта-Клауса — Йоулупукки у финнов — прямо с «родины Деда Мороза», из абсолютно сказочной Лапландии, лишь кое-где присыпанной студийным снежком. Кино с неспешной интонацией истории, спокойно, красиво, с чувством рассказанной долгим зимним вечером у потрескивающего камина. Снег, дерево, огонь в печи и простой человеческий жест, который со временем превращается в волшебство.
«Капитан Крюк» (реж. Стивен Спилберг, 1991)
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/6192ba8bb5e44416_Luchshie-filmyi-v-retsenziyah-Kapitan-Kryuk-Hook-1.jpg)
Корпоративный юрист Питер Бэннинг (Робин Уильямс) страдает хроническим трудоголизмом, раздает детям обещания, которые не выполняет, и, приехав в Лондон на Рождество к старой тетушке Венди (Мэгги Смит, всеобщая любимица и профессор Макгонагалл из «Гарри Поттера»), первым делом бросает малышей ради банкета. Тут-то детей и похищает Капитан Крюк (Дастин Хоффман) с его пиратской бандой. Чтобы спасти ребят и собственную душу, акуле капитализма придется отправиться в Нетландию, научиться летать и вспомнить, что он — Питер Пэн, который просто вырос.
В недооцененной сказке Стивена Спилберга Нетландия выглядит как детская площадка, построенная на гигантском бюджете и чистом восторге. Уильямс играет так, будто у него внутри пружина, и эта энергия постепенно пробивает броню взрослости. Хоффман создает одного из лучших злодеев девяностых — одновременно смешного, опасного и трогательного. Получается приключение, где банальная мысль о взрослении превращается не в нравоучение, а в игру: мир, в котором мечи из дерева могут звучать громче, чем деловые звонки, и где детство возвращается не через ностальгию, а через азарт.
«Мальчик по имени Рождество» (реж. Гил Кинан, 2021)
:quality(85)/https://cdn.moskvichka.ru/6539e1322d6c43c6_A-boy-called-Chrustmas_1635837573.jpg)
После смерти мамы юный Николас (неотразимо рыжий Генри Лоуфул) живет с отцом-дровосеком (Михил Хейсман). Мир для них скукожился, и мужчина хватается за легенду о далеком Эльфхельме — месте, где когда-то встречались эльфы и чудеса. Он уходит в экспедицию, оставив сына на тетку-ведьму (Кристен Уиг). Чтобы найти его, мальчик сбегает, встречая на пути предприимчивого лося с внушительным голосом Стивена Мерчанта (лось поразительно похож на артиста). Их ждут снежные просторы, приключения и сам Эльфхельм, где добро чуть облупилось, но не исчезло. Обо всем этом рассказывает осиротевшим ребятам мудрая пожилая дама (Мэгги Смит).
Еще одна история Санты, на сей раз при полном параде Netflix (яркие спецэффекты, говорящие животные, толпа звезд) — к счастью, со сценарием лучше, чем в среднем от стриминга. Сказка рассказана с чувством юмора, любовью к северным пейзажам и легкой грустью, которая делает чудо не приторным, а теплым. От человеческой беды — к большому праздничному миру, который снова учится светиться.