Москва архитектурная: модерн

  • Места

  • 03.03.2025 в 12:42
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о модерне. На рубеже XIX и XX веков слово «модерн» символизировало не просто новую эпоху, а настоящую революцию во всех сферах жизни. 

Термин, буквально означающий «современный», стал определением для всего нового и радикального — от научных достижений до искусства, и в итоге закрепился как название одного из самых ярких архитектурных стилей. Рубеж веков в Москве стал эпохой бурного экономического взлета и зарождения русского капитализма. Общественный вкус находился под влиянием нового класса, прежде в России неизвестного, — буржуазии.  
&#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: &#x42e;&#x43b;&#x438;&#x44f; &#x418;&#x432;&#x430;&#x43d;&#x43a;&#x43e;, <a href="https://www.mos.ru/">Mos.ru</a>

Фото: Юлия Иванко, Mos.ru

Век изобретений
Модерн возник под влиянием технических и научных новшеств — таких как пароходы, телефоны, радио, кино, и пересмотра устаревших архитектурных решений. В конце XIX века человечество вступило в период стремительного научного прогресса, навсегда изменившего нашу жизнь. Эпоха модерна отражала эти перемены. Развитие инженерной мысли привнесло в изначально классическую европейскую архитектуру невиданные ранее конструктивные и эстетические приемы. Пространства нового типа нуждались в прогрессивной, куда более гибкой эстетике, чем строгие портики с колоннами. Так появился новый, необузданный в художественных замыслах стиль. Несмотря на огромное разнообразие, у модерна есть несколько характерных черт: это отказ от античной симметрии и ордерной системы, тяга к плавным линиям и формам, а также изобилие декоративных элементов — особенно кованых деталей, росписей и майоликовых мозаик. В отличие от строгих, однообразных классических фасадов, по внешнему облику зданий в стиле модерн легко можно понять ту или иную функцию строения. 
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x42f;&#x440;&#x43e;&#x441;&#x43b;&#x430;&#x432;&#x441;&#x43a;&#x438;&#x439; &#x432;&#x43e;&#x43a;&#x437;&#x430;&#x43b;, 1904 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x424;. &#x41e;. &#x428;&#x435;&#x445;&#x442;&#x435;&#x43b;&#x44c;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x410;&#x43b;&#x435;&#x43a;&#x441;&#x430;&#x43d;&#x434;&#x440; &#x429;&#x435;&#x43f;&#x438;&#x43d; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Ярославский вокзал, 1904 год, архитектор Ф. О. Шехтель. Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Парижская выставка 1900 года способствовала распространению нового европейского веяния среди русских промышленников и магнатов. Москва в ту эпоху превратилась в центр экономического роста с развитой инфраструктурой: трамвайные пути изменили облик города, сохранявшего патриархально-купеческий дух. Особняки теперь строились не только дворянами, но и состоятельными промышленниками, такими как купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин и предприниматели и меценаты Савва Тимофеевич Морозов и Савва Иванович Мамонтов, которые создавали культурные сообщества и способствовали развитию модерна. Архитекторы Лев Николаевич Кекушев и Федор Осипович Шехтель стали лидерами нового течения, оставив множество знаковых построек.
Другие церкви
В эпоху русского модерна интерес к западным веяниям сочетался с уважением к местным традициям и религиозности. Это стремление к новизне не обошло стороной и церковное строительство. Храмы стали ярким примером того, как модерн впитал в себя культурные коды России, не отказываясь при этом от современных тенденций. В результате появились не только уникальные архитектурные формы, но и глубокая духовная связь с традициями. Церкви в стиле модерн не просто служили религиозным целям, но и отражали новаторский дух стиля, открывая новые горизонты для восприятия культовой архитектуры в стране.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x41f;&#x43e;&#x43a;&#x440;&#x43e;&#x432;&#x441;&#x43a;&#x430;&#x44f; &#x446;&#x435;&#x440;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x44c; &#x432; &#x41c;&#x430;&#x43b;&#x43e;&#x43c; &#x413;&#x430;&#x432;&#x440;&#x438;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x43e;&#x43c; &#x43f;&#x435;&#x440;&#x435;&#x443;&#x43b;&#x43a;&#x435;, 1911 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x418;. &#x415;. &#x411;&#x43e;&#x43d;&#x434;&#x430;&#x440;&#x435;&#x43d;&#x43a;&#x43e;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x41c;&#x438;&#x445;&#x430;&#x438;&#x43b; &#x412;&#x43e;&#x440;&#x43e;&#x436;&#x446;&#x43e;&#x432; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Покровская церковь в Малом Гавриковом переулке, 1911 год, архитектор И. Е. Бондаренко. Фото: Михаил Ворожцов / Фотобанк Лори

