Лигой плюща в Америке называют лучшие университеты Восточного побережья, где на лекциях и веселых тусовках пестуют будущих топов. А где растет наш плющ? У МКАДа, в Сколково, уверен Николай Ремчуков.
Николай Ремчуков — выпускник юрфака МГИМО и программы МВА «Сколково», член совета директоров «Независимой газеты» и игрок спортивного «Что? Где? Когда?».
Звонит мне тут друг по институту, недавно вернувшийся в Москву после долгой командировки. «Я вчера впервые в Сколково был, на свидании. Знаю твои нежные чувства к этому месту, но 14 тысяч за завтрак — это перебор». — «Слушай, а как вообще можно позавтракать на такую сумму? Я понимаю, четыре, но откуда еще десять?» — «Ну, я водки решил у них выпить…»
Ежегодно в июне в День выпускника на крыше кампуса Московской школы управления «Сколково» проходит забег «Сколковская миля». В этой «миле» 2006 метров — в честь года основания школы. Именно в 2006 году Роман Абрамович (тогда губернатор Чукотки) передал школе 26 гектаров земли в Одинцовском районе Подмосковья. Через несколько лет рядом возник Мещерский парк. А в 2009-м в «Сколково» начали обучение по программе МВА (один набор в год) и Executive МВА (три набора в год). На тот момент кампус еще строился и студенты первого класса МВА жили и учились в «Балчуге», а ЕМBА — в гольф-клубе «Москоу Кантри Клаб» в Нахабине.
Планка стояла высоко: «чтобы получить образование лучше, чем в Гарварде, не нужно уезжать из России» (знали бы тогда основатели, насколько малодостижимой станет для россиян Лига плюща в наши дни). В попечительский совет вошел отец «сингапурского чуда» Ли Куан Ю. Запуском «Сколково» очень горел Рубен Варданян. От студентов ждали «здорового авантюризма».
Но классический западный МВА — это full-time. К примеру, многолетний глава «Сибура» Дмитрий Конов именно так в начале нулевых учился в лозаннской IMD — 11 месяцев по 17 часов в день, практически без выходных. В «Сколково» вначале и МВА, и ЕМВА тоже были full-time (эти наборы окончили Елена Шифрина из Bite и Марина Росс из Hydrop). Но вскоре оказалось, что в России компании не готовы два года ждать сотрудников с учебы. В итоге остановились на формате «без отрыва от производства», по четыре дня в месяц. Одним из первых на обновленную программу ЕМВА поступил нынешний гендиректор VK Владимир Кириенко.
Здесь много спикеров с громкими именами: на «Управлении проектами» Марина Починок вспоминает Олимпиаду в Сочи, где она отвечала за персонал и волонтеров. Делится со студентами своим кейсом и президент Simple Group Максим Каширин, выпускник программы LIFT. На предпринимательский модуль к ЕМВА заглядывает Борис Зарьков. Когда-то именно на таком модуле Иван Хохлов решил взять бизнес-идею будущей жены и ее сестры как свой учебный проект — так появился бренд 12 Storeez.
Обычно студенты во время учебы предпочитают жить в кампусе. Правда, бдительные супруги настаивают на ежевечерних шаттлах домой или сами заселяются в кампус — от греха подальше. И это неспроста. Кампус открыт для посетителей до девяти вечера (да и после вполне можно объяснить дежурному цель визита). А сколковская оконечность Мещерского парка — место удивительное. Начать день в Forum моими любимыми сырниками из топленого творога. Пообедать в The Rink салатом с дагестанской брынзой и кахетинским маслом. А после занятий зайти в Eno bistro на ленивые голубцы со щеками и писко сауэр.
