Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о русском узорочье и о том, где в Москве (и не только) найти образцы этого пышного и подчеркнуто декоративного стиля.
Расцвет узорочья пришелся на вторую половину XVI—XVII век, когда Россия, преодолев Смуту, победоносно укрепляла свое вновь обретенное могущество. Возникшие в то время особенности — подход к формам зданий, их украшение — и сегодня воспринимаются как яркие символы русской культуры, причем и в нашей стране, и за рубежом. Это, вне всякого сомнения, последний яркий всплеск исконно русского зодчества: именно в храмах и палатах XVII века сохранился дух изначальной России, пока еще не до конца реформированной на западный манер. И все же, несмотря на свою самобытность, именно узорочье стало первым шагом в сторону европейских веяний.
Итальянские формы с русской душой Где искать: церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве, Спасская башня Московского Кремля
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках в Москве
Источник: Sachkv / Wiki
Спасская башня Московского Кремля
Источник: Сергей Бобылев / ТАСС
Хотя Смута осталась позади и династия Романовых укрепилась на престоле, последствия борьбы ощущались еще довольно долго. После 15 лет хаоса страна медленно восстанавливалась, и так же постепенно возобновлялись традиции каменного строительства.
По уже сложившейся традиции возводить здания приглашали иностранных мастеров, особенно итальянцев. В результате в Россию проникли новые европейские стили — в первую очередь маньеризм. Вычурные и эмоциональные формы неожиданно оказались созвучны русской архитектуре XVII века. Впрочем, заказчики не желали отказываться от национальных традиций, а потому итальянский декор лишь дополнял привычные русские формы, делая их более пышными и экспрессивными. Именно из этого сочетания русского и итальянского выросли два архитектурных стиля — узорочье в 1630-х и нарышкинский стиль в 1680-х.
В тот же период в Кремле появилась надстройка над Спасской башней — небольшая, но значимая деталь, которая оказала значительное влияние на зодчество в России. А все благодаря колоколам от курантов. Появилась прежде невиданная в России форма: русская православная колокольня возвышалась над основным корпусом храма. И надо сказать, что вообще-то такое решение относится к западноевропейской традиции, но никак не к русско-византийской. С тех пор церковная колокольня навсегда стала частью русского пейзажа. Отличает надстройку и шатровая кровля, уходящая корнями еще в дохристианское славянское зодчество и вновь ставшая популярной в XVII веке.
Применение шатровой кровли можно заметить и в другом великолепном храме в стиле узорочье — церкви Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1626), построенной ярославскими купцами в Китай-городе. Богато убранный, со множеством декоративных элементов, этот храм — один из ярчайших образцов узорочья. А еще здесь имеется стоящая отдельно от основного тела храма та самая «русская колокольня» — позаимствованный из европейской традиции элемент.
«Госзаказ», изразцы и реформы Никона Где искать: Теремной дворец Московского Кремля, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря в Истре, Московская обл.
Теремной дворец Московского Кремля
Источник: Kremlin.ru / Wiki
Источник: Vladimir Nesterenko / Wiki
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове
Источник: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове
Источник: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
Во время правления Алексея Михайловича (1645–1676) каменное строительство в России набрало обороты и превзошло масштабы предыдущих столетий. Новые здания строились повсеместно, появлялись региональные архитектурные школы, при этом, однако, архитектурное лидерство сохранялось за Москвой. В XVII веке началось и освоение Сибири, однако там архитектура оставалась в основном деревянной — местных традиций каменного зодчества в этих землях не существовало.
Узорочье тоже развивалось, причем в этом стиле строили и светские здания, такие как Теремной дворец Московского Кремля (1635–1636). Этот «волшебный ларец» сегодня не так-то легко заметить — дворец спрятан среди других зданий кремлевского ансамбля.
В Москве, где строительство приобрело невероятные масштабы, важную роль играл царский «госзаказ». И здесь во главе угла стояли и качество, и красота. Кроме того, в русскую архитектуру XVII века вошли изразцы, которые вскоре уже воспринимались как исконные. Пожалуй, одним из самых ярких примеров «новой извечной» декоративности может служить храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове (1671–1679).
Знаковую роль в развитии узорочья сыграл патриарх Никон. Влиятельный реформатор, он проводил преобразования по византийским образцам, что привело к великому церковному расколу и появлению старообрядцев, не принявших нововведения. Главным детищем Никона стал основанный в 1656 году Новый Иерусалим — грандиозный храмовый комплекс под Москвой. Воскресенский собор — главная постройка ансамбля — был спроектирован по обмерам настоящего храма Гроба Господня в Иерусалиме и стал его своеобразной копией. Так что название Новый Иерусалим совсем не случайно. Белые стены храма украшены яркими изразцами работы польских и белорусских мастеров, приглашенных Никоном. После окончания строительства мастеров перевели в Оружейную палату Кремля — еще одну архитектурную жемчужину России. Постепенно искусство изразца распространилось по всей стране.
