Прекрасное — близко: 8 арт-событий в феврале (и не только)
Тренды
3.2.2025 в 12:01
Саша Велюрова
После январского затишья город начинает оживать: проходят кинопремьеры и открываются новые выставки. «Москвичка» собрала самые интересные, на ее взгляд, арт-события последнего месяца зимы. Здесь найдутся проекты для самых разных зрителей: и для тех, кому хочется сказки, и для тех, кто не чужд мамлеевской хтони. Кстати, есть в нашей подборке идея для Дня святого Валентина, ведь приобщаться к искусству лучше всего вместе с любимыми.
С легкой руки западных традиций февраль — пора любви. Как ни крути, от святого Валентина никуда не деться: сердечки и цветочки найдут вас и в магазине, и в театре, и в музее. А раз так, зачем сопротивляться — лучше отметить День всех влюбленных на тематической выставке. В Ruarts предлагают поговорить на множестве языков любви и искусства — от живописи и скульптуры до фотографии и стрит-арта. Выбирайте тот, что вам ближе, и вперед — в мир фантазий, флирта и предвкушения маленького, но очень важного чуда зарождающихся чувств. В конце-то концов, all you need is love, love is all you need.
Общеизвестный факт: Эрик Булатов и Олег Васильев были не только художниками-нонконформистами, но и замечательными иллюстраторами детских книг. Изящная «Золушка» и нежная «Спящая красавица», милая «Красная Шапочка» и дерзкий «Кот в сапогах» — это в прямом смысле их рук дело. За 30 лет совместной работы Булатов и Васильев проиллюстрировали больше сотни книг, и трудно найти кого-то, кто не видел их работ. Но даже тем, кто не видел, не стоит расстраиваться, а вот сходить в МАММ — стоит. Все-таки на выставке показывают 180 оригинальных рисунков и рассказывают о творческом методе, пожалуй, одного из самых интересных и стильных дуэтов советской иллюстрации.
«Как дела? — Как сажа бела» — основной лейтмотив выставки Анны Бёрч. И действительно, белые призрачные цветы на фоне серых, мрачных, утомленных бесснежьем этой зимы зданий нельзя назвать оптимистичным сюжетом. Впрочем, и на неизбывную русскую тоску они не тянут. В том и секрет: работы Бёрч куда сложнее, чем видится поначалу, здесь хрупкое на поверку оказывается самым прочным, а безнадежное — поворотом к лучшему. А раз так, то цветы рано или поздно начнут подрагивать от легкого ветерка, а серые стены наполнятся цветом. Ну и как же дела? И какого цвета сажа сегодня?
С Нового года прошел уже месяц, а потому неудивительно, что душа вновь просит сказки. Утолить жажду чудесного и чуднóго можно на «Винзаводе» — на интерактивной выставке, где получится и репку вытянуть, и щуке желание загадать, и на работы художников — от Билибина, Васнецова и других признанных мастеров до наших современников — посмотреть. Бродить по лесам, горам и долам лучше всего в хорошей компании, а значит, можно смело брать с собой детей, родных и друзей и вместе отправляться на поиски пера жар-птицы, меча-кладенца и аленького цветочка. Главное — в лапы Бабы-Яги не угодить.
Борис Смирнов-Русецкий (по картине Н. К. Рериха). Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится. 1914
Если имя Николая Рериха известно широкой публике, то о Борисе Смирнове-Русецком до недавнего времени знали куда меньше. Ситуация изменилась, когда музеи и галереи решили обратиться к, возможно, не самым громким направлениям отечественного искусства начала XX века. В результате зрители смогли познакомиться с работами авторов, для которых ведущим было «сверхчувственное познание», то есть духовное постижение действительности. Смирнов-Русецкий как раз из их числа. Участник объединения художников-космистов «Амаравелла», он в своих работах создавал удивительно прозрачные и хрупкие миры. Миры, которые так не походили на окружавшую Смирнова-Русецкого суровую действительность (он больше 10 лет провел в лагерях и ссылке). И выставка в «Центре искусств. Москва» в этом смысле интересна тем, что каждая представленная на ней работа сопровождена выдержками из воспоминаний художника, а значит, он из абстрактной фигуры превращается в живого человека. И это — много.
Порывы и дуновения 5 февраля — 23 марта ЦСИ «Винзавод»
Андрис Эглитис. Из серии Dirty Modernism, 2014
Выставка на «Винзаводе» продолжает серию экспозиций, приуроченных к 20-летию pop/off/art — одной из ведущих частных галерей современного искусства России. За легким, буквально ветреным названием скрывается обстоятельный рассказ о принципах и методах работы детища Сергея Попова. pop/off/art и в самом деле сделала для отечественного искусства немало: шутка ли, больше полусотни авторов, 175 выставок, участие во множестве музейных проектов и ярмарок. Здесь определенно знают, куда дует ветер, потому что в руках у галереи мешок Эола. Зрителю остается лишь поддаться воздушным потокам и не спеша проплыть сквозь «Жизнь любви», «Силу покоя», «Скрытое беспокойство» и «Битву со временем». В этих четырех разделах найдутся работы и уже известных художников, например Эрика Булатова, Михаила Рогинского, Ольги Чернышевой, Владимира Шинкарева или Андриса Эглитиса, и произведения восходящих звезд, скажем, Василия Кононова-Гредина и Аси Заславской.
Есть в мире вечные ценности — и русский импрессионизм стремится стать одной из них. Пускай еще в 2016 году специалисты скептически относились к этому термину, сегодня стало очевидно: русские «впечатленцы» оставили значительный след в истории искусства, а потому заслуживают самого тщательного изучения и переосмысления. Собственно, именно этим кураторы проекта «Изображая воздух» и занимаются. Сквозь лупу рассматривают всё: природу света и изменчивость цвета (между прочим, на примере тусклых петербургских фонарей и невской воды), простоту сюжета и сложные вибрации чувств (что скрывает зарисовка из театра? а маленький городской пейзаж?). Дополняет картину (а точнее, картины) аудиоспектакль от Театрального салона «Сцена 23», где музыка соединяется с шепотом, шагами и другими повседневными звуками так, что прогулка по выставке превращается в променад по городу.
У хрущевской оттепели, как у монеты, две стороны. Одна — яркая, блестящая, а другая — темная и пугающая. Об этой второй и рассказывают в Центре Вознесенского. Здесь исследуют мрачные закутки официальной культуры 1950–1960-х. Герои выставки видят вместо светлых улиц окутанные тьмой закоулки, вместо зданий — руины и кладбища, вместо улыбок — гримасы. Нет, они смотрят на мир не через кривое зеркало, но через такое, что позволяет видеть обратную сторону вещей, и это, пожалуй, самое страшное. Юрий Мамлеев и Южинский кружок, Лианозовская школа, «Орден нищенствующих живописцев», Дмитрий Плавинский и другие представители советского андеграунда 1960-х балансировали между явью и навью и вытаскивали — слово за словом, штрих за штрихом — на поверхность саму суть окружающей их действительности. Путешествие по извилистым коридорам этой полубредовой и даже абсурдной реальности опасно (как известно, если долго вглядываться в бездну, бездна начнет вглядываться в тебя), но тем и привлекательно. Так что, может быть, взгляд бездны стоит выдержать?..