Небоскребы посреди степи, древние мавзолеи в окружении садов или советский модернизм с видом на Тянь-Шань — едем в такие непохожие друг на друга Астану, Шымкент и Алматы.
Казахстан сам на себя не похож. На огромной площади от Алтая до Каспия есть и горы до небес, и бескрайние степи, и пейзажи настолько инопланетные, что кажутся сгенерированными нейросетью. Астана, Алматы и Шымкент — как три разных мира.
Мечеть Абу Насыраль-Фараби на проспекте Кабанбай Батыра в Астане с ее 62-метровыми минаретами — самая большая в Казахстане и Центральной Азии
Астана: город большого будущего
Поселок, выросший из казачьего форпоста на реке Ишим, получил официальный статус лишь в 1862 году. И с тех пор шесть раз успел сменить имя: в разгар советской кампании по поднятию целины из Акмолинска превратился в Целиноград, после распада СССР — в Акмолу, в 1997-м был назначен новой столицей с соответствующим ребрендингом («Астана» в переводе и есть «столица»), с 2019-го три года звался Нур-Султаном в честь бывшего президента Назарбаева, а сейчас снова стал Астаной.
Свое название он уже оправдывает. А в конце 1990-х выглядел как скромный райцентр с пятиэтажками и домиками частного сектора, продуваемыми степным ветром. Но воля властей способна иногда реализовывать утопические проекты — за неполные тридцать лет город превратился в мегаполис непонятно даже какого века. Небоскребы и многоуровневые развязки, бульвары со светомузыкальными фонтанами, общественные пространства с арт- объектами — за масштаб и скорость перемен Астану называют «центрально азиатским Дубаем», хотя генплан развития рисовал японец Кисё Курокава. Современной архитектуры в городе достаточно, чтобы выдерживать такое сравнение, — пирамиду Дворца мира и согласия, например, проектировал Норман Фостер, причем Назарбаев сначала просил, чтобы она была размером с Великую пирамиду в Гизе. Шатер ТЦ «Хан Шатыр» тоже разбил Фостер. А павильон Экспо-2017 — дело рук бюро Adrian Smith + Gordon Gill Architecture.
Атырауский мост, соединяющий Центральный парк Астаны и правобережную набережную. Декоративная конструкция состоит из 2450 алюминиевых лепестков и снаружи напоминает чешую рыбы
«Хан Шатыр» — самый большой в мире (высотой 150 м) шатер, он сделан из полупрозрачного материала, и в нем есть даже аквапарк с песчаным пляжем. Внутри 77-метровой пирамиды Дворца мира и согласия много атриумов и оперный зал, лифты там скользят вдоль стен под углом в 60 градусов. А Президентский центр (тоже Фостер) напоминает глаз, смотрящий в небо, — по вечерам его прозрачная выпуклая крыша озаряется внутренним светом, за что здание в городе зовут «фарой».
Шатер «Хан Шатыр» в Астане построен в 2010 году по проекту бюро Нормана Фостера
Тут играют по-крупному. Построили две мечети с колоссальными куполами и минаретами, дворец «Акорда», входящий в топ-10 красивейших правительственных резиденций мира, концертный зал «Казахстан» по проекту Манфреди Николетти, с изогнутыми бирюзовыми стенами, Музей энергии будущего в возведенном к Экспо-2017 сферическом павильоне, ажурный пешеходный мост Атырау и 310-метровую башню «Абу-Даби Плаза». Символом столицы, впрочем, считается другая башня — «Байтерек», напоминающая золотой леденец на стометровой палочке. Она названа в честь Древа жизни из казахских легенд, золотая сфера символизирует яйцо живущей в его ветвях птицы Самрук. Сама же птица, оберегающая покой страны, машет златыми крылами на вершине мраморной стелы «Казак ели» («Земля казахов») на Площади независимости.
В этой сфере располагался Музей энергии будущего«Нур Алем». В декабре 2024 года он закрылся на реконструкцию и скоро превратится в Международный центр искусственного интеллекта Alem.AI
Самая высокая концентрация еды — на Круглой площади и небольшом отрезке проспекта Туран, который так и называют — аллея ресторанов. Разбить в этом степном городе парк — вызов природе, но деревья смогли и выросли. В парке «Жетысу» гулять интереснее всего — там ландшафтные дизайнеры создали маленькие копии природных достопримечательностей Казахстана.
