От спин-оффа трендового аниме-сериала 2020-х до «Стиляг», неизвестного Джармуша, картины об отношениях после смерти и «Пятого элемента» в новой реставрации.
«Звук падения» с 4 декабря
Немецкая драма режиссера Маши Шилински о девочках разных поколений, судьбы которых связаны между собой.
Начало века, послевоенные 1940-е, ГДР 1980-х и наши дни. Жизни четырех девочек-героинь, переплетенные во времени, напоминают, что исторические события — это всего лишь фон. А людям — и особенно женщинам — из-за смены идеологий не становится глобально легче жить. При этом переживания показаны в аскетичной манере, без режиссерского патетизма и излишних драматизаций, что делает картину еще трагичней. Камера акцентируется на людях, а не на исторических интерьерах. Женщины жили в несправедливом мире, женщины живут в несправедливом мире и будут жить. Он ведь не становится справедливее, согласитесь? А мы останемся столь же хрупкими и ранимыми существами, непригодными для проживания перипетий истории. «Звук падения» Шилински сегодня — драма удивительной актуальности, неспроста на Каннском кинофестивале ее наградили призом жюри.
«Человек-бензопила. Фильм: История Резе» с 4 декабря
Аниме-сериал «Человек-бензопила», снятый по одноименной манге в 2022 году, до сих пор производит эффект даже на тех, кто далек от аниме-культуры.
Сюжет расхожий: схватка людей и демонов, классовое неравенство, принимающие смерть от нечисти герои-подростки и всякое в этом духе. Для тех, кто любит сказочные сюжеты и анимированные драки, «Человек-бензопила» — лучшее предновогоднее развлечение. А для поклонников аниме, возможно, главное событие декабря. У каждого героя тут контракт с демоном, питающимся страхом. Все биографии — из разряда «шпионка СССР, выросшая на тайном оружейном складе» (не шутка), а главный герой — миротворец и гуманист, как следует из названия, — вовсе состоит из множества бензопил.
«Стиляги» с 11 декабря
Выход в повторный прокат культового мюзикла Валерия Тодоровского о зарождении оттепельной культуры сейчас кажется даже фрондой, как бы впрямую призывающей зрителя обратиться к историческому опыту. И тем не менее нельзя не найти это обращение уместным и актуальным.
Напомним, по сюжету отъявленный комсомолец, занятый борьбой с джазом и буги-вуги, в итоге покоряется вселенной стиляг, впервые в жизни влюбившись. Музыкальный гимн оттепели с Оксаной Акиньшиной, Антоном Шагиным, Максимом Матвеевым и ныне покойной Евгенией Брик призывает открыть космос внутренней свободы в отместку затхлости воздуха эпохи железных занавесов. У оттепельного поколения это и впрямь получилось неплохо. Будем надеяться, получится и у нас. С другой стороны, в финале и исторически победу одерживает не свободолюбие, а все же — увы! — железный занавес.
«Отпуск без конца» с 11 декабря
От джаза к джазу. Все знают главные хиты Джима Джармуша. Но немногие — его самый первый фильм, снятый — шутка ли — за 12 тысяч долларов в квартире художника Жан-Мишеля Баския с непрофессиональными актерами.
Герой-бездельник, бродя по Манхэттену, пытается походить на своего кумира — джазиста Чарли Паркера, и это, в общем-то, весь сюжет.
Для ценителей творчества режиссера примечательно, что уже во время работы над этим первым его фильмом сложился многолетний творческий союз Джармуша с его командой — оператором Томом Дичилло (который впоследствии станет знаковым режиссером) и композитором Джоном Лури.
Критик Эрик Эйдельштейн из IndieWire назвал «Отпуск без конца» «трогательным видением того, каково это — быть по уши влюбленным в искусство, любовь и самого себя в конце 1970-х в Нью-Йорке» — и лучше, пожалуй, не передашь. Для независимого американского кино «Отпуск без конца» сродни «На последнем дыхании» Годара и имеет к нему прямые отсылки. Джармуш, кстати, напомним, в этом году получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.
«Вечность» с 18 декабря
Неожиданно ироничный фильм о любви и загробном мире, произведший фурор на фестивале в Торонто.
В главных ролях Элизабет Олсен и Майлз Теллер, играющие супругов, попавших в загробный мир, которые прожили 65 лет и умирают с разницей в неделю. Горькая ирония заключена в том, что дальше души должны решить, как провести райскую вечность, и среди сонмища соблазнительных вариантов встает забытый в жизненной суете вопрос: вместе ли? — и тут в небесной канцелярии героям дают возможность пересмотреть отношение к их биографиям от рождения и до смерти.
После премьерных показов фильм сравнивали с работами Чарли Кауфмана. А режиссер картины ирландец Дэвид Фрейн в кругах синефилов до «Вечности» прославился фантастической социальной драмой о возвращении излеченных зомби к нормальным людям в постапокалипсисе под названием The Cured.
«Пятый элемент» с 18 декабря
В конце девяностых руководство кинокомпании «Гомон» поставило перед режиссером Люком Бессоном вполне конкретную задачу: создать европейский аналог голливудских блокбастеров — зрелищный и прибыльный. В результате получился «Пятый элемент».
Как ни странно, «Пятый элемент» в своей наивности сейчас кажется парой тому же «Человеку-бензопиле», то есть близок традиции манги, о которой авторы, очевидно, и не задумывались. Да и что тут попишешь, наивность несколько предсказуема — задумал и начал писать «Элемент» Бессон в 16 лет.
«Пятый элемент» — утопия, сказка о том, что «все будет хорошо» и поцелуй красавицы спасет человечество, что, надо признать, крайне душеспасительно и вполне себе зарядка на Новый год. Да и костюмы Готье на героях сидят отлично. Машины летают по небу, люди-носороги умирают, а бластеры красиво стреляют лазерными лучами, Брюс Уиллис в расцвете сил, Миле Йовович и вовсе 21… Как подметил киновед Михаил Трофименков, «”Пятый элемент", несомненно, зрелище, способное доставить искреннее наслаждение», так что пора в кино.