Чтобы построить будущее, нужно знать свое прошлое, и это не романтическая формула, а данность. Почему так — рассказывает основатель градостроительного бюро Master’s Plan, ведущий российский градостроитель и автор Telegram-канала «Смелость города берет» Юлия Зубарик.
Москва умеет меняться: строит быстро, растет вверх и вширь, умеет быть дерзкой, стеклянной, технологичной и эмоциональной. Однако если присмотреться, замечаешь, что самое живое в ней — старое, лишь переосмысленное заново. Исторический слой — это каркас, на котором держится город. Без него столица превращается в чистовой проект — аккуратный, но без корней. Старые здания и историческая среда придают ей глубину и устойчивость. Они напоминают, что у города есть память и именно эта память — его двигатель.
Дом Наркомфина
Дом Наркомфина — один из самых поразительных примеров того, как прошлое становится ориентиром для будущего. В 1920-е архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис спроектировали экспериментальный дом-коммуну: без кухонь, но со столовой и вдобавок с санузлом в конце коридора. Таким они видели жилище нового человека.
В начале профессионального пути мне довелось работать над проектом ревитализации Наркомфина. Тогда здание пребывало в руинах: гнилые полы, запах сырости, оторванные трубы канализации и упрямые жильцы в пяти квартирах, наотрез отказывавшиеся покидать свое жилье. Они не хотели уезжать, и я часто размышляла: почему? Вероятно, дело было не только в привычке, а в памяти места. Здесь жило слишком много историй, чтобы их так просто оставить.
Позднее дом восстановили. Теперь он вновь наполнен жизнью: здесь есть квартиры, кофейня, проходят лекции и экскурсии. Но главное, он сохранил свой характер. В его атмосфере ощущается то напряжение между утопией и реальностью, ради которого вообще стоит заниматься градостроительством.
Для Москвы дом Наркомфина — рабочая модель того, как идеи прошлого становятся инструментами настоящего.
Трехгорная мануфактура
У Трехгорной мануфактуры, или, если проще, Трехгорки, в отличие от дома Наркомфина, нет авангардной эстетики, но чувствуется энергия индустриальной эпохи. Когда-то здесь гудели станки, валил дым из труб, пахло краской. Сегодня здесь витает дух предпринимательства, а главным ароматом стал запах свежего кофе, переплетающийся с запахом благовоний из студий йоги.
Я часто прихожу сюда заниматься йогой или встречаться с коллегами. Это место удивительно комфортное: старые кирпичные корпуса создают чувство масштаба и времени, а общественные пространства гармонично вписаны, будто всегда были частью этого ансамбля.
Трехгорка показывает, что промышленное наследие можно и нужно интегрировать в городскую жизнь. Город развивается, когда хранит следы труда и истории, превращая их в новые формы активности. Речь здесь не о простой реконструкции, а о настоящем диалоге эпох.
Шаболовка
Если дом Наркомфина — манифест, а Трехгорка — преображение, то Шаболовка — дыхание старой Москвы. Здесь нет музейного блеска и концепций. Здесь просто живут люди — в домах 1920–1930-х, между авангардом и бытом.
Каждый двор хранит какие-то исторические детали: где-то уцелела арка, а где-то тянется бельевая веревка (и это тоже история — кто сегодня сушит белье так?), а под окном все так же цветет вишня. Все это вместе создает ту самую городскую атмосферу, которую невозможно спроектировать.
Для меня Шаболовка — пример подлинного наследия: без реставрации, без вывесок, без грантов. Она живет сама — и в этом ее ценность. Иногда городу нужно не вмешиваться, а просто наблюдать, как прошлое дышит само.
Почему городу нужен исторический слой
Исторический слой — это ткань, из которой город обретает глубину и устойчивость. Он придает масштабы, помогает не потерять ритм и направление развития.
Говоря о будущем Москвы, мы обычно представляем небоскребы и новые магистрали. Но настоящий вызов — научиться работать с тем, что уже есть. Дом Наркомфина, Трехгорная мануфактура, Шаболовка — три разные формы наследия, объединенные одним смыслом: развитие не противоречит памяти.
Старые дома делают город зрелым. Они придают чувство меры и времени, помогают сохранять идентичность, даже когда все вокруг меняется.
В очень близкую мне формулу «Чтобы построить будущее, нужно знать свое прошлое» я сегодня хочу добавить: «…и жить с ним рядом». Ведь прошлое не тень, а партнер.
Москва взрослеет. Она учится беречь, слышать, договариваться с самой собой. В этом взрослении старые дома как старшие родственники: иногда ворчат, иногда упрямы, но без них город теряет характер. А с ними — остается собой.
Фото: личный архив, Фотобанк Лори, пресс-служба