Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о модерне. На рубеже XIX и XX веков слово «модерн» символизировало не просто новую эпоху, а настоящую революцию во всех сферах жизни.
Термин, буквально означающий «современный», стал определением для всего нового и радикального — от научных достижений до искусства, и в итоге закрепился как название одного из самых ярких архитектурных стилей. Рубеж веков в Москве стал эпохой бурного экономического взлета и зарождения русского капитализма. Общественный вкус находился под влиянием нового класса, прежде в России неизвестного, — буржуазии.
Модерн возник под влиянием технических и научных новшеств — таких как пароходы, телефоны, радио, кино, и пересмотра устаревших архитектурных решений. В конце XIX века человечество вступило в период стремительного научного прогресса, навсегда изменившего нашу жизнь. Эпоха модерна отражала эти перемены. Развитие инженерной мысли привнесло в изначально классическую европейскую архитектуру невиданные ранее конструктивные и эстетические приемы. Пространства нового типа нуждались в прогрессивной, куда более гибкой эстетике, чем строгие портики с колоннами. Так появился новый, необузданный в художественных замыслах стиль. Несмотря на огромное разнообразие, у модерна есть несколько характерных черт: это отказ от античной симметрии и ордерной системы, тяга к плавным линиям и формам, а также изобилие декоративных элементов — особенно кованых деталей, росписей и майоликовых мозаик. В отличие от строгих, однообразных классических фасадов, по внешнему облику зданий в стиле модерн легко можно понять ту или иную функцию строения.
Ярославский вокзал, 1904 год, архитектор Ф. О. Шехтель. Фото: Александр Щепин / Фотобанк Лори
Парижская выставка 1900 года способствовала распространению нового европейского веяния среди русских промышленников и магнатов. Москва в ту эпоху превратилась в центр экономического роста с развитой инфраструктурой: трамвайные пути изменили облик города, сохранявшего патриархально-купеческий дух. Особняки теперь строились не только дворянами, но и состоятельными промышленниками, такими как купец и коллекционер Сергей Иванович Щукин и предприниматели и меценаты Савва Тимофеевич Морозов и Савва Иванович Мамонтов, которые создавали культурные сообщества и способствовали развитию модерна. Архитекторы Лев Николаевич Кекушев и Федор Осипович Шехтель стали лидерами нового течения, оставив множество знаковых построек.
Другие церкви
В эпоху русского модерна интерес к западным веяниям сочетался с уважением к местным традициям и религиозности. Это стремление к новизне не обошло стороной и церковное строительство. Храмы стали ярким примером того, как модерн впитал в себя культурные коды России, не отказываясь при этом от современных тенденций. В результате появились не только уникальные архитектурные формы, но и глубокая духовная связь с традициями. Церкви в стиле модерн не просто служили религиозным целям, но и отражали новаторский дух стиля, открывая новые горизонты для восприятия культовой архитектуры в стране.
Покровская церковь в Малом Гавриковом переулке, 1911 год, архитектор И. Е. Бондаренко. Фото: Михаил Ворожцов / Фотобанк Лори
Особняки в духе времени
Московские особняки в стиле модерн олицетворяли растущий класс буржуазии в России, стремившийся налаживать отношения с властью. Однако политическая элита, состоявшая в основном из аристократии, и царь Николай II, славянофил и традиционалист, сдержанно относились к этой идее, несмотря на усилия графа Сергея Юльевича Витте.
Особняк В. Д. Носова, 1903 год, архитектор Л. Н. Кекушев. Фото: М. Денисова, Mos.ru
В условиях разногласий с властью буржуазия ощутила себя в оппозиции, начала склоняться к оппозиционным царю западническим настроениям. Стремление к буржуазно-европейскому образу жизни нашло свое отражение в стиле модерн, который резко противопоставлялся традициям аристократического дворянства.
Появление стиля модерн было во многом обусловлено ограничениями классической архитектуры, которая не могла быстро адаптироваться к новым потребностям времени. Эпоха Возрождения оставила после себя строгие каноны, но с развитием общества возникли новые типы зданий, требующие прорывных подходов. В этом контексте многофункциональные отели стали катализатором модерна, открыв новые горизонты в архитектуре. Крупномасштабные отели не только изменили облик городов, но и стали символом перехода к более динамичным и многообразным архитектурным формам.
Гостиница “Метрополь”, 1907 год, архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот. Фото: Алёшина Оксана / Фотобанк Лори
В конце XIX — начале XX века доходные дома начали испытывать влияние модерна, несмотря на преобладание поздней классики и эклектики. Западные тенденции постепенно проникали в архитектуру этих зданий, привнося новые идеи и детали, которые начали менять их облик и функциональность.
Быстрый закат стиля модерн
Русский модерн ярко вспыхнул, но вскоре угас, оставив лишь мимолетный след в истории архитектуры. Социально-экономические перемены начала XX века сделали роскошь недопустимой, что подтолкнуло архитекторов к стремлению к эффективности и сдержанности в дизайне.
Доходный дом И. П. Исакова, 1906 год, архитектор Л. Н. Кекушев. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Чрезмерная популярность стиля в течение короткого периода вызвала интеллектуальную усталость в архитектурной среде, и интерес к модерну стал угасать. Им попросту “объелись”. Русско-японская война, общественные волнения и недовольство богачами привели к вынужденной скромности в архитектуре. Поздний модерн, с акцентом на утилитарность, стал основой для функционализма и модернизма в Европе, оказав влияние в том числе и на советский авангард. А через него — на всю архитектуру последующих десятилетий, включая те здания, что строятся прямо сейчас.