От антивоенной «Зоны интересов», взявшей «Оскар», до отечественного фэнтези Ивана Соснина о фантастических тварях тайги и повторного проката культовой киноклассики (и это отнюдь не все).
«Как соблазнить девушку, или О чем говорят мужчины», с 1 мая
Источник: World Pictures
Алекса де ла Иглесия нередко называют испанским Квентином Тарантино — и неспроста. В 1990-е на родине он имел тот же культовый статус в независимом кинематографе, а в 2010-е снял несколько работ, которые имели головокружительный международный успех (самая известная в России — «Дикие истории»). И все это так или иначе киноманские черные комедии, зачастую с ультранасилием.
Тем интереснее, что на сей раз режиссер по доброй воле снял романтическую комедию положений. Посмотрим, победит ли по итогам и в ней анархия, как в каждом проекте, к которому прикасалась его рука, или восторжествует идиллическая любовь.
«Легенды наших предков», с 1 мая
Источник: Атмосфера кино
Режиссер Иван Соснин прославился в прошлом году полнометражным «Пришельцем» про сельского дурачка Максима Стоянова, который встретил инопланетян, и растрогал страну в пилотном эпизоде сериала «Мамонты» про телефонных мошенников, а еще он дважды брал «Золотого орла» за короткометражные фильмы.
«Легенды наших предков» — его первый крупнобюджетный проект, семейное фэнтези с Александром Яценко в главной роли. По сюжету журналист, вернувшись домой из тайги, начинает видеть и слышать древнего духа леса, который просит его отправиться на Урал и помочь спасти других мифических созданий от вымирания. Синхронно с этой фантасмагорией герой разбирается в отношениях с дочерью-подростком. Фантастические твари же в основном обитают не в городе, а в тайге.
«Серфер», с 1 мая
Источник: Global Film
Герой Николаса Кейджа объявляет войну агрессивным серферам, захватившим места его детства. Безумная история войны не самых здравомыслящих людей за водную гладь участвовала в основном конкурсе Каннского фестиваля, так что, по всей видимости, «Серфер» не просто очередная картина категории b с Николасом Кейджем, построенная на его обаянии, а полноценный триллер о паранойе и растущем в людях безумии, а еще о том, что лучше не возвращаться в прежние места, как было написано в известном стихотворении Шпаликова.
Кстати, режиссер «Серфера» Лоркан Финнеган до этого снял не менее безумный фантастический триллер «Вивариум» с Джесси Айзенбергом, который в кругах синефилов стал культовым.
«За облаками», с 1 мая
Источник: Иноекино
Живой классик авторского аниме Макото Синкай прославился на весь мир, когда в 2016-м его фильм «Твое имя» — романтическая истории о влюбленности с мотивами национальной мифологии — стал самым кассовым аниме в истории, собрав в прокате около 400 миллионов долларов.
«За облаками» — из более ранних работ. Это признанная классика, которая повествует о юношеской любви в послевоенной Японии, поделенной между странами-союзниками. Аниме Макото Синкая узнаются по невероятной красоты облакам и несущимся поездам, атмосфере тихой меланхолии и деликатному изображению чувств героев, а еще по скрупулезной прорисовке архитектуры — такой, что туристы-анимешники, путешествуя по Японии, находят прообразы локаций его мультфильмов.
«Жажда славы», с 8 мая
Источник: U Films
Спортивная драма о воле и одержимости, атмосфера в которой накалена, как воздух в тренировочных залах перед большими соревнованиями. «Жажду славы» критики уже сравнивают не только с другими лентами о достижении целей кровью и потом, но и с «Одержимостью» Шазелла и «Таксистом» Скорсезе.
История Элайджа Байнума о том, как бодибилдер в попытках добиться славы теряет себя и сходит с ума, с успехом прошла на американских фестивалях еще в 2023-м, а сейчас дойдет и до российского зрителя, для которого контекст бодибилдинга пускай и чужд, а вот тема борьбы с внутренними демонами близка со времен Достоевского.
«Туда», с 15 мая
Источник: НМГ Кинопрокат
Героиня Ирины Старшенбаум с маской беззаботности, из-под которой проступает печальный взгляд, следуя указаниям внутреннего ребенка, заказывает такси буквально из Москвы в Уфу. Водитель в исполнении Петра Федорова, столь же отчаянный, как она, и похожий на героев нуара, соглашается — и так стартует их путешествие по России, которое, вероятно, обернется романом.
Роуд-муви в современном российском кино — жанр уже проторенный. Сразу вспоминается прошлогодний «Втроем» Александры Сараны с той же Ириной Старшенбаум, где аналогичный сюжет с романтическим приключением в дебрях родины разворачивался в Пермском крае. Или «Далекие близкие» Ивана Соснина и «Родные», снятые под руководством Жоры Крыжовникова, где разворачивалась не романтическая близость, а семейные отношения. Так что в принципе можно фиксировать новый тренд — фильмы, в которых отношения между потерявшимися по жизни героями развиваются в живописном путешествии по России.
