Прекрасное — близко: 10 арт-событий в ноябре (и не только)

  • Тренды

  • 31.10.2025 в 09:00
  • Саша Велюрова
Прекрасное — близко: 10 арт-событий в ноябре (и не только)

На сей раз «Москвичка» решила собрать самые разные проекты, поэтому в центре внимания неоакадемизм, современная живопись, фэшн-фотография, архитектура и имена, которые непривычно видеть вместе: Виктор Борисов-Мусатов, Марк Шагал и Владимир Татлин.

 

Ирина Затуловская. Жизнь

До 30 ноября
Московский музей современного искусства на Гоголевском бульваре
Ирина Затуловская. Жизнь

Ирина Затуловская. Жизнь

Арте повера богато на аллюзии. В работах Ирины Затуловской можно найти многочисленные отсылки к фольклору, классической литературе и христианству. Благодаря этому, всматриваясь в кажущиеся наивными портреты агнцев или снежные пейзажи, невольно вспоминаешь строки из Евангелия, полотна зрелого Перова или сценку из собственного детства. Перед глазами и вправду жизнь, но чья — понять не так-то просто: оказывается, что точек соприкосновения у нас всех великое множество.
 

Между конкретным и беспредельным

До 14 декабря
Московский музей современного искусства на Петровке
Галерея pop//off//art совместно с ММСИ (он же MMOMA) проводит ретроспективу Евгения Гороховского — знаковой фигуры для фото- и гиперреализма. Интерес к фотоизображениям он унаследовал от отца — художника-нонконформиста и автора знаменитых фотограмм Эдуарда Гороховского, однако упрекнуть Евгения в отсутствии собственного подхода нельзя. Для него фотография стала точкой отсчета для размышлений о границах изображения. Запечатленное мгновение у него обрастает орнаментальными мотивами, а узор становится вместилищем реальности. На Петровке можно увидеть более семидесяти работ Гороховского, среди прочего — его «небесные штудии»: рассеченное орнаментом невозможно голубое небо, на которое можно смотреть вечность и еще чуть-чуть.

(Не)видимый город М. 

До 7 января
Музейный центр «Масловка. Городок художников»
В середине сентября в Москве открылся музейный центр «Масловка. Городок художников». Первая же его выставка посвящена обитателям этого самого городка. В залах центра показывают работы более полусотни художников разных поколений: Гелия Коржева, Семена Чуйкова, Александра Тышлера, Татьяны Назаренко, Юрия Пименова и других — и сопровождают их обстоятельным рассказом о том, как и чем жила Масловка «творческая». По задумке кураторов, некоторые элементы «(Не)видимого города» лягут в основу постоянной экспозиции центра, однако увидеть выставку во всей ее полноте удастся только до января.
 

Краснопевцев. Равновесие неравного

До 8 января
AZ/ART
Анна Ахматова довольно полно раскрыла, из какого сора растут стихи, а выставка, посвященная одному из ключевых представителей послевоенного неофициального искусства, призвана показать, из чего рождается натюрморт. Раковины, глиняные кувшины, камни, латунные подсвечники и старинные книги — для Дмитрия Краснопевцева все эти и другие «артефакты» имели особое значение. Из них художник собирал «метафизические натюрморты»: меланхоличные, исполненные в приглушенных тонах, воплощающие застывшее время. 
Сама выставка устроена как своего рода мастерская Краснопевцева, и его работы соседствуют с архивными материалами (например, дневниками, которые можно не только почитать, но и послушать, — специально для выставки их начитал артист Борис Перцель), а в одном из залов постоянно звучат записи пианиста Святослава Рихтера — близкого друга художника. Ну а в рамках публичной программы проходят концерты современных композиторов. 
 

Это было со мной

До 11 января
ЦСИ «Винзавод»
Александра Сухарева. «2016-19»

Александра Сухарева. «2016-19»

Евгений Гранильщиков. «Драма»

Евгений Гранильщиков. «Драма»

Ян Гинзбург. «Механический жук»

Ян Гинзбург. «Механический жук»

Произведения искусства, особенно актуального, интересно рассматривать в контексте их длительности — того, как они взаимодействуют с тем или иным моментом времени. Куратор Виктор Мизиано предложил десяти художникам еще раз вспомнить их собственные работы или связанные с ними сюжеты и создать на основе этих воспоминаний новые. Среди прочего Дмитрий Гутов представит масштабную работу, отсылающую к его проекту «Верю!»; Александра Сухарева переосмыслит проект «2016-19»; Ирина Корина восстановит масштабную инсталляцию из фрагментов предыдущих работ; Евгений Гранильщиков презентует новый фильм, отсылающий к его видеопроекту «Драма»; Ян Гинзбург соберет «интерпретацию интерпретации» своей выставки «Механический жук».
 

