Москва архитектурная: от СССР до наших дней

  • Места

  • 11.3.2025 в 10:20
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. Сегодня речь пойдет о тенденциях в отечественной архитектуре XX–XXI веков. Проследить их все можно на примере Москвы. Так что «Москвичка» советует отправиться в путешествие по городу в первый же погожий денек. А еще — обязательно дождаться следующих материалов из «архитектурного» цикла, потому что каждый из упоминаемых в этой статье стилей заслуживает особого внимания.

С конца XIX столетия ритм жизни в нашей стране, как и во всем мире, непрерывно ускорялся. Промышленная революция, электрификация, развитие авиации и медицины, появление новых средств связи, механизация сельского хозяйства и производства — все это усиливало приток людей в города. Чем больше людей, тем насущнее вопросы, связанные с жильем. А потому возник запрос на принципиально новые подходы к строительству — в первую очередь на многоэтажные дома. Архитекторы, как и прежде, старались уловить дух эпохи, однако теперь бежать нужно было вдвое быстрее. Чтобы отвечать требованиям времени, архитектурные стили менялись каждые 15–20 лет, а не один–два раза в столетие.
 
Конструктивизм
Loading...
Когда: 1921–1935
Как узнать: строгие геометрические формы, открытые конструкции, большие окна, плоские крыши, использование бетона и металла; здания, такие как дома-коммуны и фабрики, стали символами индустриального прогресса и новых жизненных стандартов.
Где искать в Москве: Шуховская башня (1922), здание Наркомфина (1929), Дом культуры им. Русакова (1929), Хлебозавод № 9 (1934)
После революции 1917 года молодая советская власть провозгласила новые времена, а новые времена, как известно, требуют новой культуры и архитектуры. Появившийся в 1920-е советский конструктивизм был частью модернистской волны в Европе и стал воплощением представлений о прекрасном мире будущего, где нет места неравенству. Чтобы этого достичь, конечно же, следовало порвать с традициями и поставить во главу угла функциональность.
 
Сталинская архитектура
Loading...
Когда: 1932–1955
Как узнать: градостроительный подход: дома стали строить целыми улицами и кварталами, пышные фасады, колонны, арки, купола и скульптуры, элементы классицизма и барокко с декоративной отделкой; преобладали масштабные постройки — дворцы культуры, административные здания и жилые комплексы, символизирующие новую эру и мощь государства.
Где искать в Москве: Библиотека им. Ленина (1929–1958), павильоны ВДНХ (1937–1954), Центральный театр Красной Армии (1940), сталинские высотки (1946–1954)
На смену предельно функциональному конструктивизму пришли куда более внушительно выглядевшие здания. Застройка 1930–1950-х отличалась монументальностью и обращением к античному наследию — классической архитектуре, которая господствовала в России до революции. Архитекторы сталинских времен стремились через уже знакомые образы подчеркнуть могущество и силу Советского государства и указать на преемственность традиций.
 
Советский модернизм 
Loading...
Когда: 1955–1991
Как узнать: простые формы, гладкие фасады, использование стекла и бетона (реже — бежевого кирпича) в оформлении; здания часто строили из типовых бетонных элементов; эстетике уделяли мало внимания, так что постройки этого периода формируют известный по многочисленным мемам «депрессивный постсоветский пейзаж».
Где искать в Москве: типовые серии пятиэтажных хрущевок любых модификаций (1956—1980-е), Дворец пионеров на Воробьевых горах (1961), ансамбль Нового Арбата (1961–1968), типовая жилая серия П-44 (1978–2001)
Советский модернизм — те самые районы-кварталы, о которых пела группа «Звери». Этот стиль охватил три десятилетия — с 1960-х по 1980-е. Найти такие постройки можно на всем постсоветском пространстве. В первую очередь это типовое жилье, то есть хрущевки и панельки. Своим появлением они во многом обязаны Никите Сергеевичу Хрущеву.
Пришедший на смену Сталину Хрущев отверг помпезные — и недешевые в возведении — дома. Здесь надо напомнить, что на долю Никиты Сергеевича выпало решение давно назревшего жилищного кризиса: бóльшая часть населения ютилась в бараках и коммуналках. Чтобы преодолеть его, требовалось найти способы строить быстро и дешево, и здесь на помощь пришли позабытые за годы сталинизма модернистские идеи, пусть и в более сдержанной форме. Генсек с задачей справился: в 1960–1970-е многие из тех, кто остро нуждался в жилье, его получили — пусть маленькое, зато свое.
 
