Москва архитектурная: классицизм

  • Места

  • 10.2.2025 в 17:51
  • Павел Зельдович

Продолжаем цикл статей, посвященных главным архитектурным стилям России. И сегодня речь пойдет о классицизме. Этот основанный на традициях античности и эпохи Возрождения стиль развивался в XVIII–XIX веках. Сформировавшийся под влиянием европейских идей Просвещения, он отражал могущество империи и царской власти в России. Строгие церкви, усадьбы, больницы и административные здания этого времени образуют исторические центры большинства дореволюционных городов страны. Характерная симметрия зданий, величественные белые колонны и лепнина стали символами старой Москвы.

Loading...
Больничный храм Благоверного Царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице. Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Подражая римлянам
Основы этого ставшего международным стиля заложил итальянский архитектор Андреа Палладио, предпочитавший упрощенные детали античных построек, уже лишенные богатого декора эпохи Ренессанса и художественного изобилия барокко. Влияние на развитие классицизма оказали и другие мастера: зарисовки Пиранези разожгли интерес публики к древнеримским руинам, а Иоганн Иоахим Винкельман сформулировал принцип подражания великим произведениям как путь к совершенству в искусстве.
Loading...
Вилла Ротонда, Италия, 1605. Арх. А. Палладио. Фото: Николай Алмаев / Фотобанк Лори
«Просвещенная императрица» Екатерина II уделяла большое внимание строительству. Первоначально она ориентировалась на французский стиль, что проявилось в облике Пашкова дома по проекту (вероятно) Василия Баженова, а затем увлеклась итальянской архитектурой. С ее любовью к европейской архитектуре связано приглашение архитекторов-иностранцев, например Джакомо Кваренги. Правительница собирала гравюры Палладио и Пиранези, украшавшие ее кабинет в Царском Селе.
Связи с Европой и активный импорт архитектурных книг в конце XVIII – начале XIX века способствовали быстрому распространению новых идей. Эпоха классицизма длилась около 60 лет и условно делилась на три этапа: ранний (1770–1780-е), строгий (1790–1810-е) и поздний (1814-й–1840-е). На примере Москвы рассказываем о каждом из них.
Ранний московский классицизм
Москва исторически разрасталась спонтанно и неравномерно. Если Петербург представлял собой тщательно продуманное целое, то в Москве кварталы и улицы возникали словно сами собой — из расположившихся то тут, то там домов, двориков и усадеб. Москву исторически окружали кольца валов и крепостных стен, впоследствии разобранных. На эти кольца исторически наслаивалась система радиальных улиц, идущих от Кремля. Даже сегодня схема столичного метро отражает такое устройство Москвы.
Loading...
Петровский путевой дворец, Москва, 1776. Арх. М. Казаков. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
В эпоху Романовых Москва была менее значима, чем Петербург, и это дало ей свободу, которая привела к большему многообразию застройки. Каждая эпоха оставила в городе уникальные следы.
Особенно заметно на облик Москвы повлиял указ Петра III «О вольности дворянства». Благодаря этому решению, освобождавшему аристократов от обязательной государственной службы в мирное время, в Москве и окрестностях стало больше дворянских усадеб, обогативших ее облик.
Loading...
Центральный дворец усадьбы Шереметева в Кускове, Москва, 1775 год. Фото: KOSIM / Фотобанк Лори
Строгий период
В конце екатерининского периода классицизм в России достиг зрелости, освободился от барочных влияний и приобрел внушительный масштаб. Эпоха крупных преобразований, развития торговли и промышленности способствовала тому, что именно классицизм с его строгими формами стал главным архитектурным стилем Российской империи.
Loading...
Пашков дом, Москва,1784. Арх., предположительно, В. Баженов. Фото: Baturina Yuliya / Фотобанк Лори
После второго раздела Польши в 1793 году к России присоединились новые территории и потребовались дополнительные административные центры и общественные здания. Строительство велось по строгим генеральным планам, как в Петербурге, с акцентом на симметрии и монументальности.
До войны 1812 года московская архитектура отличалась простотой линий и строгим соблюдением античных традиций. Ампир (разновидность классицизма) возник в России в конце XVIII столетия. Барочный чрезмерный декор исчез, здания стали сдержанными, прямоугольными и симметричными, часто с колоннадами, портиками и фронтонами, украшенными копиями античных скульптур. Сдержанный строгий классицизм, основанный на трудах Витрувия и Палладио, воплощал гармонию и порядок, символизируя мощь и просвещенный дух государства.
Loading...
Сенатский дворец в Кремле, Москва. Арх. М. Казаков. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
После Наполеона
Поздний классицизм стал символом победы над Наполеоном. В этот период страна закрепляла статус триумфатора и восстанавливалась после разрушений. Пожар 1812 года уничтожил три четверти центра Москвы, и работы по реконструкции заняли более 20 лет. 
Loading...
Большой театр, Москва, 1825–1856. Арх. О. Бове. Фото: Геннадий Соловьев / Фотобанк Лори
В 1813 году Александр I учредил чертежную комиссию под руководством архитектора Осипа Бове. Комиссия, обладавшая колоссальными ресурсами казны и трех кирпичных заводов, начала масштабное переустройство Москвы. Под руководством Бове реку Неглинную заключили в кирпичный свод, были созданы Театральная площадь, Александровский сад, Бульварное и Садовое кольца.
Loading...
Особняк на Пречистенке, Москва, предположительно, 1830-е. Фото: Елена Коромыслова / Фотобанк Лори
Чтобы обезопасить Москву от пожаров, в пределах Садового кольца было запрещено деревянное строительство. Восстановительные работы также привели к массовому появлению относительно нового для России типа домов — классических московских особняков с мезонином, которые стали своего рода малобюджетной альтернативой пышным дворянским усадьбам. Особняки, часто строившиеся по стандартным проектам, сегодня формируют наше представление о прекрасной и романтичной старой Москве, хотя в действительности были скорее малобюджетной версией былой усадебной роскоши.
Loading...
Храм Вознесения Господня у Никитских ворот, Москва, 1848. Фото: E. O. / Фотобанк Лори
Верный античным традициям, классицизм отражал не только эстетические идеалы, но и социальные и политические амбиции государства. Он стал символом имперской мощи, культурных устремлений и исторических изменений, происходивших в стране. 

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.