Ресторан-праздник на Цветном бульваре «Аврора» от AVA Team недавно отпраздновал первую годовщину. Гастрономический журналист Александр Пигарев специально для осеннего номера «Огорода» обсудил с его основателями, что, как, почему и с кем сейчас едят в Москве.
Виталий Истомин, Анна Бойко и Артем Лосев
Панорама из окон «Авроры» делает, конечно, свое дело, но не только вечерние огоньки вызывают желание ужинать именно тут. Хотя здорово, конечно, когда закат превращается в часть подачи и вид на город сочетается с аранжировкой на тарелке. Джентрификация — целенаправленное развитие разных частей города, чтобы забрать у центра статус единственного места для встреч и дать заработать бизнесам на окраине, — приучила москвичей ужинать «на районе».
Но «Аврора», где главная фигура Антон Пинский, а Виталий Истомин и Артем Лосев одновременно и рестораторы, и бренд-шефы, сильнее этого тренда — сюда готовы ехать откуда угодно. Возможно, потому, что очевидно вкусно.
Мы сели вечером в «Авроре» с ними и с PR-директором Анной Бойко, чтобы обсудить московскую публику и ее предпочтения в 2025 году. Тут все быстро меняется, и нужно чувствовать настроения, чтобы каждый вечер собирать у себя самых разных людей — и тех, кому важно приватно поговорить за столиками в углу, и желающих показать себя в центре зала.
В чем сейчас секрет попадания в топ? «Аврора» ведь быстро стала заметной.
Артем Лосев: Мы с самого начала ясно понимали, зачем беремся за этот проект. Не хотелось открывать очередное «стильное место в центре», куда заглядывают между делом. Мы хотели создать ресторан-праздник, куда человек приезжает с настроением надеть костюм или лучшее платье, встретиться с близкими, отметить важный момент или просто подарить себе памятный вечер. Для этого нужна была особенная локация — не пафосная, но с атмосферой и масштабом. Антон предложил Цветной бульвар: здесь город живой, со своим ритмом, без толпы туристов и Красной площади. Все настоящее, без декораций.
Виталий Истомин: Да, важную роль сыграло то, что Антон Пинский настоял на этой площадке. Мы ведь не раз проходили мимо, нам ее предлагали, но мы не видели в ней будущего. А потом начали работать с пространством, перестраивать его: поменяли планировку, придумали эффектную лестницу, открыли террасу, дали больше света. И вдруг стало понятно, что это спящая жемчужина. Мы разбудили ее — и она засияла.
Как вы при запуске распределили между собой роли? Много спорили?
Артем Лосев: У нас это вышло без долгих разговоров. Я — человек структуры. Когда появляется идея, я выстраиваю шаги, слежу, чтобы все довели до конца. Виталий — генератор идей, которые приходят ему быстро и пачками. Он живет вкусом, продуктом, подачей, а я мыслю чертежами, графиками и логистикой. Мы оба можем подключаться к любым вопросам, но у каждого есть своя территория, где он максимально эффективен.
Виталий Истомин: У меня ненормальная физиологическая реакция на документы. Открываю план кухни или список оборудования — и все, мозг отключается. Зато могу часами экспериментировать со вкусами. Концепцию мы рождаем вместе, но потом я ухожу в еду, а Артем — в организацию.
Анна Бойко: Видите, официант несет паккери с камчатским крабом. Если ее нет, мне начинают писать и звонить.
Виталий Истомин, Артем Лосев и Анна Бойко
Паста — это же классика-классика. Мы теперь заказываем только то, что гарантированно вкусно?
Виталий Истомин: Ушла мода на «еще сложнее, еще экзотичнее». Все больше людей ценят чистый вкус — хороший продукт без лишних слоев и перегрузки эффектами. Это не значит, что все хотят только классику, но ушел тренд на тарелки, где десять соусов и двадцать приемов.
Артем Лосев: Конечно, эксперименты мы не отменяем. Запускаем сезонные меню, придумываем сеты, в которых есть что-то неожиданное для постоянных гостей. Это важно и для команды — чтобы повара не застаивались. Но фундамент один — честные, чистые вкусы и продукты, которые не нужно прятать за приемами.
