Москва архитектурная: конструктивизм

  • Места

  • 17.03.2025 в 11:19
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о конструктивизме. Русский авангард в искусстве и конструктивизм в архитектуре, увы, получал больше признания за границей, чем на родине. К счастью, последние годы в России наблюдается улучшение в этой сфере: всё больше памятников конструктивизма тщательно реконструируют и реставрируют, а искусство раннего СССР – переосмысливают.

<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x428;&#x443;&#x445;&#x43e;&#x432;&#x441;&#x43a;&#x430;&#x44f; &#x431;&#x430;&#x448;&#x43d;&#x44f;, 1922 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x438;&#x43d;&#x436;&#x435;&#x43d;&#x435;&#x440; &#x412;. &#x413;. &#x428;&#x443;&#x445;&#x43e;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x414;&#x43c;&#x438;&#x442;&#x440;&#x438;&#x439; &#x42f;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x43b;&#x435;&#x432; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Шуховская башня, 1922 год, инженер В. Г. Шухов. Фото: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори

Советский конструктивизм господствовал в 1920–1930-х годах. Заложив в основу мировой архитектуры принцип «Ничего лишнего», радикальное течение навсегда изменило облик городов не только в России, но в других странах. Узнать на наших улицах дома того периода можно по нескольким признакам:
·         составная композиция из простых форм;
·         основной материал – бетон;
·         обильное остекление (например, так называемые ленточные окна);
·         отсутствие декора (голые гладкие стены);
·         Крупные объемы, соединенные переходами.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x43c; &#x43a;&#x443;&#x43b;&#x44c;&#x442;&#x443;&#x440;&#x44b; &#x438;&#x43c;. &#x418;. &#x412;. &#x420;&#x443;&#x441;&#x430;&#x43a;&#x43e;&#x432;&#x430;, 1928 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x41a;. &#x421;. &#x41c;&#x435;&#x43b;&#x44c;&#x43d;&#x438;&#x43a;&#x43e;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">E. O. / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Дом культуры им. И. В. Русакова, 1928 год, архитектор К. С. Мельников. Фото: E. O. / Фотобанк Лори

Главные характеристики конструктивизма полностью совпадают со свойствами современных домов. Разница лишь в том, что конструктивизм зародился 100 лет назад, на век опередив свое время. Революционный по духу стиль подвел черту под научно-технической революцией XIX столетия и довел завоевания в области инженерии до абсолюта. Функция встала во главу угла, избавившись «за ненадобностью» от каких-либо следов традиционного зодчества. Отказ от культуры прошлого сделал новую архитектуру универсальной и международной, так как она не имела национальных признаков. Здание, прежде всего, рассматривалось как воплощение практических нужд и не более. Какое-либо «художественное» вмешательство конструктивистами порицалось.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x43c; &#x43a;&#x443;&#x43b;&#x44c;&#x442;&#x443;&#x440;&#x44b; &#x438;&#x43c;. &#x417;&#x443;&#x435;&#x432;&#x430;, 1929 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x418;. &#x410;. &#x413;&#x43e;&#x43b;&#x43e;&#x441;&#x43e;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x412;&#x435;&#x440;&#x43e;&#x43d;&#x438;&#x43a;&#x430; &#x417;&#x430;&#x439;&#x446;&#x435;&#x432;&#x430; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Дом культуры им. Зуева, 1929 год, архитектор И. А. Голосов. Фото: Вероника Зайцева / Фотобанк Лори

Почти все дома XX и XXI века, от хрущевок до офисных «стекляшек», во многом обязаны своим обликом раннесоветскому наследию. Заложенные им принципы и ценности к середине 1950-х годов воплотились в глобальный архитектурный модернизм, в русле которого человечество строит по сей день – от Индии и Бразилии до Москвы и Берлина. 
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x417;&#x434;&#x430;&#x43d;&#x438;&#x435; &#x41d;&#x430;&#x440;&#x43a;&#x43e;&#x43c;&#x437;&#x435;&#x43c;&#x430;, 1933 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x410;. &#x412;. &#x429;&#x443;&#x441;&#x435;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">lana1501 / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Здание Наркомзема, 1933 год, архитектор А. В. Щусев. Фото: lana1501 / Фотобанк Лори

