Москва архитектурная: советский модернизм

  • Места

  • 31.3.2025 в 18:38
  • Павел Зельдович
Loading...

Источник: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о советском модернизме — одном из самых распространенных и при этом незаметных стилей на территории бывшего СССР и стран восточного блока. 

Куда бы вы ни отправились — на Дальний Восток или в Калининград, в Восточную Европу или в восточную часть Германии, вы обязательно встретите их. Панельки. Все они — образец советского модернизма, стиля, который зародился в середине 1950-х и сошел на нет только в 1990-е (хотя отдельные серии возводили вплоть до начала 2000-х). Это архитектурное направление отличали простота и дешевизна в строительстве, поэтому об индивидуальных проектах или хотя бы о необычном декоре нечего было и мечтать. И все-таки помимо типового жилья возводили здания и комплексы по авторским, уникальным проектам, так что советский модернизм не безлик, а, напротив, многолик.
 
Индивидуальные проекты
Где искать в Москве: Дворец пионеров на Воробьевых горах (1961), Государственный Кремлевский дворец (1961), ансамбль Нового Арбата (1962–1968), здание СЭВ на Новом Арбате (1970)
Loading...
Источник: Константин Григорьев / Фотобанк Лори
Расцвет советского модернизма пришелся на брежневские времена, однако начало ему положил еще Хрущев. В 1956 году на съезде ЦК КПСС был зачитан доклад «О культе личности и его последствиях», предопределивший курс на десталинизацию, или либерализацию. Реформы затронули все сферы жизни: политическую, экономическую и культурную. Началась оттепель. Не осталась в стороне и архитектура. Хрущев порвал с ампирной тяжеловесностью сталинской эпохи и дал старт новому стилю — легкому и функциональному. Юридически это решение закрепил декрет «Об излишествах» — по сути, в нем запрещался имперский по духу сталинский ампир. Причем дело было не только в отныне чуждых советскому строю «украшательствах», но и в дороговизне подобных проектов. Одной из приоритетных задач стало удешевление строительства — в стране назрел серьезный жилищный кризис, но о нем и способах его решения мы поговорим чуть позже. Одновременно, поскольку оттепель в значительной мере повлияла на идеологическую жизнь страны, были реабилитированы наработки эпохи конструктивизма 1920–1930-х и даже разрешено заимствование передовых архитектурных разработок капиталистических стран. 
Главной витриной перемен стала столица СССР Москва. Именно здесь реализовывали самые разные проекты — как те, что в будущем становились типовыми, так и авторские. Например, в 1961 году на Воробьевых горах открылся Дворец пионеров. Этот комплекс, спроектированный Владимиром Егеревым, Владимиром Кубасовым, Феликсом Новиковым, Борисом Палуем и Михаилом Хажакяном под руководством Игоря Покровского, представляет собой несколько прямоугольных корпусов, соединенных стеклянными галереями. Легкость, прозрачность, абстрактные мозаики на фасадах — ничего общего с брутальными барельефами и колоннадами прошлых лет.
В том же году завершилось строительство Государственного Кремлевского дворца — единственного здания XX века в кремлевском ансамбле. И вновь прозрачные, легкие фасады и прямые линии — никакой помпезности. При этом здание дворца если не гармонировало с древними стенами, то, по крайней мере, не конфликтовало с ними. Модернизм доказал, что может соседствовать с архитектурой прошлых столетий.
Самые же амбициозные проекты были реализованы чуть позднее. В середине 1960-х прямо через старые московские переулки прорубили проспект Калинина, который сегодня известен как Новый Арбат. В планировке новой улицы принимало участие множество архитекторов, в том числе Михаил Посохин и Ашот Мндоянц. Они видели ансамбль проспекта Калинина как город будущего — устремленные в небо высотки на двухэтажных стилобатах и с садами на крышах. Однако в результате амбициозный и новаторский проект претерпел изменения: из-за возможных проблем с безопасностью от садов отказались, а жилые дома отдали различным министерствам, в том числе силовым. И все же, несмотря ни на что, проспект Калинина — Новый Арбат был и остается ярким образцом модернизма и одной из визитных карточек Москвы. А здание СЭВ с его блестящими стеклянными фасадами закрепилось в народной памяти как «стекляшка». Здание СЭВ, построенное в 1970-м и ныне обреченное на снос, было одним из ярчайших примеров советского модернизма — легкое и в то же время монументальное, международное и «наше». Хотя оно и перекликалось с интернациональным стилем, но было вполне самобытным — одновременно и вершиной архитектуры 1960-х, и прощанием с эпохой. Два изогнутых крыла напоминали и раскрытую книгу, и кремлевский зубец — символы открытости и силы. Архитектурный замысел оказался не только оригинальным, но и точным: форма, пропорции, расположение — все было в равновесии. Благодаря этому здание не просто вписалось в город, а стало одним из его градостроительных ориентиров.
 
