Георгий Лобушкин: «До чего техника дошла»

  • Тренды

  • 29.5.2025 в 11:47
  • Георгий Лобушкин

Медиаэксперт, партнер агентства «К2» и основатель  телеграм-канала «Лобушкин» Георгий Лобушкин — о том, как Московское метро неизменно доказывает, что никогда не идет в ногу со временем, а обгоняет его.

Loading...
Источник: из личного архива
В сентябре 2016 года открылось Мос­ковское центральное кольцо. К тому моменту я всего полгода как переехал из Петербурга в столицу. Хорошо помню, что под вечер взял кофе и собирался ехать на встречу. Зашел на новую станцию «Деловой центр», всю зеленую из-за цветных экранов, — и вышел через час там же. Проехал по всему кругу. Странное чувство, но было жалко выходить. Чистота, новый вагон, большие окна, плавный ход — тогда применительно к транспорту эти слова звучали утопично. Как картинки будущего, которое обычно показывают в рекламных роликах. А тут — ты уже в нем, лично, прямо сейчас.
С тех пор прошло почти девять лет. Я уже давно не регулярный пассажир метро. Каршеринг, такси — все как у всех. Но иногда приходится: в декабре, когда весь город в панике покупает подарки, или когда до встречи остаются десять минут, а ты стоишь на тро­туаре, глядя в «Яндекс.­Карты». В такие моменты спускаешься под землю — и снова испытываешь ту самую радость. Метро работает — и удивляет.
Столичный метрополитен ежедневно перевозит более восьми миллионов человек. И каждый раз, сравнивая наше метро с подземкой других городов, особенно после поездок в Европу или Азию, понимаешь, насколько в России транспорт стал чем-то большим, чем просто средством перемещения из точки А в точку Б. Это экосистема, внутри которой удобно, понятно и почти не требуется думать о маршруте: иди по стрелочке, не потеряешься. Метро реально стало частью городской ДНК. И уж никак не избежать избитой метафоры про ритм, под который подстраиваются миллионы. Как пульс — ровный, надежный, привычный.
Чтобы показать, насколько все изменилось, расскажу, что сделало московский транспорт таким, каким мы его знаем в 2025 году. Проделанный путь связан не только с технологиями, но и с вниманием к деталям. Это забота, которая незаметна, но ощутима. Тот самый случай, когда все работает, ничто не раздражает и кажется, будто город ведет тебя по маршруту за руку.
 
Забытый стук колес 
Вы только вдумайтесь! Лет десять назад маршрут из Химок до ВДНХ мог запросто отнять два часа жизни: автобус до «Речного вокзала» или «Планерной», затем пересадка на метро, потом Кольцевая, потом Калужско-Рижская... Настоящий квест. Стоило попасть в час пик — и вот ты уже в толпе, без воздуха, без музыки, без шансов. По шее то и дело бил сквозняк. Поездка превращалась в тест на выносливость, в челлендж. А сейчас? Ты можешь ехать и даже не вспомнить, что ты под землей. Ни шума, ни духоты. У тебя есть время подумать, посмотреть в окно. Просто выдохнуть.
Сегодня вместо грохочущих составов — тихие и просторные поезда новой серии. Особенно радостно их встречают пассажиры зеленой линии. Те, кто ездил по Замоскворецкой до 2024 года, поймут. В марте 2024-го по рельсам двинулись составы «­Москва-2024» — с увеличенной вместимостью, широкими дверями и сквозными проходами. Машинисты теперь работают в тишине, с кондицио­нером и тремя сенсорными экранами управления. Есть USB, направленное осве­щение и доступ ко всем камерам. Рабочее место напоминает кабину пилота: минимализм, удобство.
Интерьер салона — выбор пассажиров, проголосовавших на выставке «Станция Манеж». Даже внешняя «маска» поезда продумана до мелочей. Материалы, подсветка — с прицелом на десятилетия вперед. Эти поезда не просто ездят. Они формируют новые стандарты подземного транспорта. И даже самые заядлые автомобилисты, однажды попав в такой вагон, задумываются: а может, стоит оставить ключ дома?
 