Европа и советский путь
Советские художники и архитекторы авангарда выросли в предреволюционной Российской империи, охваченной имущественным расслоением и накопившимися общественными проблемами. Первая мировая война стала катализатором изменений, приведя сначала к Октябрьской революции, а позже – к разрушительной Гражданской войне. Как свидетели длительной несправедливости и кровопролитий, конструктивисты нередко мечтали о новом мире, где истлевшие традиции прошлого уйдут в небытие, а мир и прогресс наконец восторжествуют.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x417;&#x434;&#x430;&#x43d;&#x438;&#x435; &#x438;&#x437;&#x434;&#x430;&#x442;&#x435;&#x43b;&#x44c;&#x441;&#x442;&#x432;&#x430; &#x433;&#x430;&#x437;&#x435;&#x442;&#x44b; &#x201c;&#x418;&#x437;&#x432;&#x435;&#x441;&#x442;&#x438;&#x44f;&#x201d;, 1927 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x413;. &#x411;. &#x411;&#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x43d;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">lana1501 / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Здание издательства газеты “Известия”, 1927 год, архитектор Г. Б. Бархин. Фото: lana1501 / Фотобанк Лори

Становление советской власти породило своеобразный союз большевиков с архитекторами-конструктивистами, продолжавшийся около 15 лет. Правительство раннего СССР активно поддерживало молодое архитектурное течение, ведь новые строительные методы были дешевым и практичным способом восстановления страны после революций и войн.
Немалая доля построек в новом стиле приходится на новую столицу – Москву. Конструктивисты не были едины в своих убеждениях: между ними происходили активные споры, особенно в журнале «Современная архитектура» (главным редактором был архитектор Моисей Яковлевич Гинзбурга). Издание стало настоящей площадкой для обмена мнениями между советскими и зарубежными архитекторами, включая великую немецкую школу «Баухаус», советским аналогом которой была экспериментальная московская школа ВХУТЕМАС. К слову, многие будущие конструктивисты в молодости обучались в европейских университетах и привезли на родину ценные знания, а швейцарец Ле Корбюзье, один из основоположников современной архитектуры, черпал опыт у советских коллег и активно строил в Москве.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x417;&#x434;&#x430;&#x43d;&#x438;&#x435; &#x426;&#x435;&#x43d;&#x442;&#x440;&#x441;&#x43e;&#x44e;&#x437;&#x430;, 1928 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x41b;&#x435; &#x41a;&#x43e;&#x440;&#x431;&#x44e;&#x437;&#x44c;&#x435;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#x418;&#x43b;&#x44e;&#x445;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x41d;&#x430;&#x442;&#x430;&#x43b;&#x44c;&#x44f; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Здание Центрсоюза, 1928 год, архитектор Ле Корбюзье. Фото: Илюхина Наталья / Фотобанк Лори

Люди будущего и социальное жилье
Большевики стремились создать совершенно нового человека, избавленного от традиционных предрассудков и поглощенного коллективной жизнью, что находило поддержку среди конструктивистов. Ярким примером симбиоза архитекторов-радикалов и фанатичных политиков-коммунистов стали дома-коммуны, такие как дом Наркомфин, сочетавшие утопические идеи с тоталитарным мышлением.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x43c;-&#x43a;&#x43e;&#x43c;&#x43c;&#x443;&#x43d;&#x430; &#x43d;&#x430; &#x443;&#x43b;. &#x41e;&#x440;&#x434;&#x436;&#x43e;&#x43d;&#x438;&#x43a;&#x438;&#x434;&#x437;&#x435;, 1930 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x418;. &#x421;. &#x41d;&#x438;&#x43a;&#x43e;&#x43b;&#x430;&#x435;&#x432;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#xa9; &#x410;&#x43b;&#x451;&#x448;&#x438;&#x43d;&#x430; &#x41e;&#x43a;&#x441;&#x430;&#x43d;&#x430; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Дом-коммуна на ул. Орджоникидзе, 1930 год, архитектор И. С. Николаев. Фото: © Алёшина Оксана / Фотобанк Лори

