В последние годы Нижний Новгород стал по-настоящему модным местом. Столичная публика все чаще выбирает его для короткого отпуска: прогуляться по Кремлю и Верхневолжской набережной, встретить закат над Стрелкой, заглянуть в гастрономические места на Пискунова, сходить в музеи или просто раствориться в ритме города, где соединяются история и современность, индустриальный драйв и культурная утонченность.
У Нижнего уже сформировалась своя аудитория. Именно она заранее планирует поездки и выкупает места в «культурных электричках» выходного дня. Как метко заметил губернатор Глеб Никитин в интервью журналу «Москвичка», «нам не хватает поездов между Москвой и Нижним Новгородом, нужно больше!». Культурный трафик в город постоянно растет.
И если вы хотите прочувствовать Нижний глубже, стоит включить в маршрут еще одну точку. Это Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина, который сегодня не просто в хорошей форме, а уверенно ведет город к статусу одной из оперных столиц страны. Если вы никогда не были в опере, начните с Нижнего. Это именно тот случай, когда первое впечатление может стать любовью с первого взгляда. Театр, где классика звучит дерзко, оркестр гастролирует в Берлинской филармонии, а его солисты выступают не только в Нижнем в спектаклях, конкурирующих с лучшими европейскими постановками, но и в Москве на Красной площади и на лучших фестивалях мира, включая Зальцбург и Глайндборн.
Алексей Трифонов. Источник: Алексей Костромин
У театра сегодня особая репутация, и она растет за счет комплексного подхода к развитию: в афише сочетаются мировые имена, интересные режиссеры и хореографы и тщательно выстроенный репертуар. Его сила — в художественной честности, вкусе и живом чувстве времени. Все это — результат работы художественного руководителя Алексея Трифонова, который мыслит театр как культурный организм. Он работал с Мстиславом Ростроповичем, Михаилом Плетневым, а вместе с Теодором Курентзисом в течение четырнадцати лет воплощал в жизнь стратегию легендарного коллектива musicAeterna. Под его руководством театр стал местом, куда действительно хочется поехать — не просто на оперу, а за новым опытом. Трифонову удалось собрать удивительно крепкий вокальный ансамбль: в труппе нет слабых звеньев, а молодые исполнители со всей страны приехали в Нижний, чтобы работать именно с ним, поверив в его художественное чутье и в возможность реализоваться на этой сцене.
Источник: La Voce Strumentale
Большую роль в художественном успехе театра сыграл оркестр La Voce Strumentale, созданный в 2022 году Трифоновым и Синьковским. В его составе — лауреаты международных конкурсов, артисты, игравшие в крупнейших оркестрах России и Европы. Оркестр выступал на Дягилевском фестивале в Перми, в Берлинской филармонии, на форуме «Россия» на ВДНХ, стал первым оркестром регионального театра оперы и балета с персональным абонементом в Московской филармонии. И это не громкие слова — это реальный высочайший уровень исполнительского искусства.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Вторым домом для артистов театра стал Концертный Пакгауз. Панорамный вид на слияние Оки и Волги, потрясающая акустика и современная трактовка классики помогают театру привлекать молодую аудиторию. Так, в постановке одного из самых ярких современных российских режиссеров Елизаветы Мороз «Так поступают все женщины?» Моцарт переместился в XXI век с узнаваемыми персонажами, динамичной пластикой и характерными для современности ситуациями. Опера, которую часто считают «изящной забавой» XVIII века, превращается здесь в актуальную историю о выборе, честности и любви.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Есть в афише и редкие жемчужины — вроде барочной оратории «Триумф времени и разочарования» Генделя. Не музейный экспонат, а живой спектакль, говорящий с сегодняшним зрителем о вечных ценностях. Необязательно быть знатоком барокко, чтобы прочувствовать — он, скорее, про нас: про то, как мы выбираем между мимолетным и настоящим. А музыка Генделя в прочтении Дмитрия Синьковского в исполнении лучших барочных голосов России вместе с изящным визуальным языком постановки делает спектакль по-настоящему захватывающим. Это как раз тот случай, когда пробирает до мурашек — даже если вы впервые попали на барочную оперу. Партию Наслаждения исполняет Яна Дьякова — обладательница редкого колоратурного меццо-сопрано, одна из лучших исполнительниц барочной музыки в мире. Когда-то ее хотела пригласить к себе учиться Натали Дессей — легендарная французская певица, покорившая сцены Метрополитен-опера и Венской оперы, но Дьякова осталась в России и выбрала Нижний.