Особняки в духе времени
Московские особняки в стиле модерн олицетворяли растущий класс буржуазии в России, стремившийся налаживать отношения с властью. Однако политическая элита, состоявшая в основном из аристократии, и царь Николай II, славянофил и традиционалист, сдержанно относились к этой идее, несмотря на усилия графа Сергея Юльевича Витте.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x41e;&#x441;&#x43e;&#x431;&#x43d;&#x44f;&#x43a; &#x412;. &#x414;. &#x41d;&#x43e;&#x441;&#x43e;&#x432;&#x430;, 1903 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x41b;. &#x41d;. &#x41a;&#x435;&#x43a;&#x443;&#x448;&#x435;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(141,144,150);font-family:&quot;Golos Text&quot;, Arial, sans-serif;">&#x41c;. &#x414;&#x435;&#x43d;&#x438;&#x441;&#x43e;&#x432;&#x430;, </span><a href="https://www.mos.ru/"><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(141,144,150);font-family:&quot;Golos Text&quot;, Arial, sans-serif;">Mos.ru</span></a>

Особняк В. Д. Носова, 1903 год, архитектор Л. Н. Кекушев. Фото: М. Денисова, Mos.ru

В условиях разногласий с властью буржуазия ощутила себя в оппозиции, начала склоняться к оппозиционным царю западническим настроениям. Стремление к буржуазно-европейскому образу жизни нашло свое отражение в стиле модерн, который резко противопоставлялся традициям аристократического дворянства.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x41e;&#x441;&#x43e;&#x431;&#x43d;&#x44f;&#x43a; &#x421;. &#x41f;. &#x420;&#x44f;&#x431;&#x443;&#x448;&#x438;&#x43d;&#x441;&#x43a;&#x43e;&#x433;&#x43e;, 1902 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x424;. &#x41e;. &#x428;&#x435;&#x445;&#x442;&#x435;&#x43b;&#x44c;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#xa9; Baturina Yuliya / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Особняк С. П. Рябушинского, 1902 год, архитектор Ф. О. Шехтель. Фото: © Baturina Yuliya / Фотобанк Лори

Отели и доходные дома нового поколения
Появление стиля модерн было во многом обусловлено ограничениями классической архитектуры, которая не могла быстро адаптироваться к новым потребностям времени. Эпоха Возрождения оставила после себя строгие каноны, но с развитием общества возникли новые типы зданий, требующие прорывных подходов. В этом контексте многофункциональные отели стали катализатором модерна, открыв новые горизонты в архитектуре. Крупномасштабные отели не только изменили облик городов, но и стали символом перехода к более динамичным и многообразным архитектурным формам.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x413;&#x43e;&#x441;&#x442;&#x438;&#x43d;&#x438;&#x446;&#x430; &#x201c;&#x41c;&#x435;&#x442;&#x440;&#x43e;&#x43f;&#x43e;&#x43b;&#x44c;&#x201d;, 1907 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440;&#x44b; &#x41b;. &#x41d;. &#x41a;&#x435;&#x43a;&#x443;&#x448;&#x435;&#x432;, &#x412;. &#x424;. &#x412;&#x430;&#x43b;&#x44c;&#x43a;&#x43e;&#x442;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x410;&#x43b;&#x451;&#x448;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x41e;&#x43a;&#x441;&#x430;&#x43d;&#x430; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Гостиница “Метрополь”, 1907 год, архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот. Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

В конце XIX — начале XX века доходные дома начали испытывать влияние модерна, несмотря на преобладание поздней классики и эклектики. Западные тенденции постепенно проникали в архитектуру этих зданий, привнося новые идеи и детали, которые начали менять их облик и функциональность.
Быстрый закат стиля модерн
Русский модерн ярко вспыхнул, но вскоре угас, оставив лишь мимолетный след в истории архитектуры. Социально-экономические перемены начала XX века сделали роскошь недопустимой, что подтолкнуло архитекторов к стремлению к эффективности и сдержанности в дизайне.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x445;&#x43e;&#x434;&#x43d;&#x44b;&#x439; &#x434;&#x43e;&#x43c; &#x418;. &#x41f;. &#x418;&#x441;&#x430;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x430;, 1906 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x41b;. &#x41d;. &#x41a;&#x435;&#x43a;&#x443;&#x448;&#x435;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">E. O. / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Доходный дом И. П. Исакова, 1906 год, архитектор Л. Н. Кекушев. Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Чрезмерная популярность стиля в течение короткого периода вызвала интеллектуальную усталость в архитектурной среде, и интерес к модерну стал угасать. Им попросту “объелись”.  Русско-японская война, общественные волнения и недовольство богачами привели к вынужденной скромности в архитектуре. Поздний модерн, с акцентом на утилитарность, стал основой для функционализма и модернизма в Европе, оказав влияние в том числе и на советский авангард. А через него — на всю архитектуру последующих десятилетий, включая те здания, что строятся прямо сейчас.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.