Не только Москва: региональные течения и новая элита Где искать: церковь Николы Мокрого в Ярославле, Митрополичий двор в Ростове Великом
Церковь Николы Мокрого в Ярославле
Источник: Blooming soul / Wiki
Митрополичий двор в Ростове Великом
Источник: Ludvig14 / Wiki
После похода Ивана Грозного в 1570 году на Великий Новгород исчезли последние самостоятельные региональные архитектурные школы XVI века — новгородская и псковская. Однако после Смуты местные традиции зодчества начали возрождаться. И первым городом, где сформировалась собственная архитектурная школа в XVII веке, стал Ярославль. Дело в том, что город избежал разрушений и вооруженных конфликтов, а потому смог сохранить свое богатство и влияние и постепенно превратился в один из главных торговых центров на Волге.
Одним из хрестоматийных примеров ярославского ответвления узорочья стала церковь Николы Мокрого (1665–1672), построенная на средства купцов и горожан. В целом же узорочье всегда отражало вкусы новой прослойки элиты — бояр и купечества. Жертвуя деньги на нужды церкви (в том числе строительные), они не только выражали благочестие, но и демонстрировали свое положение в обществе. Ярославские храмы во многом даже выше, монументальнее и пышнее московских. Местные мастера зачастую проектировали крыльца и шатровые конструкции, добавляя зданиям торжественности.
Еще одна знаковая для ярославской школы постройка — ансамбль Митрополичьего двора в Ростове Великом (1680-е), построенный по инициативе митрополита Ионы Сысоевича. Этот комплекс, известный как Ростовский кремль, по масштабу почти не уступает знаменитому Новому Иерусалиму. Мощные стены и башни добавляют сходства с крепостью, хотя это всегда была исключительно митрополичья резиденция. Уникальность комплекса — в его масштабности, отсылках к архитектуре XVI века и редких архитектурных решениях. Ансамбль Митрополичьего двора — пример того, как обеспеченный, образованный и амбициозный заказчик может создать настоящий шедевр.
Русский Север Где искать: Николо-Вяжищский монастырь в Новгородской области, Гостиные дворы в Архангельске, Поганкины палаты в Пскове
Николо-Вяжищский монастырь в Новгородской области
Источник: Aniacra / Wiki
Гостиные дворы в Архангельске
Источник: Macs24 / Wiki
Поганкины палаты в Пскове
Источник: A. Savin / Wiki
Во второй половине XVII века на Русском Севере, где традиционно строили из дерева, начало активно развиваться каменное строительство. Новгород, Псков, Каргополь, Великий Устюг, Урал и Западная Сибирь — везде появлялись каменные храмы и монастыри, закладывая основу для новых региональных школ. В архитектуре Русского Севера того времени местные традиции сочетались со столичными и даже заграничными веяниями, и в результате каждая постройка не просто уникальна, она настоящая жемчужина зодчества.
Пожалуй, один из самых ярких примеров каменного зодчества этого периода — основательно перестроенный во второй половине XVII века Николо-Вяжищский монастырь в Новгородской области. Его Никольский собор (он же Соборная церковь, 1685) и церковь Иоанна Богослова с трапезной церковью Вознесения Господня (1694–1708) стали одними из самых монументальных каменных построек за долгое время. Мастера явно хотели показать себя: вход в собор украшен лестницами с шатровыми крыльцами, а церковь сплошь покрыта изразцами, что делает ее настоящим архитектурным украшением.
Еще одним значимым городом в XVII веке стал Архангельск — главный порт России и важный торговый центр. Здесь во второй половине XVII века возвели гостиные дворы, причем по прямому заказу царя, с участием иностранного инженера Матиса Анцина и русских мастеров. До наших дней сохранились только часть западного корпуса и одна башня.
В Пскове сохранились Поганкины палаты (1679) — пример жилой архитектуры XVII века. Это строгое, функциональное здание без декоративных излишеств было построено богатым купцом как жилой дом и производственное помещение.
Хотя русское узорочье и ушло вместе с XVII веком, оно, конечно же, не исчезло бесследно. Его силуэты, по-прежнему заметные в сердце Москвы и на старинных улочках Ярославля, напоминают, что архитектура может быть не только защитой, но и торжеством. Узорочье стало частью образа России — яркой, самобытной и не боящейся показать себя миру.