Анна Бойко: Есть и визитные карточки. В «Аву» за паккери с крабом приезжают специально, ее заказывают на доставку, для многих она стала привычкой.
Почему вы открылись не на Патриарших?
Артем Лосев: Там люди двигаются от бара к ресторану, меняют локации в течение вечера. «Аврора» создавалась как точка притяжения, гость остается на весь вечер.
Анна Бойко: Приватность — одно из наших преимуществ. Почти с каждого стола открывается отличный вид, но некоторые максимально изолированы. Это важно для публичных персон и для тех, кто просто хочет провести время так, чтобы никто не мешал — за столом или в одном из VIP-залов (у нас их три). На Патриках с их тесными планировками такое создать сложно.
Какие гастрономические тренды года вам близки?
Виталий Истомин: Мне нравится, что вернулись русские акценты, но в тонкой, деликатной форме. Это не про пельмени и прочие туристические стереотипы, а про мягкую интеграцию — фермерский творог в неожиданной подаче, пирожки с сезонными начинками, вплетенные в меню так, что они становятся естественной частью картины. Когда это сделано с душой, гость чувствует.
Анна Бойко: Публика стала очень разной. Есть те, кто приходит исключительно за мясом. Есть те, для кого рыба — это все. Есть пастоманы. И есть отдельная аудитория, которая выбирает легкие, почти зожные блюда. Часто за одним столом собираются все эти типажи. Наша задача — сделать так, чтобы каждый ушел довольным. Это уже не только гастрономия, но и психология.
Как в таких условиях удержать внимание на авторской кухне?
Артем Лосев: Авторская кухня ради самого авторства — опасный путь. Можно придумать гениальное сочетание, но, если гость не захочет это есть, оно так и останется красивой идеей в меню. Мы всегда идем от гостя: если он хочет пасту, она будет, причем приготовленная так, чтобы он вернулся именно к нам.
Виталий Истомин: И еще — сервис. Сейчас это половина успеха. В Москве с ним непросто, но хороший официант может спасти вечер, даже если кухня вдруг ошиблась. Мы много работаем с командой зала, по- тому что понимаем: официанты — лицо ресторана, не меньше, чем шеф. У нас есть ребята, к которым приходят специально, которых знают по имени, чью смену ждут. Так и формируется ядро постоянной аудитории.
Анна Бойко: Вон там один из таких официантов смеется с гостями. Они к нему приходят как к старому другу. И у нас таких звезд, которыми мы очень дорожим, много.
Виталий Истомин, Артем Лосев и Анна Бойко
Есть мнение, что все возможные вкусовые сочетания шефами уже перепробованы и кухне некуда развиваться. Так и возник тренд на чистый продукт. Где в такой ситуации брать вдохновение на создание новых блюд?
Виталий Истомин: В путешествиях. Они перезагружают. Можешь месяцами работать в одном ритме и чувствовать, что идей нет. А потом уезжаешь в Италию, Японию или даже Турцию — и возвращаешься с багажом новых вкусов и текстур. В Милане я могу вдохновиться качеством рыбы, в Неаполе — простой пастой, где каждая нота доведена до совершенства. Чтобы кухня жила, нужно иногда вырываться из привычного.
Как вы строите стратегию продвижения ресторанов AVA Team? В Москве ведь не едят в заведениях, которые за двести лет уже составили себе репутацию и теперь молчат, — потому что тут нет двухсотлетних ресторанов. Мы ходим в места, про которые говорят.
Анна Бойко: У нас нет одного единственного канала коммуникации. Работаем со всеми: от блогеров, которые приходят за контентом, до крупных бизнесменов, ищущих место для делового ужина. Для гостей, ценящих изысканный сервис, есть свои инструменты — закрытые мероприятия, работа через личные контакты, определенные медиа. Для широкой аудитории — другие. Но главное правило одно: без личного контакта с гостем ничего не получится. Я знаю, кто что любит, кто с кем не хочет сидеть рядом, какие у кого гастрономические привычки. Это невозможно заменить рекламой. Грань между работой и жизнью стирается, а моя деятельность становится невероятно увлекательной игрой.
А в ресторанном пиаре есть правила, этому можно научиться? Или все, как всегда, делается на личных контактах?
