Прекрасное — близко: 10 арт-событий в ноябре (и не только)
На сей раз «Москвичка» решила собрать самые разные проекты, поэтому в центре внимания неоакадемизм, современная живопись, фэшн-фотография, архитектура и имена, которые непривычно видеть вместе: Виктор Борисов-Мусатов, Марк Шагал и Владимир Татлин.
Ирина Затуловская. Жизнь
До 30 ноября
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре
Арте повера богато на аллюзии. В работах Ирины Затуловской можно найти многочисленные отсылки к фольклору, классической литературе и христианству. Благодаря этому, всматриваясь в кажущиеся наивными портреты агнцев или снежные пейзажи, невольно вспоминаешь строки из Евангелия, полотна зрелого Перова или сценку из собственного детства. Перед глазами и вправду жизнь, но чья — понять не так-то просто: оказывается, что точек соприкосновения у нас всех великое множество.
Между конкретным и беспредельным
До 14 декабря
Московский музей современного искусства на Петровке
Галерея pop//off//art совместно с ММСИ (он же MMOMA) проводит ретроспективу Евгения Гороховского — знаковой фигуры для фото- и гиперреализма. Интерес к фотоизображениям он унаследовал от отца — художника-нонконформиста и автора знаменитых фотограмм Эдуарда Гороховского, однако упрекнуть Евгения в отсутствии собственного подхода нельзя. Для него фотография стала точкой отсчета для размышлений о границах изображения. Запечатленное мгновение у него обрастает орнаментальными мотивами, а узор становится вместилищем реальности. На Петровке можно увидеть более семидесяти работ Гороховского, среди прочего — его «небесные штудии»: рассеченное орнаментом невозможно голубое небо, на которое можно смотреть вечность и еще чуть-чуть.
(Не)видимый город М.
До 7 января
Музейный центр «Масловка. Городок художников»
В середине сентября в Москве открылся музейный центр «Масловка. Городок художников». Первая же его выставка посвящена обитателям этого самого городка. В залах центра показывают работы более полусотни художников разных поколений: Гелия Коржева, Семена Чуйкова, Александра Тышлера, Татьяны Назаренко, Юрия Пименова и других — и сопровождают их обстоятельным рассказом о том, как и чем жила Масловка «творческая». По задумке кураторов, некоторые элементы «(Не)видимого города» лягут в основу постоянной экспозиции центра, однако увидеть выставку во всей ее полноте удастся только до января.
Краснопевцев. Равновесие неравного
Анна Ахматова довольно полно раскрыла, из какого сора растут стихи, а выставка, посвященная одному из ключевых представителей послевоенного неофициального искусства, призвана показать, из чего рождается натюрморт. Раковины, глиняные кувшины, камни, латунные подсвечники и старинные книги — для Дмитрия Краснопевцева все эти и другие «артефакты» имели особое значение. Из них художник собирал «метафизические натюрморты»: меланхоличные, исполненные в приглушенных тонах, воплощающие застывшее время.
Сама выставка устроена как своего рода мастерская Краснопевцева, и его работы соседствуют с архивными материалами (например, дневниками, которые можно не только почитать, но и послушать, — специально для выставки их начитал артист Борис Перцель), а в одном из залов постоянно звучат записи пианиста Святослава Рихтера — близкого друга художника. Ну а в рамках публичной программы проходят концерты современных композиторов.
Это было со мной
До 11 января
ЦСИ «Винзавод»
Александра Сухарева. «2016-19»
Евгений Гранильщиков. «Драма»
Ян Гинзбург. «Механический жук»
Произведения искусства, особенно актуального, интересно рассматривать в контексте их длительности — того, как они взаимодействуют с тем или иным моментом времени. Куратор Виктор Мизиано предложил десяти художникам еще раз вспомнить их собственные работы или связанные с ними сюжеты и создать на основе этих воспоминаний новые. Среди прочего Дмитрий Гутов представит масштабную работу, отсылающую к его проекту «Верю!»; Александра Сухарева переосмыслит проект «2016-19»; Ирина Корина восстановит масштабную инсталляцию из фрагментов предыдущих работ; Евгений Гранильщиков презентует новый фильм, отсылающий к его видеопроекту «Драма»; Ян Гинзбург соберет «интерпретацию интерпретации» своей выставки «Механический жук».