Все на улицу

До 1 марта
Галерея Люмьер
«Москвичка» любит стритстайл, а потому пройти мимо выставки об уличной модной фотографии не могла. В галерее Люмьер предлагают проследить за тем, как фэшн «покинул здание», на примере работ Нормана Паркинсона, Мелвина Соколски, Ормонда Джильи, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена, Патрика Демаршелье и других мэтров.
Мода всегда отражала общественные настроения. Студия представляла собой полностью контролируемое пространство: здесь все — от света и антуража до причесок и складок на одежде — было подчинено эстетике идеализированного образа. И выход из съемочной студии на улицы — это история отказа от контроля в пользу пусть не идеальной, но свободы.
 

Нетемные века: новеллы о Средневековье и академизмах

С 13 ноября
Дом культуры «ГЭС-2»
Александр Бенуа. «Фантазия на версальскую тему»

Александр Бенуа. «Фантазия на версальскую тему»

Георгий Гурьянов. «Моряк»

Георгий Гурьянов. «Моряк»

Ольга Тобрелутс. «Антиной»

Ольга Тобрелутс. «Антиной»

Под стеклянной крышей «ГЭС-2» очередной амбициозный проект. Идея простая: показать, насколько мы сегодня романтизируем прошлое и при этом используем исторические образы для оценки настоящего. Для этого кураторы берут неоакадемистов: Тимура Новикова, Ольгу Тобрелутс, Беллу Матвееву и Георгия Гурьянова — и сводят их, скажем, с Александром Бенуа (и это довольно очевидный ход) и средневековыми иконами, церковными книгами и трактатами (такое решение менее ожидаемо). Что из этого получится — полноценное высказывание или очередной перебор имен, пока не очень ясно, но одного у «Нетемных веков» не отнять: проект фиксирует процесс музеефикации неоакадемизма и потому заслуживает внимания.
 

Татлин. Конструкция мира

С 22 ноября
Центр «Зотов»
Владимир Татлин. Угловой контррельеф

Владимир Татлин. Угловой контррельеф

Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу

Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу

Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу

Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационалу

Испытания «Летатлина»

Испытания «Летатлина»

В «Зотове» показывают выставку о «конструктивистском Леонардо» — Владимире Татлине. Это история человека, стремившегося «завоевать будущее» и «построить новый мир». Пускай не все проекты удалось воплотить (скажем, тот же памятник III Интернационалу, он же Башня Татлина, так и остался макетом), они заложили основы для кинетической архитектуры. 
Архитектура выставки выстроена вокруг разных граней Владимира Татлина: он предстает как матрос-путешественник, бандурист-искатель, вестник нового времени и мастер искусства будущего. Всего же в экспозицию вошло свыше 120 работ, в том числе живопись, графика, чертежи, фотографии и прочие архивные документы. А еще — единственный сохранившийся безмоторный индивидуальный летательный аппарат «Летатлин». 
 

Ускользающая красота

С 28 ноября
Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус
Борис Мусатов. «Призраки»

Борис Мусатов. «Призраки»

Живопись Виктора Борисова-Мусатова — летопись конца прекрасной эпохи. Во многом именно за это художника и любят. Третьяковская же галерея решила исследовать, что таится за серебристой дымкой его картин: кураторы сосредоточились на методе Борисова-Мусатова, который создавал фотоэскизы живописных произведений. В результате получится увидеть свыше 140 произведений художника из музеев и частных коллекций и соотнести картины с фотоэтюдами, а еще — изучить парижский фотодневник художника.
 

Марк Шагал. Радость земного притяжения

С 11 декабря
ГМИИ им. Пушкина
Марк Шагал. «Окно на даче»

Марк Шагал. «Окно на даче»

О выставке Шагала в ГМИИ пока известно не слишком много: директор музея Ольга Галактионова говорит, что сюжет будет выстроен «вокруг событий, происходивших в стране и мире, которые повлияли на жизнь и творчество Шагала», и обещает показать почти все работы художника, находящиеся в России. Всё остальное — интрига, которую ГМИИ намерен сохранять вплоть до открытия выставки. Так что остается только ждать… и готовиться к уже ставшим традиционными очередям — Шагал метит в блокбастеры в духе Серова.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.