Москва архитектурная: русский стиль

  • Места

  • 24.2.2025 в 12:28
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. В конце XIX века в России вновь возник интерес к исконно русскому зодчеству — так родился «русский», а точнее псевдорусский стиль, стремившийся возродить национальное зодчество после его фактического исчезновения с приходом Петра I. 

Многовековое европейское влияние в культуре радикально изменило облик страны. Несколько столетий российская архитектура подражала исключительно европейским образцам, полностью разорвав связи с древним наследием. Некоторые русские города стали неотличимы от французских, шведских или немецких. Но на рубеже XIX и XX веков архитекторы наконец снова обратились к своим культурным корням в попытке поставить вопрос: «Что значит быть русским?».
Loading...
Саввинское подворье, 1907, архитектор И. С. Кузнецов
Нации как идея
Псевдорусский, или русский стиль, возник в России в середине XIX века на фоне поиска национальной идентичности в Европе. Одновременно во многих странах активно развивалась архитектура, отражающая «дух нации». Интересно, что понятия «народ» и «нация» тогда были относительно новыми. Большинство современных национальных государств Европы появилось на руинах более крупных империй лишь в середине XIX века. Например, привычное сегодня понятие «Германия» или «немецкий народ» обрело смысл всего 150 лет назад.
В Российской империи для славянского населения важнее была религиозная принадлежность, чем этнонимы. Люди осознавали себя, в первую очередь, православными. Однако модернизация требовала объединить многонациональное население под общим самоназванием. Так постепенно вошло в оборот понятие «русские».
Loading...
Дом купца Игумнова, 1907 год, архитекторы  Н. И. Поздеев, И. И. Поздеев, П. С. Бойцов. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Свою роль в утверждении народной идентичности сыграла поздняя династия Романовых. Будучи скорее немцами по крови, последние два царя активно поддерживали русские традиции и фольклор. Национальная идея в архитектуре вдохновила русских зодчих  искать свои корни. Точно также поступали и их европейские коллеги — процесс был общим для всего континента. Стремление к «русскости» возникло на фоне влияния Запада, где к концу XIX века уже сформировались свои национальные стили, особенно в Англии и Франции. Русские зодчие искали способы показать, что и Россия может предложить что-то уникальное. Историк Эрик Хобсбаум отмечал, что архитектурные стили помогали создать несуществующие образы древности, чтобы сплотить людей и придать их истории героический ореол. 
Эволюция русского стиля прошла три этапа: русско-византийский, классический русский и неорусский. Каждый из них имел свои особенности и по-своему отражал развитие страны в те годы.
Третий Рим
Русско-византийский стиль стал первым этапом псевдорусского направления, открыв вопрос о национальной самобытности в архитектуре под руководством Николая I. Направление отражало имперскую идентичность России как наследницы Византии и воплощало знаменитую концепцию «Москва — третий Рим, а четвертому не бывать». Архитекторы следовали знаменитой уваровской формуле: «Православие, самодержавие, народность».
Но эстетическими корнями в этом случае было не столько славянское наследие, сколько греко-византийское, отсюда характерные формы окон и элементы декора.
Loading...
Храм Христа Спасителя, 1860 год (восстановлен в 1999 году), архитектор К. А. Тон. Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк Лори
В Москве можно увидеть два главных примера византийского стиля, построенных по проектам одного и того же архитектора – Константина Андреевича Тона: Храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Храм строили в честь триумфальной победы над Наполеоном; проектирование началось еще при Александре I, а возведение завершилось при Николае I, что символизировало преемственность власти.
Большой Кремлёвский дворец вырос на месте старого дворца Ивана III как символ возрождения Москвы после нашествия Наполеона. Внутренняя планировка насчитывает 700 помещений, включая парадные залы и царские покои, сегодня это официальная резиденция президента Российской Федерации и важный национальный символ. Оба проекта имеют сходство со средневековыми сооружениями Греции, Болгарии и других осколков православной Византии.
Loading...
Большой Кремлевский дворец, 1849 год, архитектор К. А. Тон. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Зрелый русский стиль
Полноценная, развитая форма стала вторым этапом русского стиля и его самым «исконным» направлением, вдохновленным древнерусским зодчеством. Оно сформировалось на волне либеральных реформ Александра II, хотя сам император больше тянулся к греко-византийским традициям. Стиль активно развивался благодаря московской элите и купечеству, стремившемуся усилить национальную идею и поддержать отечественное производство.
Loading...
Государственный исторический музей, 1883 год, архитектор В. И. Шервуд. Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Славянофильские идеи начали проникать в высшее общество, отражаясь в популярности крестьянской эстетики. В 1870-х годах знания о древнерусском зодчестве были скромными, но к 1890-м значительно возросли, и с поддержкой царя-славянофила Александра III стиль утвердился по сути в качестве официального, укрепляя националистические настроения в немалой части общества. К этому времени древнерусское архитектурное наследие было уже неплохо изучено и детально перенесено в современные реалии. 
Loading...
Верхние торговые ряды (с 1921 года – ГУМ), 1893 год, архитектор А. Н. Померанцев. Фото: Мария Кылосова / Фотобанк Лори
Неорусский стиль как поздний этап
Русский стиль с приставкой «нео» появился как реакция на кризис классического русского стиля, который уже не соответствовал современным требованиям. Архитекторам было сложно использовать древнерусские элементы для строительства зданий нового типа, таких как вокзалы и доходные дома. Наследие допетровского периода, состоявшее в основном из небольших храмов и крепостей, часто не могло быть применено к реалиям эпохи.
Loading...
Дом Перцовой, 1908 год, архитектор Н. К. Жуков. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
В этой ситуации неорусский стиль стал попыткой вдохнуть в традиционные формы новую жизнь, сохраняя верность корням. 
В поисках нового направления архитекторы начали заимствовать идеи европейского модерна и свободно цитировать исторические элементы, отказываясь от буквального копирования в пользу «творческого переосмысления» архитектурного наследия. 
Loading...
Казанский вокзал, 1913 год, архитектор А. В. Щусев. Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк Лори
Русский стиль в архитектуре завершился с Октябрьской революцией. Советская архитектура, как и современная постсоветская, за редким исключением, снова пошли по международному пути. Хотя зданий в русском стиле на территории России не так уж и много, им удалось придать Москве и другим городам более самобытный облик и напомнить людям о наших культурных истоках.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.