Все на улицу
«Москвичка» любит стритстайл, а потому пройти мимо выставки об уличной модной фотографии не могла. В галерее Люмьер предлагают проследить за тем, как фэшн «покинул здание», на примере работ Нормана Паркинсона, Мелвина Соколски, Ормонда Джильи, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена, Патрика Демаршелье и других мэтров.
Мода всегда отражала общественные настроения. Студия представляла собой полностью контролируемое пространство: здесь все — от света и антуража до причесок и складок на одежде — было подчинено эстетике идеализированного образа. И выход из съемочной студии на улицы — это история отказа от контроля в пользу пусть не идеальной, но свободы.
Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах
С 13 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»
Александр Бенуа. «Фантазия на версальскую тему»
Георгий Гурьянов. «Моряк»
Ольга Тобрелутс. «Антиной»
Под стеклянной крышей «ГЭС-2» очередной амбициозный проект. Идея простая: показать, насколько мы сегодня романтизируем прошлое и при этом используем исторические образы для оценки настоящего. Для этого кураторы берут неоакадемистов: Тимура Новикова, Ольгу Тобрелутс, Беллу Матвееву и Георгия Гурьянова — и сводят их, скажем, с Александром Бенуа (и это довольно очевидный ход) и средневековыми иконами, церковными книгами и трактатами (такое решение менее ожидаемо). Что из этого получится — полноценное высказывание или очередной перебор имен, пока не очень ясно, но одного у «Нетемных веков» не отнять: проект фиксирует процесс музеефикации неоакадемизма и потому заслуживает внимания.
Татлин. Конструкция мира
Владимир Татлин. Угловой контррельеф
Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу
Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу
В «Зотове» показывают выставку о «конструктивистском Леонардо» — Владимире Татлине. Это история человека, стремившегося «завоевать будущее» и «построить новый мир». Пускай не все проекты удалось воплотить (скажем, тот же памятник III Интернационалу, он же Башня Татлина, так и остался макетом), они заложили основы для кинетической архитектуры.
Архитектура выставки выстроена вокруг разных граней Владимира Татлина: он предстает как матрос-путешественник, бандурист-искатель, вестник нового времени и мастер искусства будущего. Всего же в экспозицию вошло свыше 120 работ, в том числе живопись, графика, чертежи, фотографии и прочие архивные документы. А еще — единственный сохранившийся безмоторный индивидуальный летательный аппарат «Летатлин».
Ускользающая красота
С 28 ноября
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Борис Мусатов. «Призраки»
Живопись Виктора Борисова-Мусатова — летопись конца прекрасной эпохи. Во многом именно за это художника и любят. Третьяковская же галерея решила исследовать, что таится за серебристой дымкой его картин: кураторы сосредоточились на методе Борисова-Мусатова, который создавал фотоэскизы живописных произведений. В результате получится увидеть свыше 140 произведений художника из музеев и частных коллекций и соотнести картины с фотоэтюдами, а еще — изучить парижский фотодневник художника.
Марк Шагал. Радость земного притяжения
С 11 декабря
ГМИИ им. Пушкина
Марк Шагал. «Окно на даче»
О выставке Шагала в ГМИИ пока известно не слишком много: директор музея Ольга Галактионова говорит, что сюжет будет выстроен «вокруг событий, происходивших в стране и мире, которые повлияли на жизнь и творчество Шагала», и обещает показать почти все работы художника, находящиеся в России. Всё остальное — интрига, которую ГМИИ намерен сохранять вплоть до открытия выставки. Так что остается только ждать… и готовиться к уже ставшим традиционными очередям — Шагал метит в блокбастеры в духе Серова.