Будем на связи
...Вот ты едешь в поезде. Рядом кто-то читает, кто-то листает ленту, кто-то успевает решить рабочие вопросы — связь ловит. Причем не только на станциях, но и в тоннелях. Да, раньше, чтобы отправить сообщение, нужно было ждать, пока поезд начнет замедляться, — может, тогда поймаешь одну-две полоски сигнала. Сейчас — смотри видео, пересылай файлы, звони по Zoom. Все это — под землей. И никто уже не удивляется.
Loading...
Иллюстрация: Мария Власенко
В 2023 году, между прочим, на некоторых станциях Большой кольцевой линии даже начали тестировать b2b-сеть 5G. А скорость мобильного интернета по сравнению с 2011-м выросла в сорок раз. Кто-то скажет — цифры. Но попробуйте сесть в вагон, включить видео на YouTube и вспомнить, как вы когда-то смотрели в окно, потому что больше ничего не грузилось.
То, что раньше было чудом, сего­дня — стандарт. На некоторых линиях LTE работает даже лучше, чем на поверхности. Интернет — это теперь не плюс, а условие по умолчанию. Связь — как воздух: есть, и ты не задумываешься, как она устроена.
 
Чай с биометрией
Впрочем, технологии — это не только про поезда и интернет. Они теперь живут и в твоем телефоне. Приложение «Метро Москвы» стало настоящим органайзером городского движения. И хотя сегодня кажется странным, что когда-то мы стояли в очереди, чтобы пополнить карту, еще в 2010 году это было нормой. Теперь пополнил «Тройку» в приложении, построил маршрут с учетом всех пересадок, проверил, насколько загружен вагон, — и пошел. Специальные фильтры помогают ­узнать, на каких станциях можно зарядить телефон, найти банкомат, перехватывающую парковку, стойку «Живое общение». С 2023-го в личном кабинете легко привязать карту москвича, с 2024-го — банковскую карту. Потеряли проездной — не страшно. С привязанной «Тройкой» можно перенести баланс и поездки на новую карту. Казалось бы, мелочь, а ведь сколько раз выходила драма в трех действиях. Постепенно исчезли и классические транспортные очереди. Те самые у турникетов на конечных станциях — вроде «Котельников», которые теперь разгрузили за счет Некрасовской линии и МЦД. 
Способы оплаты — отдельная глава. Если вспомнить старый мем «Какой чай ты будешь? Черничный, зеленый, с травами, с женьшенем…», то московское метро — это тот самый чайный магазин. Хочешь — «Тройка». Хочешь — банковская карта. Есть и оплата по лицу, и через СБП, и виртуальная «Тройка», и даже цифровой рубль, который, похоже, уже скоро будет новой нормой.
Оплата проезда по лицу — не просто работает, а впервые в мире работает везде. И да, 91% поездок в метро уже оплачивается безналично. Система, которая рождалась в Москве, теперь работает в тридцати регионах страны. Сначала немного дико, потом удобно, а теперь уже и не думаешь.
 
