Москва архитектурная: сталинский ампир

  • Места

  • 24.03.2025 в 10:40
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о сталинском ампире. Величественная Москва с широкими проспектами приобрела такой облик в 1930–1950-х годах. Сооружения тех лет при всем их разнообразии имеют схожие черты с классическими постройками царских времен: портики, симметричные композиции, полукруглые арки, ордерные колоннады с капителями. Но в Советском Союзе имперское наследие было переосмыслено и пропущено сквозь призму коммунистической идеологии.

Советская классика — это высотность, внушительные масштабы и слегка подавляющая торжественность. Благодаря своей массивности и богатому оформлению здания сталинской эпохи создают целостный образ Москвы и многих крупных городов России, их характер, цветовую палитру и пропорции.
Loading...
Фото: MК / Фотобанк Лори
Переход от авангарда к классике
В отличие от своих предшественников, большевиков-интернационалистов, решительно отрицавших традиции, Сталин планировал построить централизованное государство, продолжающее, как ни парадоксально, устоявшиеся порядки царской России. Авангард 1920-х годов был мало понятен широким массам. Нужен был монументальный стиль, с помощью которого власть смогла бы разговаривать с народом. Рупором пропаганды в зодчестве стала дореволюционная классика, уходящая корнями в античность.
Loading...
Фото: lana1501 / Фотобанк Лори
Централизация государственного контроля над архитектурой происходила постепенно. Сначала последовал запрет на частную практику: проектировать теперь можно было только в составе Союза архитекторов, подчинённого правительству. Зелёный свет на строительство получали лишь угодные властям проекты. Знаковым событием в этом отношении стал резонансный конкурс 1932 года на проект Дворца Советов. В финал конкурса вышли только проекты в классическом стиле. С этого времени конструктивистские здания не утверждались на строительство.
Loading...
Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images
Промежуточный стиль между конструктивизмом и сталинской классикой сегодня называют постконструктивизмом: для зданий того периода всё ещё характерны гранёные формы 1920-х годов, но их пропорции уже отличает античная монументальность и симметрия. Отличный пример постройки в духе постконструктивизма — Библиотека им. Ленина по проекту В. Гельфрейха и В. Щуко: лаконичные авангардные формы в сочетании с монументальной композицией, массивной колоннадой и карнизами, которые следуют древнеримским канонам.
Loading...
Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Сокровищница мировых достижений
В середине 1930-х годов сталинский стиль представлял собой сочетание образцов европейской ордерной классики. Этот подход можно проследить по деталям фасадов довоенных жилых домов: аркам, эркерам, карнизам и лепнине. Они словно собраны из элементов самых разных исторических эпох, нанизанных на общую античную структуру. Конструктивизм остался в прошлом, и в деталях возобладали плавные линии.
Loading...
Фото: Валерия Попова / Фотобанк Лори
В это время для советской застройки характерен градостроительный подход: пространство проектировалось не отдельными домами, а сразу целыми проспектами и кварталами. Возле важных площадей и главных парадных улиц появлялись новые здания, квартиры в которых доставались элите. Простой народ по-прежнему ютился в бараках.
Важным этапом в истории сталинской архитектуры стал «Генеральный план реконструкции Москвы», утверждённый в 1935 году. Многое, что отличает современную столицу, — высокая этажность домов, расширение центральных улиц, также красивейшее московское метро, — результат этого генплана.
Loading...
Фото: Татьяна Белова / Фотобанк Лорисегодня
Во многом на цельность городских улиц повлияла петербургская архитектурная традиция, которую привезли с собой в Москву главные сталинские архитекторы из Ленинграда. Например, широкая Тверская улица с её величественными жилыми домами появилась благодаря полной реконструкции в 1930-х годах. 
Русские приоритеты
Государственную идеологию СССР радикально изменила победа в Великой Отечественной войне: идеи коммунистического интернационала сменили национальные ценности. Мобилизация патриотических настроений стала необходима ещё и потому, что Великую Отечественную войну почти сразу сменила новая — холодная: противостояние с Великобританией, США и только что сформировавшимся блоком НАТО нарастало с каждым днём.
Loading...
Фото: © Андрей Степанов / Фотобанк Лори
В 1948 году развернулась кампания против низкопоклонства перед Западом и космополитов, зачастую с откровенно антисемитским характером. Изменения в политике отразились на архитектуре: она стала ещё более триумфальной и парадной, символизируя победу не просто СССР, но исторической России. Послевоенные постройки стали напоминать русские усадьбы при Николае I, а новые высотные здания — силуэты кремлёвских башен. Сталинские здания порой было легко спутать с императорскими дворцами XVIII–XIX веков. Часто декор выполняли мастера царской России, адаптируя его к советской символике: имперские двуглавые орлы на барельефах превращались в серп и молот, а боги из древнегреческих мифов — в рабочих и крестьян. Комплекс ВДНХ с его обильно украшенными павильонами — яркий пример имперского русофильского изобилия поздней сталинской архитектуры.
Десталинизация
Loading...
Фото: lana1501 / Фотобанк Лори
Иосиф Сталин скончался в 1953 году. Ставший после него главой правительства Никита Хрущёв взял курс на осуждение сталинизма. Десталинизации подверглась и архитектура: прежние принципы строительства были отвергнуты, объявлены украшательством и гигантоманией. Знаменитый декрет «О борьбе с излишествами в архитектуре» снова изменил облик Советского Союза, возродив некоторые идеи конструктивизма, правда, в более приземлённой форме. Ещё много лет архитектура СССР продолжала напрямую зависеть от воли руководителя страны — этот принцип управления оставался не менее прочным, чем сталинские высотки.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.