На языке эстетики: колонка Владислава Кулдошина

  • Тренды

  • 11.09.2025 в 15:34

Уже не получится отмахнуться аргументом «Я про бизнес, а не про красоту». Сейчас все профессии — творческие, и думать надо эстетическим интеллектом. Об этом размышляет сооснователь проекта «Element by МОСК» Владислав Кулдошин в колонке для сентябрьского номера «Москвички»

Владислав Кулдошин
Владислав Кулдошин
Первое впечатление формируется за семь секунд — так было всегда. А из нового — то, что алгоритмы интернета научились оценивать контент с точки зрения эстетики. Достаточно засмотреться на одну картинку с удачным дизайном, и лента выдачи перестанет показывать то, что визуально менее совершенно. Более того, успех проекта зависит от того, насколько стильно выглядит его презентация. Мне нравится фраза, которая точно описывает положение вещей: «Пока мозг сравнивает факты, сердце уже сделало выбор».
Серьезно: когда технологии уравнивают качество и функциональность продуктов, единственным конкурентным преимуществом в борьбе за внимание клиентов остается эмоция. Точнее, отклик, который рождает красота.
Эстетический интеллект — способность чувствовать, создавать и осо­знанно использовать красоту — становится таким же важным навыком, как критическое мышление и эмоциональный интеллект, на котором начали настаивать лет десять назад. Пришло время добавить к ним новый язык, на котором заговорил весь мир, — бессознательный язык сердца, когда, минуя логику, обращаются напрямую к эмоциям и интуиции.
Когда-то образованного человека отличало умение писать без ошибок. Теперь таким же социальным дифференциатором становится вкус — то есть безошибочное, как музыкальный слух, чувство гармонии. Он считался привилегией творческих профессий, но теперь чувство прекрасного стало условием выживания всех без исключения. 
И не надо говорить, как Паратов в «Бесприданнице»: «Тетенька, у всякого свой вкус. Один любит арбуз, другой — свиной хрящик». Вкус — универсальный код, который определяет, как человека, его дом, его проект воспринимают другие. Исследование Harvard Business Review подтверждает: компании, делающие ставку на эстетику продукта и коммуникации, получают на 30% больше лояльности клиентов, а люди с чувством стиля чаще занимают руководящие позиции, потому что их решения выглядят убедительнее. Мы теперь доверяем тем, кто уделяет внимание деталям вроде дизайна этикеток на товаре и очков на носу менеджера.
Букеты в корнере «Element by МОСК» на первом этаже ЦУМа
Букеты в корнере «Element by МОСК» на первом этаже ЦУМа
Проще всего ускорить формирование в себе эстетического интеллекта, сменив обстановку в квартире и посещая те места, где о гармонии позаботились специалисты. Пространство может вдохновлять или угнетать. Современная нейробиология настаивает, что то, как выглядит наше окружение, напрямую влияет на когнитивные способности, креативность и эмоциональное состояние.
Начните с цветов. Психологические тесты показывают, что люди, у которых в офисе и дома стоят свежие цветы, демонстрируют более высокий уровень эмпатии, лучше справляются с решением сложных задач и испытывают меньше тревоги.
Эстетика потеряла национальный окрас — уже некорректно говорить, что у славян она одна, у китайцев другая, в Дубае третья. Этнические стили переплетаются, соблюдая универсальные правила гармонии. Которые, как логика, одни на всех. Общий вкус формируется на стыке традиций и новаторства, под влиянием цифровых образов, глобальных трендов и личных поисков туфель, штор, ваз. Раньше приверженность определенному стилю говорила о статусе или мировоззрении, а сегодня так нельзя, надо балансировать между индивидуальностью и универсальностью.
Белые подсолнухи в корнере «Element by МОСК» на первом этаже ЦУМа
Белые подсолнухи в корнере «Element by МОСК» на первом этаже ЦУМа
Не у всех родители настаивали на художественном образовании, предыдущее поколение часто игнорировало этот момент. Так что мы нагоняем самостоятельно. Идя по пути упрощения — поэтому в дизайне сейчас приоритет функциональности, чистых линий и монохрома. Так меньше риска ошибиться. Но в дизайне чего угодно важно сохранять собственный голос — надо ведь высказаться, а не подстроиться. Цветы в таком случае помогают с формулировками: они не кричат, а намекают. Через букет, который дарит человек, можно сразу понять, как у него обстоят дела с эстетическим интеллектом. Выбор оберточной бумаги становится частью сообщения. Западный мир перенимает этот подход у гениев упаковки — японцев. В корнере нашей флористической студии «Element by МОСК» на первом этаже ЦУМа у вас есть возможность выбрать не просто букет, а своеобразный материальный знак внимания, в котором чутко закодировано послание «Я ценю тебя». 
Фото: личный архив Владислава Кулдошина, Екатерина Анохина

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.