Брутализм
Loading...
Когда: 1970–1985
Как узнать: демонстративно необработанный бетон, грубая отделка, массивные формы, открытая демонстрация конструктивных элементов и структуры здания.
Где искать в Москве: ЖК «Лебедь» (1973), дом авиаторов на Беговой (1978), микрорайон Северное Чертаново (1982), дом атомщиков на Тульской (1986) 
Брутализм — одно из наиболее экстремальных и ярких ответвлений советского модернизма. Его отличают суровые формы, необработанный бетон и резкие силуэты. Постройки в этом стиле открыто демонстрировали конструктивные элементы, превращая их в выразительные художественные акценты, что придавало зданиям драматизм и монументальность.
 
Лужковская архитектура (лужковщина)
Loading...
Когда: 1992–2010
Как узнать: сочетание несочетаемого, яркое и гротескное смешение «осовремененных» исторических стилей (башенки, арки, упрощенные капители и карнизы), дешевые стройматериалы, полное безразличие к окружающему пространству.
Где искать в Москве: ТЦ «Наутилус» (1998), БЦ «Риверсайд тауерс» на Павелецкой (1998), дом-яйцо (2002), театр Et Cetera (2005)
1990-е и начало 2000-х в России были действительно лихим временем, породившим весьма специфическую, «дикую» архитектуру. Китчевая и аляпистая, она захватывала города и получала самые разные имена. Например, в Москве этот стиль (если, конечно, это вообще можно назвать стилем) прозвали лужковщиной.
Здания выделялись кричащим обликом — их владельцы изо всех сил стремились продемонстрировать свой статус (зачастую в ущерб вкусу). Модный тогда постмодернизм — игра с формами и смыслами — часто сводился к нелепым проектам. Здесь восхищение имперской Россией (колонны, декор, башенки) сочеталось с подражанием западному модернизму и желанием сделать дорого за дешево. В результате как грибы после дождя появлялись причудливые гибриды: офисные «стекляшки» с колоннами в неожиданных местах или же обшитые сайдингом и сверкающие стеклопакетами якобы классические здания.
 
Эра Собянина
Loading...
Когда: 2015 — по настоящее время
Как узнать: сдержанные здания высокого качества, зачастую спроектированные с хорошим вкусом и достаточно аккуратно встроенные в историческое окружение; гигантские жилые комплексы на периферии; особое внимание к благоустройству парков, дворов и мощению улиц, ограничения для частного автотранспорта и парковки.
Где искать в Москве: ЖК «Зиларт» (с 2013), парк «Зарядье» (2017), ЖК «Царская площадь» (2019), квартал «ВТБ Арена Парк» (2020), ЖК «Митинский лес» (с 2025)
В 2010-е российская архитектура наконец отошла от лужковщины и схожих стилей и стала строже и сдержаннее. Теперь постройки чаще всего были нейтральными и в определенной степени гармонировали с окружающей городской средой. В Москве эти изменения совпали с правлением мэра Собянина. Город начали воспринимать не только как массу жилых и нежилых помещений, но и как пространство для жизни. Одним из приоритетов стало благоустройство парков, скверов, пешеходных зон и улиц, что, впрочем, сочеталось с возведением «человейников» на окраинах. Ведь чем привлекательнее и удобнее город, тем больше людей хочет в нем жить, а значит, нужно строить жилье — желательно быстро и недорого. И кажется, мы это уже где-то видели.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.