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Самая свежая премьера театра — опера Оффенбаха «Сказки Гофмана» в постановке Елизаветы Мороз. Все четыре партии сопрано — Олимпию, Антонию, Джульетту и Стеллу — исполнила Надежда Павлова, одна из самых ярких оперных певиц современности, звезда Зальцбургского фестиваля, Парижской и Гамбургской опер. Выступление Павловой в России — само по себе событие, а услышать ее в столь сложных партиях — большая удача даже для искушенного слушателя. Нижний Новгород становится тем самым местом, где мировое звучание доступно без заграничных перелетов.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Среди главных спектаклей театра — «Кармен» в постановке Елизаветы Мороз. Это не привычная история страсти и ревности, а драма о свободе и любви к театру. На сцене — минимум деталей, максимум смысла: каждое движение говорит больше слов. Партию Микаэлы исполняет Венера Гимадиева — одна из немногих российских певиц, выступающих в Ковент-Гардене, Метрополитен-опера и Баварской опере. Услышать ее в России — большая удача. А в партии Кармен блистает одна из лучших меццо-сопрано России — Наталия Ляскова. Ее Кармен — не стереотипная соблазнительница, а живая женщина, сильная и уязвимая одновременно, знающая себе цену и готовая пожертвовать всем ради любви к искусству.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Русская классика — важная часть репертуара театра. В 2023 году «Онегин» Чайковского был поставлен специально для Нижнего режиссером Сергеем Новиковым под музыкальным руководством Дмитрия Синьковского. Здесь рождается особенная интрига: в нижегородском спектакле Ленский не умирает. Это неожиданное решение разрушает привычный сюжет и заставляет посмотреть на классическую историю с другой стороны.
Отдельного внимания заслуживает тенор Сергей Кузьмин. Его голос — редкое сочетание силы, выразительности и внутренней собранности. Таких теноров сегодня немного, и каждый его выход на сцену — событие.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Балетная труппа театра — еще один повод обратить внимание на Нижний. С ней работают ведущие хореографы страны. Одна из ярчайших постановок — «Пиковая дама. Балет», музыку к которому композитор Юрий Красавин написал специально для Нижегородского театра. Хореографом выступил Максим Петров, лауремт «Золотой маски», а партию графини исполняет прима-балерина Большого театра Мария Александрова.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Выделяется и «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в постановке Александра Сергеева — не только как символ русского балета, но и как событие исторической значимости. Впервые почти за сто пятьдесят лет в Нижегородском театре балет представили в оригинальной музыкальной редакции композитора, без купюр и вставок.
В театре ежегодно проводятся три масштабных фестиваля: «Стрелка», «Болдинская осень» и ближайший, в конце сентября — начале октября, — «Современная музыка», акцентирующий внимание на забытых шедеврах ХХ века и открывающий имена современных композиторов.
Отдельного упоминания заслуживает ценовая политика театра. В эпоху, когда билеты на оперу в столичных театрах становятся роскошью, Нижегородский театр сохраняет доступность, не жертвуя качеством. Послушать мировых звезд, увидеть работы ярких режиссеров и почувствовать настоящую оперную атмосферу здесь можно за разумные деньги.
Источник: Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Новый сезон обещает быть не менее ярким. Предлагаю встретиться на ближайших премьерах: 2–3 октября, L.A.D. — четыре одноактных балета на музыку нашего современника Леонида Десятникова в постановке ведущих российских хореографов: Максима Петрова, Максима Севагина, Андрея Кайдановского, Вячеслава Самодурова. 6-9 ноября прозвучит опера Дж. Верди «Риголетто» в постановке Сергея Новикова.
Если вы не сможете добраться до Нижнего, то оркестр La Voce Strumentale с февраля по июнь 2026 года исполнит полный цикл симфоний Бетховена в концертном зале «Зарядье».