Типовое жилье
Где искать в Москве: хрущевки в районе Новые Черемушки, брежневки, дома серии П-44 в Митине
Loading...
Источник: Victoria Demidova / Фотобанк Лори
Советское типовое жилье можно критиковать сколько угодно, но факт остается фактом: без него миллионы советских граждан так бы и ютились в бараках и коммуналках. Тесно, неудобно и зачастую небезопасно. Хрущев же сделал так, что многие получили пусть и маленькие, но зато свои квартиры — с кухней, ванной комнатой и туалетом, которые ни с кем не надо делить. Это был настоящий прорыв. 
Первые пятиэтажные дома, которые вскоре нарекли хрущевками, появились в середине 1950-х. Это были типовые проекты: поначалу — кирпичные, позднее — из бетонных панелей. Строить такие здания было быстро и дешево за счет того, что все они соответствовали единому заводскому стандарту. 
Пять этажей, три подъезда, 60 квартир — по четыре на площадке. А еще — низкие потолки и крошечные кухни. Лифтов не было, поскольку при такой высотности по нормам можно обойтись без них. Так или иначе к 1960-м хрущевки заполонили города и стали прообразом для всего остального советского жилья.
С приходом к власти Брежнева строительство панельных домов набрало обороты. При новом генсеке дома росли и ввысь. Получившиеся строения в народе называли брежневками. Зачастую в основе брежневских проектов лежали все те же хрущевки. 
К концу 1970-х на сцену вышла серия П-44 — самая массовая серия позднесоветского жилья. Разработка Московского научно-исследовательского и проектного института типологии, экспериментального проектирования (или попросту МНИИТЭП) — именно эта организация занималась вопросами типового жилья — оказалась настолько удачной, что дома по этому проекту строили вплоть до начала 2000-х. Отличительная черта П-44 — новый подход к проектированию. Архитекторы отказались от типовых хрущевских и брежневских решений, а потому здания имели 17 этажей, кухни были просторными, а к пассажирскому лифту, появившемуся в брежневках, добавился грузовой.
Типовое советское жилье — зачастую серое, «уставшее» бежевое или грязно-белое — оказало невероятно сильный эффект на формирование традиционно «совкового» пейзажа — неотличимые друг от друга, мрачные, унылые районы-кварталы. Хрущевские и брежневские микрорайоны прославились на весь мир как символ депрессивной жизни. О них шутят, делают мемы, а иногда даже поют (достаточно загуглить «русский постпанк» или (post)soviet post-punk), но зачастую забывают, что панельки — заслуженно героическая страница нашей истории, когда бóльшая часть населения страны наконец обрела свой собственный дом.
 
Возвращение к «излишествам»
Где искать в Москве: Дом правительства (Белый дом), Московский дворец молодежи, здание Президиума РАН («Мозги»)
Loading...
Источник: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
21 августа 1968 года советские танки вошли в Прагу и поставили крест на мечте о «социализме с человеческим лицом». Оттепель сменилась застоем. Под надзором секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова режим закручивал гайки, вера в коммунизм сходила на нет, а идеология превратилась в формальность. Страна словно оказалась в болоте. Архитектура быстро подстроилась под этот настрой: советский модернизм «потяжелел», словно пытаясь вернуться к монументальности сталинских времен. Это особенно хорошо заметно в государственных проектах — зданиях различных ведомств. По иронии судьбы многие из этих проектов закончили незадолго до падения СССР, и те в результате оказались бесполезны, поскольку были мало приспособлены к дикому капитализму лихих девяностых. 
Одним из ярких примеров «тяжелого» модернизма стал Дом правительства, или Белый дом. Архитектор Дмитрий Чечулин задумал его в 1965 году как штаб «Аэрофлота» и памятник авиаторам. Строительство растянулось на 15 лет, а к моменту завершения здание отдали Верховному Совету СССР. В архитектуре чувствуется нерешительная попытка нащупать баланс между «манией величия» сталинского ампира и легкостью модернизма. Результат вышел невнятным: не гуманно, но и не торжественно и даже не грозно. В 1993 году Белый дом попал в хронику новейшей истории, когда во время политического кризиса его обстреливали из танков. Кадры с пробитыми фасадами и дымом над крышей стали одной из самых узнаваемых картинок лихих девяностых.
У Московского дворца молодежи (МДМ) на «Фрунзенской» — еще одного компромисса между сталинскими и модернистскими мотивами — почти трагикомичная судьба. Задуманный и спроектированный как центр для советской молодежи, он больше напоминал мавзолей, нежели площадку для активной жизни. Яков Белопольский, Михаил Посохин, М. Беленя и Владимир Хавин заложили фундамент в 1982 году, однако МДМ открыл свои двери лишь в 1988-м, когда СССР уже трещал по швам. К тому моменту целевая аудитория давно повзрослела, а к 1990-м вместо секций и кружков здание заполнили офисы, букмекерские конторы и турфирмы. В начале 2000-х в МДМ открыли кинотеатр, а позже — сцену для мюзиклов. В 2014 году зал пришлось даже расширить под «Призрака оперы».
Еще одним памятником эпохи стало здание Президиума РАН, или в народе «Мозги». Громада на Воробьевых горах, увенчанная причудливой золотисто-медной конструкцией, — настоящий долгострой. Заложенное в 1973 году здание по проекту группы архитекторов во главе с Михаилом Миллионщиковым закончили только к 1991 году. На момент открытия ни Советского Союза, ни прежней науки уже не существовало. Лаборатории в новых стенах так и не появились — здание оказалось непригодным для их размещения. В итоге помещения отдали гуманитарным институтам, а часть площадей начали сдавать в аренду, так что в коридорах легко можно было встретить бандитов или проституток. Кстати, в 1990-е «Мозги» даже охраняли милиционеры.
Советский модернизм оказался больше, чем просто архитектурой. В каждом здании читается история страны, которая искала баланс между грандиозностью и функциональностью, идеологией и практичностью. Отголоски этих поисков слышны по сей день — типовые панельки есть в любом городе постсоветского пространства, а в больших городах можно найти и авторские, индивидуальные проекты. И пускай далеко не всегда архитектура советского модернизма бросается в глаза, именно она стала привычным фоном нашей жизни.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.