Невидимая сила
Пока вы едете по маршруту, за вашей безопасностью следят около девятисот человек в Едином диспетчерском цент­ре (ЕДЦ). Это мозг московского рельсового транспорта: метро, МЦК, МЦД, трамваев. Здание на 7,5 тысячи квад­ратных метров, видеостена из тридцати шести экранов, управление движением и безопасностью в реальном времени. Круглосуточно. Без перерывов. Без выходных. 
Данные с камер, графики, пассажиропоток — все на мониторах. Благодаря ЕДЦ на инциденты в метро стали реа­гировать в два с половиной раза быстрее. А на МЦД — в три с половиной раза быстрее. Это не метафора, а экономия сотен часов нашей жизни. Кто-то потерял сумку — отследили. Кто-то упал на пути — подняли тревогу. Все мгновенно. Ради того, чтобы пассажир не заметил ничего, кроме своей поездки. Удивительно, но именно так и выглядит настоящая безопасность — та, о которой не задумываешься.
И да, теперь у метрополитена есть чат-бот по имени Александра — транспортный виртуальный помощник, который круглосуточно помогает пассажирам, пешеходам и автомобилистам быстро получать нужную информацию. Ему можно написать на сайтах метро, Московского паркинга, ЦОДД, Мосгортранса, в приложениях «Метро Москвы», «Московский транспорт», «Парковки России», «Велобайк — городской велопрокат», даже в Telegram и «ВКонтакте». Спросить про все, что связано с транспортом.
Искусственный интеллект тоже в деле. В этом году нейросети стали применять для выстраивания работы виртуального помощника. ИИ рассказывает интересные факты о метро, отвечает на вопросы о работе каршеринга и такси, а также помогает находить необходимую информацию о навигации, рекламе и других пассажирских сервисах. Радует, что получился не просто бот с заранее заготовленными фразами, а полноценный виртуальный собеседник. Иногда кажется, что это уже настоящий цифровой консьерж. А может быть, и прообраз городского помощника будущего.
Loading...
Иллюстрация: Мария Власенко
Все на поверхности
Впереди всех не только метро — вся транспортная система города: высокие технологии остались не только под землей. Наземный транспорт Москвы тоже претерпел колоссальные изменения. Сегодня на автобусе или трамвае можно доехать почти в любую точку города — быстро, комфортно и без пересадок. В 2024 году, например, открылась новая трамвайная линия по улице Сергия Радонежского, соединившая сразу девять направлений рельсового каркаса столицы. Благодаря этому беспересадочную связь с центром получили более трехсот тысяч жителей восточных районов города.
Старые, гремящие, холодные трамваи ушли в прошлое. Им на смену пришли современные модели «Витязь-­Москва» с мягким ходом, просторными салонами и удобной посадкой. Сейчас 82% трамвайных путей отделены от автомобильных дорог — теперь заторы им не помеха. Это решение сократило количество задержек и повысило стабильность движения. 
Появились «умные» стрелки — системы, которые переводят трамваи на нужный путь автоматически, без участия водителя. А в районе Строгино уже проходит тестирование первого в России беспилотного трамвая. Он управляется искусственным интеллектом и в 2025 году начнет регулярные пассажирские перевозки на маршруте №10 — полностью автономно, но под наблюдением со­трудника.
Эти перемены не просто впечатляют — они органично вплетаются в общий облик города. В Москве больше нет контраста между «удобным метро» и «неудобным автобусом». Каждая деталь единой транспортной системы — от турникета до автоматической стрелки на рельсах — работает на твой комфорт. Ловишь себя на мысли: да, это не только удобно, но и как-то по-­человечески приятно. Тебя как будто сопровождают по городу.
Конечно, московская сеть транспорта не идеальна. Где-то инфраструктура требует обновления, где-то станция может быть перегружена, строительство новых — удовольствие дорогое и долгое. Да и работает то же самое метро не 24/7, мечты-мечты!
Но не стоит забывать, что еще лет десять назад ты садился в старый переполненный поезд (и хорошо, если не попадал в дневное окно в расписании), а сегодня к твоим услугам комфортные и быстрые городские электрички МЦД, которые курсируют практически в режиме метро. При этом процесс обновления продолжается каждый месяц. В московском транспорте тебя повсюду окружают технологии, а чистота просто поражает, учитывая, что каждый день на нем ездят миллионы.
Эта система одна из лучших в мире и в ближайшие годы позиции сдавать не планирует. Скачок, который сделал московский транспорт, достоин восхищения. Убеждаюсь, что мы идем в правильном направлении. И очень хотелось бы, чтобы так было во всех сферах. Спущусь в метро и в очередной раз восхищусь. 

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.