Art ex machina: как художники используют искусственный интеллект в своих работах

  • Тренды

  • 22.11.2025 в 09:00
  • Редакция «Москвички»

Нейросети стали частью повседневной жизни: они помогают решать задачи, писать тексты и создавать художественные работы. И все чаще и настойчивее звучит вопрос: что такое ИИ — еще один инструмент или полноценный соавтор? Отвечая на него, художники экспериментируют с большими лингвистическими моделями, мультимедийными технологиями, интерактивными системами и создают инсталляции, перформансы и театрально-танцевальные постановки. «Москвичка» рассказывает о некоторых из них.

 

Сугуэн Чунг «Операции рисования» (2018)

<span style="background-color:transparent;">&#x41f;&#x435;&#x440;&#x444;&#x43e;&#x440;&#x43c;&#x430;&#x43d;&#x441; &#xab;&#x41e;&#x43f;&#x435;&#x440;&#x430;&#x446;&#x438;&#x438; &#x440;&#x438;&#x441;&#x43e;&#x432;&#x430;&#x43d;&#x438;&#x44f;&#xbb;, &#x421;&#x443;&#x433;&#x443;&#x44d;&#x43d; &#x427;&#x443;&#x43d;&#x433;</span>

Перформанс «Операции рисования», Сугуэн Чунг

Китаянка Сугуэн Чунг (иногда ее имя еще пишут как Согвен) создала серию перформансов, в которых человек и машина рисуют вместе. В «Операциях рисования» художница работает с роборукой — та отслеживает движения Чунг и воспроизводит их, иногда имитируя авторский стиль, а иногда интерпретируя его самостоятельно. 
Роборука способна к «обучению», и если вначале она точно, штрих за штрихом, повторяет движения художницы, то спустя некоторое время начинает рисовать самостоятельно, в том числе проводит линии, которых у Чунг не было. 
«Операции рисования» задают вопрос о том, где заканчивается авторство человека и начинается автономность алгоритма. Когда технология становится больше, чем просто инструментом? И когда художник вступает в диалог с ней?
 

Дэвид Костак «Когда робот пишет пьесу» (2021)

<span style="background-color:transparent;">&#xab;&#x41a;&#x43e;&#x433;&#x434;&#x430; &#x440;&#x43e;&#x431;&#x43e;&#x442; &#x43f;&#x438;&#x448;&#x435;&#x442; &#x43f;&#x44c;&#x435;&#x441;&#x443;&#xbb;, &#x442;&#x435;&#x430;&#x442;&#x440; &#x438;&#x43c;&#x435;&#x43d;&#x438; &#x428;&#x432;&#x430;&#x43d;&#x434;&#x44b;</span>

«Когда робот пишет пьесу», театр имени Шванды

Почти пять лет назад в пражском театре имени Шванды был представлен спектакль, сценарий которого написал ChatGPT. Правки в созданный ИИ текст вносил драматург Дэвид Костак, а актеры интерпретировали текст, созданный машиной, исследуя человеческие темы: любовь, работу, старение, смерть.  
Хотя искусственный интеллект задавал драматическую линию, структуру диалогов и характер персонажей, проект показал, что без человека, без его восприятия не обойтись. Возможно, дело в уровне развития нейросетей, а возможно, в том, что красота, равно как и смысл, в глазах смотрящего (то есть интерпретирующего).
 

Гарри Йефф «Слияние» (2023) 

<span style="background-color:transparent;">&#xab;&#x421;&#x43b;&#x438;&#x44f;&#x43d;&#x438;&#x435;&#xbb;, &#x41b;&#x435;&#x439;&#x43f;&#x446;&#x438;&#x433;&#x441;&#x43a;&#x438;&#x439; &#x431;&#x430;&#x43b;&#x435;&#x442;</span>

«Слияние», Лейпцигский балет

В балетной постановке «Слияние» Лейпцигского балета и британского мультимедийного художника Гарри Йеффа искусственный интеллект стал полноправным актором, участником действия. Алгоритмы ИИ синтезировали голос, генерировали элементы движения и создавали визуальную среду, в которой технологии взаимодействовали с реальными людьми. Эта среда откликалась и менялась в ответ на любое движение танцора, любой изданный им звук. Таким образом удавалось выстроить настоящий диалог, где каждая следующая реплика — ответ на предыдущую.

 

Анна Щеклина, Михаил Дегтярев, Василий Пешков и объединение Panterra «Час лошади» (2025) 

<span style="background-color:transparent;">&#xab;&#x427;&#x430;&#x441; &#x43b;&#x43e;&#x448;&#x430;&#x434;&#x438;&#xbb;, PERFORMA(R)</span>

«Час лошади», PERFORMA(R)

Постановка для фестиваля перформативных искусств PERFORMA(R) предлагает задуматься  о сосуществовании человека с новыми формами разума. Хореограф Анна Щеклина, драматург Михаил Дегтярев (за его плечами работа над спектаклями «Кабала святош» в МХТ, «Занос» и оперой «Аскет» в театре «Практика»), композитор Василий Пешков и художники объединения Panterra создали уникальную драму о слиянии человека и машины, их гармоничном единении и неизбежной борьбе за право управлять миром.  
В «Часе лошади» живое тело и технологии стали единым целым, находящемся в очень хрупком балансе (и музыкальное, и визуальное сопровождение лишь подчеркивают это). Написанные композитором Василием Пешковым мелодии дополнил искусственный интеллект, а движения танцоров и лошади стали живым продолжением технологичной инсталляции, олицетворяющей силу машины. 
В «Часе лошади» ИИ предлагается понимать как стихию, с которой нужно взаимодействовать, а не бороться, потому что, как бы то ни было, художник был, есть и будет сильнее машины. Почему? Потому что сохраняет собственное творческое ядро и уникальное видение.
 

Новые проекты PERFORMA(R) 

<span style="background-color:transparent;">&#xab;Silent Opera&#xbb;, PERFORMA(R)</span>

«Silent Opera», PERFORMA(R)

Создатели «Часа лошади» готовят второе событие сезона PERFORMA(R): 24 ноября в Российской государственной библиотеке пройдет премьера оперной инсталляции Silent Opera. Перформанс представят в Третьем читальном зале — пространстве тишины, которое станет театральной площадкой и позволит исследовать саму идею анатомии героя. Инсталляция создана режиссером Юрием Квятковским, драматургом Михаилом Дегтяревым и композитором Николаем Поповым. 
Silent Opera объединяет собственно оперу, театр и современное искусство и фиксирует разрыв между желанием и страхом быть героем. Что происходит с теми, кто не вписывается в образ героя, и почему иногда безопаснее сохранить героизм на уровне фантазии? 
Инсталляция отсылает к жанру барочного пастиччо: в основе музыкальной части — произведения Монтеверди, Генделя, Перселла и других композиторов. В читальном зале будут реализованы два сценария восприятия и представлена видеоинсталляция, также станет возможным живое взаимодействие со зрителями. Из 450 гостей проводники выберут десять человек, которые прямо во время спектакля станут участниками перформанса. 
Пространство библиотеки — место, где из тишины рождается мысль, — усиливает тему внутреннего поиска. В этом году РГБ отмечает 100-летие в статусе главной государственной библиотеки, и проект Silent Opera указывает на новый этап ее развития — постепенный переход от классического учреждения к современной творческой резиденции.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.