Проект дома Наркомфина с двухуровневыми квартирами был революционным и нацеленным на ликвидацию семьи как института. Постройка известна тем, что существенно повлияла на взгляды самого Ле Корбюзье, а через него – на всю архитектуру современной Европы. А строительство дома-коммуны на ул. Орджоникидзе в Москве имело целью создать «дом — машину для жилья». В здании почти не оставалось места для частного пространства: комнаты были крошечными, а большую часть площади занимали общественные зоны. Планировка дома была рассчитана на жесткий распорядок дня, заставляющий жильцов следовать установленному расписанию и посвящать себя коллективу.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x43c; &#x43e;&#x431;&#x449;&#x435;&#x441;&#x442;&#x432;&#x430; &#x201c;&#x414;&#x438;&#x43d;&#x430;&#x43c;&#x43e;&#x201d;, 1930 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440;&#x44b; &#x418;. &#x410;. &#x424;&#x43e;&#x43c;&#x438;&#x43d;, &#x410;. &#x42f;. &#x41b;&#x430;&#x43d;&#x433;&#x43c;&#x430;&#x43d;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">&#xa9; &#x41a;&#x43e;&#x43d;&#x441;&#x442;&#x430;&#x43d;&#x442;&#x438;&#x43d; &#x413;&#x440;&#x438;&#x433;&#x43e;&#x440;&#x44c;&#x435;&#x432; / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Дом общества “Динамо”, 1930 год, архитекторы И. А. Фомин, А. Я. Лангман. Фото: © Константин Григорьев / Фотобанк Лори

Дома-коммуны оставались скорее радикальным исключением, в то время как большинство конструктивистских зданий проектировалось как удобное и прагматичное жилье для партийной элиты и рабочего класса. До начала XX века потребности обычного человека в жилье практически игнорировались.  Условия жизни большинства горожан были ужасными.
Но колоссальная миграция из сел в города заставила руководство СССР задуматься о создании дешевого и комфортного жилья для сотен тысяч новых горожан. Эта задача полностью соответствовала принципам конструктивистов и легла в основу современного социального жилья.
Временное поражение
В своих статьях и манифестах конструктивисты активно критиковали «буржуазных» архитекторов-консерваторов с их любовью к классике. В горячей полемике оппоненты объявлялись «не соответствующими прогрессивному советскому строю», а это было нешуточное обвинение в то время. Но к середине 1930-х годов соотношение сил между конструктивистами и их противниками-«классиками» изменилось в пользу вторых. Сталинская реставрация Российской империи де-факто требовала перехода к монументальному стилю, в результате чего неоклассика восторжествовала на ближайшие 25 лет, а конструктивизм оказался под идеологическим запретом. Бывшие гонители теперь сами оказались гонимыми своими оппонентами.
<span style="background-color:transparent;color:#000000;font-family:Arial,sans-serif;">&#x414;&#x43e;&#x43c; &#x43d;&#x430; &#x43d;&#x430;&#x431;&#x435;&#x440;&#x435;&#x436;&#x43d;&#x43e;&#x439;, 1931 &#x433;&#x43e;&#x434;, &#x430;&#x440;&#x445;&#x438;&#x442;&#x435;&#x43a;&#x442;&#x43e;&#x440; &#x411;. &#x41c;. &#x418;&#x43e;&#x444;&#x430;&#x43d;. &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;: </span><span style="background-color:rgb(255,255,255);color:rgb(102,102,102);font-family:arial, helvetica, clean, sans-serif;font-size:13px;">stargal / &#x424;&#x43e;&#x442;&#x43e;&#x431;&#x430;&#x43d;&#x43a; &#x41b;&#x43e;&#x440;&#x438;</span>

Дом на набережной, 1931 год, архитектор Б. М. Иофан. Фото: stargal / Фотобанк Лори

Гегемония авангарда завершилась поражением, и недавние новаторы были вынуждены адаптироваться или исчезнуть. Некоторые, такие как братья Веснины и Моисей Яковлевич Гинзбург, пошли на компромисс и сохранили профессиональное признание. Другие выдающиеся мастера, такие как Константин Степанович Мельников и Иван Ильич Леонидов, временно канули в безвестность, им было крайне сложно найти заказы.
И все-таки в более широком, историческом смысле конструктивисты вышли безусловными победителями. С хрущевской оттепелью их идеалы возродились в форме советского модернизма. Идеи авангардистов продолжают формировать архитектурный ландшафт XXI века, оставляя неизгладимый след в жизни будущих поколений.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.