Шымкент: город великого прошлого
Казахское ханство образовалось в середине XV века после распада Золотой Орды, до того территория была частью империи Чингисхана, а еще раньше — владениями Тюркского каганата, контролировавшего почти всю протяженность Великого шелкового пути. На юге Казахстана сохранились перевалочные пункты на пути караванов. Шымкент — один из них. В те времена он был маленьким соседом важного города Сайрам. А теперь Шымкент сам большой, а Сайрам — один из его районов.
Старых домов тут осталось совсем мало, и это все конец XIX века. Зато в 1950-х откопали цитадель. Первое поселение на этом месте появилось не менее 2200 лет назад. На территории городища сейчас этноаул «Шымкала» с реконструированной крепостью, караван-сараями, ремесленными мастерскими и музейными экспозициями.
Крепость «Шымкала» отреставрировали совсем недавно
Зато мавзолеи, мечети и бани эпохи Великого шелкового пути сохранились в соседнем городе — Туркестане, древней столице Казахского ханства. Это 170 км от Шымкента, и ехать нужно — памятники там входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а мозаики мавзолея суфийского поэта и философа Ходжи Ахмеда Ясави, который ему построили в XIV веке по приказу Тамерлана, не уступают своим ближайшим (тут совсем рядом граница с Узбекистаном) друзьям из Самарканда и Бухары. В этнокомплексе «Караван-сарай», стилизованном под старинный город, в амфитеатре и на воде искусственного канала каждый день показывают шоу по мотивам казахских мифов и легенд, а в Летающем театре крутят фильмы об истории Казахстана в 8D-формате.
Шымкент много работает над своей внешностью — строит мечеть в виде юрты и выкладывает муралы про наследие предков, например, на улице Казыбек Би, в заложенном в советские годы Парке металлургов и в центральном Аль-Фарабийском районе.
В городе есть и этноцентр, и этнопарк «Казына» с мини-макетами знаковых памятников южного Казахстана. В галерее «Алтын Орда» ткут ковры на продажу и делают украшения по старинным технологиям. Художник и музыкант Кендебай Карабдалов в своей мастерской воссоздал подземную мечеть-хильвет, собрал керамику и традиционные музыкальные инструменты и разрешает поиграть на любом из них.
В Шымкент едут за едой. В южно-казахской кухне блюда кочевников волшебным образом преобразились под влиянием самых разных традиций: узбекских, уйгурских, корейских, грузинских. Бешбармак, который на севере состоит исключительно из мяса, лука и теста, здесь готовят с овощами и пряными травами. Простенькие северные лепешки-шелпеки делают из дрожжевого теста, так что они выходят румяными и пышными. Часто попадаются уйгурский лагман и узбекский плов — здесь он с казы и перепелиными яйцами. Заходить можно в любую дверь — все заведения хороши. Но не пропустите самсу и квас от «Барно» — точка на проспекте Тауке хана имеет культовый статус, и без нее поездка в Шымкент не засчитывается как состоявшаяся.
Алматы: город здесь и сейчас
Даже перестав быть столицей Казахстана, Алматы остается его сердцем. Здесь особый вайб, в котором соединяются южная расслабленность и энергия городских дел. С климатом повезло — он мягкий в течение всего года.
Тут особая система координат — районы делятся не на южные и северные и тем более не на центр и окраину, а на верх и низ. Потому что дома стоят в котловине у подножия Заилийского Алатау, и могучие хребты видны практически из любого окна. К вершинам можно вознестись за полчаса — всесезонный курорт Шымбулак с подъемником находится прямо над Алматы. Зимой здесь катаются на лыжах, летом гуляют по горным тропам и разогреваются адреналином в веревочном парке с зиплайнами и зорбами. Еда осовременена: на высоте 3200 м работает пиццерия Oblaka, у подножия — ресторан современной кухни кочевников Auyl с иммерсивными сет-ужинами на стыке гастрономии и перформанса. Но главный аттракцион — это, конечно, каток «Медеу» на высоте 1691 м. Грандиозный ледовый стадион, где можно скользить по идеальному льду даже в жаркие летние дни — климат, конечно, не позволяет, но казахи построили тут еще и крытый каток. За невероятной природой ехать никуда не надо, в самых ближайших окрестностях — Иле-Алатауский национальный парк с горными озерами, Чарынский каньон с пейзажами иных планет и плато Ассы с футуристическими обсерваториями среди альпийских лугов.