Женщин на МВА процентов 40 от группы. Три года назад в школе запустили программу FLOW (Female Leaders Opportunities and Wholeness), где «стратегии личностного и профессионального развития формируются в доверительной среде поддерживающего окружения женщин». Среди выпускниц — балерина Мария Александрова и актриса Наталья Швец. А с недавних пор в «Сколково» открыли два бизнес-бакалавриата: собственный и в партнерстве с МФТИ (8,8 и 8 млн за весь курс соответственно). Несколько десятков грантов позволяют покрыть 30, 60 и даже 100 % стоимости обучения на самых дорогих бакалаврских программах в стране.
В «Сколково» МВА иронично расшифровывают как Marriage Breaking Association. Что сказать, наш набор, наоборот, этим летом отгулял первую свадьбу внутри группы. На подходе еще две пары. Возможно, виновато содержание лекций. Тебе объясняют, что это прошлый век отличался конвейерной стандартизацией, где был важен минимум сбоев, а сегодня на передний план выходит творческий поиск. Где поиск — там и право на ошибку. Ну как не задуматься под таким углом о собственной жизни и отношениях?..
Бдительные супруги студентов настаивают на ежевечерних шаттлах домой или сами заселяются в кампус — от греха подальше.
Сколковец спортивен. Самой обсуждаемой частью МВА является модуль «Критическое мышление» на Камчатке, где проектная работа в группах идет в тандеме с подъемом на вулкан. Говорят, там-то вместе с коктейлем из джетлага, физического преодоления и максимальной загрузки головы к некоторым и спускается истина. Проводит модуль первый ректор школы Андрей Волков — вице-президент Федерации альпинизма России в свои 64 года восходит к вершине в самой сложной группе. Не отстает и его преемник на посту ректора Андрей Шаронов, ныне глава Национального ESG Альянса. Отметив в феврале шестидесятилетие, этим летом он со сколковцами поднялся на Эльбрус и сходил на ледоколе на Северный полюс, разнообразя плавание лекциями о лидерстве и личной трансформации.
Ну и конечно, знаменитые сколковские вечеринки. А как иначе, когда целый месяц не виделись? Но как бы допоздна вы накануне ни «работали с документами», в 9:00 все по местам, посещаемость блюдут.
Правда, на излете обучения вечеринки становятся реже. Накапливается усталость, да и первое очарование друг другом, эйфория вдруг настигшего на четвертом десятке ветра юности успокаивается. На ум приходит пример про спичечный коробок одних протонов, который весил бы как целый поезд. Вот и в структуре атомов студента МВА от модуля к модулю протонов становится больше, и одногруппникам уже немного тесно друг с другом. Бессознательная конкуренция, «балканизация» — в любом комьюнити со временем неминуемо накапливаются «вопросики»… Но это тоже пройдет, и после выпуска вас ждут теплые встречи и совместные путешествия, ведь вы через многое прошли.
Одним словом, при всякой удобной возможности я материализуюсь в кампусе, как герой «Москва — Петушки», который в поисках Кремля неизменно попадал на Курский вокзал. Сколковцы без жалоб берут высоту — но могут триггернуться, узнав, что одногруппники не добавили тебя в чатик. Приходят за дипломом, а по ходу учебы осознают, что заканчивать не хочется. Особенность сложных систем в том, что они могут позволить сосуществование чего-то сильно непохожего. Таким местом и стало «Сколково». До скорой встречи!
Учат в школе: лучшие книги для бизнесмена нового миллениума
Вадим Туманов, «Всё потерять — и вновь начать с мечты…»
Воспоминания золотодобытчика Вадима Туманова (1927–2024) — лагерника, ближайшего друга Высоцкого и официального советского миллионера.
Масааки Имаи, «Кайдзен: ключ к успеху японских компаний»
Культура непрерывных улучшений «кайдзен» из Страны восходящего солнца пустила крепкие корни в России: ее применили и Олег Дерипаска на ГАЗе, и Герман Греф в Сбере.
Манфред Кетс де Врис, «Лидер на кушетке: клинический подход к изменению людей и организаций»
Занимательная смесь эмоционального интеллекта, психоанализа и коучинга поможет менее остро реагировать на несоответствие между чужими словами и поступками.