«Верный друг», с 15 мая
Источник: Вольга
Депрессивная писательница Айрис в исполнении Наоми Уоттс теряет друга и наставника, роль которого во флешбэках исполняет Билл Мюррей. От старшего товарища ей остается неожиданное наследство — обожаемая им собака, которая, по всей видимости, переживает утрату хозяина даже тяжелее его подруги.
«Верный друг» — это тихая по интонации инди-драма о дружбе в горе, необходимости рядом ближнего, искренне осознающего глубины твоей утраты (и какая, в сущности, разница, что этот ближний — пес?..). По сути, переживанием горя вместе с собакой сюжет этого небольшого, снятого на окраинах Бруклина фильма, который покорил сердца американских (и особенно нью-йоркских) критиков, и исчерпывается. Сценарий, кстати, тут адаптированный и написан по мировому бестселлеру Сигрид Нуньес «Друг», переведенному в том числе на русский.
«Последний император», с 15 мая
Источник: Иноекино
Повторный прокат культовой киноклассики давно стал трендом, и в российских кинотеатрах только за последний год можно было увидеть лучшие фильмы Жан-Люка Годара, Джима Джармуша или Линча в свежих цифровых реставрациях.
«Последний император» — оскаровская классика Бертолуччи — режиссера «Последнего танго в Париже» и «Конформиста», завоевавшая девять статуэток Американской киноакадемии, включая награды за лучший фильм, сценарий и режиссуру.
Этот фильм — огромное историческое полотно о жизни последнего китайского императора — от восхода на престол в двухлетнем возрасте до новой, бесчестной жизни после свержения, революции, войн и тюрем. Трагический портрет начала XX века, воплотившийся в одной биографии, сопоставим в исторической показательности разве что с романом «Доктор Живаго».
«Дзеффирелли: Паяцы», с 21 мая
Источник: OperaHD
На этом со старым кино весной не покончено. Что вы, например, скажете об оперной классике кинорежиссера, снятой им же на пленку? Франко Дзеффирелли — важнейший итальянский режиссер театра и кино, автор постановок «Ромео и Джульетты» и «Укрощения строптивой».
«Паяцы» же — филигранно снятая опера на музыку Руджеро Леонкавалло — абсолютная классика певческого искусства с центральными ариями от Пласидо Доминго и Терезы Стратас. Сюжет картины 1982 года архетипичен и незатейлив. В труппе гастролирующих клоунов проходит слух об измене, что запускает круговорот роковых страстей. Действие разворачивается буквально в течение нескольких часов, то есть для зрителя почти что в реальном времени.
«Человек с киноаппаратом», с 22 мая
Источник: K24
«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, без прикрас, важнейший документальный киноопыт в истории XX века. Советский режиссер-авангардист помыслил буквально сделать кинокамеру глазом, который будет фиксировать все краски новой социалистической утопии. Изобрел новые техники монтажа, благодаря чему, несмотря на отсутствие сюжета, фильм смотрится очень бодро, и, по сути, придумал совершенно не похожий на реальность советский мир.
Перед нами — один день из жизни обобщенного советского города, собранный из кадров из всех крупных столиц Союза, и одновременно фильм, который повлиял, пожалуй, на подход каждого документалиста «после Вертова». В прокат фильм, восстановленный киноведом Николаем Изволовым, выходит в обновленной 4к-реставрации.
«Зона интересов», с 22 мая
Источник: Пионер
От Джонатана Глейзера, режиссера «Побудь в моей шкуре» и «Сексуальной твари», поклонники (коих на удивление немало) нового фильма ждали целых десять лет.
«Зона интересов» — это пока, пожалуй, самое щемящее антивоенное высказывание 2020-х и обладатель «Оскара» как лучший фильм на иностранном языке. По сути, это буквализация «Банальности зла» Ханны Арендт — документальной книги об «архитекторе холокоста» Адольфе Эйхмане, который на поверку (точнее, согласно авторской оптике) оказывается банальным карьеристом.
Персонаж, который списан с военного преступника, вместе с семьей ведет идиллическую жизнь… буквально по соседству с лагерем смерти. Колючая проволока, жирный черный дым и жуткий эмбиент («Оскар» за звуковые эффекты, скомпилированные в картине из стонов убиенных) — пожалуй, это один из самых пугающих «семейных портретов».
«Быстрее ветра», с 29 мая
Источник: Экспонента
Юная Макс, уже попробовавшая себя в гонках, получает место в академии, которая готовит лучших спортсменов мира. И все бы ничего, но на пути спортивной карьеры встает первая любовь — еще и с потенциальным соперником.
О французском блокбастере пока что известно преступно мало, но трейлер отдает драйвом, близким тому, что испытывают профессиональные гонщики на трассах «Формулы-1», а за спиной авторов — успешная франшиза о роковой страсти «После», популярная у девочек-подростков по всему миру. Так что кино может оказаться идеальным вариантом для столь необходимого порой душевного отдыха.