Горнолыжный курорт Шымбулак в 25 км от Алматы закрывает зимний сезон в середине апреля
Город имеет совершенно открыточный вид благодаря многочисленным паркам, повсеместно разбитым цветникам и нарядной архитектуре — даже старые панельки здесь украшены традиционными узорами. Многие приезжают исключительно ради невероятного извода советского модернизма 1960–1980 годов: гостиниц «Казахстан» и «Алматы», дома «Три богатыря», Дворца пионеров и школьников, ансамбля зданий на площади Республики, центра Казахского телевидения и банного комплекса «Арасан», в котором снимали фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли.
Спортивный комплекс «Медеу» на высоте 1691 метр над уровнем моря. В выходные и праздники ледовое поле площадью 10 500 кв. м открыто с 9 утра до полуночи
В еще одном выдающемся образце стиля — кинотеатре «Целинный» — заканчивается многолетняя реновация и осенью открывается центр современного искусства с кафе. Культурная повестка вообще насыщенная, много креативных центров, галерей и арт-пространств: в программу-минимум стоит включить кластер «Дом на Барибаева, 36», арт-бар Black Market и экспериментальный театр «АртИШок».
Гулять можно без карты: в четкой сетке прямых улиц не заблудишься. Большая часть того, что вас интересует, сосредоточена около пешеходных улиц Панфилова и Жибек Жолы и в «Золотом квадрате», то есть главном тусовочном районе между улицами Сатпаева, Райымбек батыра, проспектом Достык и проспектом Сейфуллина. Здесь интереснее всего кормят и варят кофе. Бары с выдающимися винными картами тоже все плюс-минус тут. Впрочем, в других местах тоже вкусно. На завтрак модно садиться в Benedict Café и Fika. Изучать локальную кухню, в том числе в современном формате, — в уважаемых местными ресторанах Tör, Tarih, Abay и Navat. Веселый вечер гарантирован в Barmaglot Bar и Kumäno Bar.
Телебашня «Коктобе» в Алматы построена на склоне горы на высоте 1000 метров над уровнем моря. Конструкция с глубиной залегания фундамента 40 метров способна выдерживать 10-балльные землетрясения
Еще один обязательный пункт программы — исторический Кок-Базар («Зеленый рынок») в конструктивистском павильоне, который по вечерам эффектно очерчивает зеленая подсветка. По колоритным продуктовым рядам водят экскурсии, но пусть вас это не смущает — рынок не превратился в туристическую палатку, где все дорого и невкусно. Это реально лучшее место, чтобы накупить гастрономических сувениров, пробуя по ходу все: непонятные деликатесы из конины, напитки из лошадиного и верблюжьего молока, удивительные ферментированные сыры и сладости, рецепты которых не менялись со времен Золотой Орды. Со знанием дела спрашивайте яблоки сорта «апорт», они — неофициальный символ города.
Скульптура работы испанского художника Жауме Пленса в Алматы
Кстати, исторической родиной всех яблок в мире почему-то считается именно Казахстан — название Алматы переводится как «Яблочный край». В день города, в третье воскресенье сентября (в этом году — 21.09), тут устраивают огромный яблочный фестиваль, так что можно подгадать поездку под это дело. Или не подгадывать, а просто поехать кататься на лыжах: сезон открывается в середине ноября, больше всего снега с февраля по март, и лежит он до середины апреля. А если не лыжи, то катание на коньках по «Медеу» — одно из впечатлений, которое в жизни точно нужно получить.
Фото: Дидар Кушаманов, Роман Машевский, Unsplash