Анна Бойко: Правила есть. Первое — хорошо знать своего гостя. Второе — быть по-настоящему гостеприимным. И третье — держать качество общения на уровне кухни. Если гость однажды получил плохой сервис, это повод инициировать с ним личный контакт и постараться все исправить в его следующий приход. Просьбу о втором шансе никто не отменял. При таком подходе самые недовольные гости однажды становятся самыми лояльными, таких примеров множество.
В пиаре сейчас многое строится на коллаборациях — они соединяют аудитории двух брендов. Как это работает в ресторанном бизнесе? Видит ли гость в этом что-то интригующее?
Виталий Истомин: Мы категорически против коллабораций ради галочки. Если гость не получает ничего, кроме упоминания бренда в сторис, это пустое.
Артем Лосев: Мы обсуждаем только те проекты, которые органично вписываются в нашу концепцию. Сейчас, например, думаем о гастрономических духах с нотами базилика, орегано и других трав. Это действительно связано с едой, со стилем, с атмосферой «Авроры».
Анна Бойко: Мы давно работаем с искусством. В Ava Bistro висят картины из галереи Полины Аскери Askeri Gallery и галереи Алины Крюковой A-s-t-r-a, гости могут их купить. Это не просто коллаборация, а часть общей среды.
У вас хороший опыт создания заведений, которые взлетают. Что-то изменилось в правилах организации ресторана так, чтобы был успех?
Виталий Истомин: Мы стали внимательнее относиться к бизнес-модели. Раньше могли оставить блюдо, которое красиво и вкусно, но убыточно. Сейчас считаем: если оно требует трех поваров, дорогого оборудования и дает минимальную отдачу — оно не выживет. Это не значит, что мы экономим на продукте. Мы ищем баланс между качеством и устойчивостью.
Артем Лосев: Да, но мы не режем качество ради экономии. Лучше сохранить уровень, чем добавить пару процентов прибыли. Мы научились оптимизировать процессы: сокращать меню, делать его более точным и осмысленным, не распыляться.
Анна Бойко: Для меня успех — это когда у ресторана есть свое комьюнити. Когда люди выбирают его снова и снова, приводят друзей, отмечают важные вечера. Это не разовый хайп, а долгие отношения.
К столу в «Авроре» подают карпаччо из молодых кабачков с водорослями чука и кунжутным соусом
Бизнес — тоже долгая история, у предпринимателя должны быть мечты, планы. Каким вы видите свое будущее?
Артем Лосев: Мы с Виталием хотим сто ресторанов. Это цель, к которой мы идем с первого проекта. Сейчас их шестнадцать, но темп хороший, и мы верим, что сможем достичь этой цифры. Москва, Россия — наши главные точки роста.
Виталий Истомин: Но мы смотрим и за рубеж. В Дубае, например, сумели открыть ресторан в районе, который считался абсолютно провальным по трафику. Нам говорили: «Не рискуйте, там все пустое». Но мы сделали, и теперь ресторан почти каждый день полон. Это доказательство, что концепция и команда могут победить обстоятельства.
Артем Лосев: Все возможно только потому, что мы остаемся вовлеченными. Бываем в ресторанах каждый день, общаемся с гостями. Это наш главный капитал. Если мы перестанем это делать, все изменится.
Анна Бойко: AVA Team — это успешное взаимодействие трех партнеров: Антона, Артема и Виталия, где каждый вкладывает свой талант и компетенцию. Для меня работа с тремя гуру — огромная удача.
Мы говорим и едим: «Аврора» действительно хорошо подходит для того, чтобы не торопясь все обсудить, не забывая посмотреть в тарелку. На стол подают сибаса, уложенного, как лепестки цветка, и сбрызнутого маслом с цитрусовой нотой. И мы, естественно, едим пасту паккери с крабом: у томатного соуса есть легкий оттенок водки. Такие ощущения и правда хочется повторять. А рядом заказали рибай, кому-то несут скульптурный десерт: меренги, ягодный крем, капля бальзамика. Комьюнити ресторана в Москве можно и нужно поддерживать пиаром — такой у нас город. Но играть на этом рынке вдолгую получается у тех, кто кормит вкусно, интересно, понятно и с учетом того, что в этом городе прошла мода жертвовать своими гастрономическими привычками ради подсмотренных в чужой тарелке удовольствий. Все хотят жить здесь и сейчас.