Танец молодых: интервью с мэтрами Большого театра

  • Люди

  • 18.6.2025 в 13:15

«Москвичка» поговорила с мэтрами сцены Большого театра о новых юных дарованиях. За будущее оперы и балета беспокоиться не стоит — благодаря Молодежным программам, которые поддерживает компания «Ингосстрах». На наши вопросы ответили народный артист России, художественный руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Вдовин и народная артистка России, прима-балерина Большого театра, ректор МГАХ Светлана Захарова.

Loading...
Махар Вазиев. Источник: личный архив
Почти пять лет прошло с момента создания Молодежной балетной программы. Получилось реализовать задуманное?
Махар Вазиев: Это была потрясающая идея. Принадлежит она мне и Олегу Владимировичу Дерипаске. За пять лет через эту программу прошли многие артисты, которые в итоге уже работают в штате Большого театра. Главная затея заключалась в том, чтобы дать больше возможностей не только столичным, но и региональным артистам. Поначалу ходили слухи, что в программу невозможно попасть. Слишком весомый авторитет имеет Большой театр. И заслуженно, безусловно. Артистам из регионов сложно было поверить, что можно прислать видео со своими танцами и впоследствии оказаться в Большом, но это чистая правда. Я могу только выразить благодарность «Ингосстраху» и лично Олегу Владимировичу, поскольку этот проект дал нам возможность дополнительно найти новые кадры, которые сегодня успешно работают в коллективе.
 
Вы в том числе делаете программу для хореографов. Это особенная спе­цифика?
М. В.: Этот проект также рождался в содружестве с «Ингосстрахом». Воспитать хореографа очень сложно. Потому что это Божий дар. Это призвание. Не думаю, что можно воспитать поэта, или писателя, или композитора. Можно его на­учить. Однако это все же некое природное дарование, другая система мышления. В нашем случае мы должны понимать — если не давать возможность хореографам ставить, то не стоит рассчитывать на то, что вдруг что-то с небес спустится, а мы все ахнем.
Хореограф — очень зависимая профессия. Это исходит из самой спе­цифики нашей деятельности. Например, художник или композитор в процессе создания существует сам по себе. Мы же абсолютно зависимы во всем. Вот идет репетиция. Нужен огромный зал. Нужен концертмейстер. Нужен педагог. Далее, декорации, костюмы. И, в заключение, дирижер. Если одна из перечисленных частей вдруг не совсем точно выполняет свою задачу, результат будет не тем, что мы ожидали. Поэтому это очень кропотливая работа.
Loading...
Выпускник Молодежной балетной программы Большого театра Акиб Анвар в партии испанских кукол в балете «Щелкунчик» Юрия Григоровича. Источник: Дамир Юсупов
Что самое главное в роли художественного руководителя?
М. В.: Я руководил Мариинским балетом тринадцать лет. Потом семь лет балетом Ла Скала в Милане. И вот уже десятый год работаю в Большом театре. Уж поверьте, в моей практике было много потрясающих открытий, когда в новой работе артист так себя проявлял, что никто и поверить-то не мог. Самое главное — дать возможность талантливым людям реализоваться. Но балет предполагает колоссальную конкуренцию. Артисты крайне ранимые люди, которые живут в другом измерении. Нужно уметь признавать силу тщеславия. Оно многим испортило жизнь и по-­прежнему портит. Но это неизбежность в искусстве. Большой театр должен всегда иметь яркие актерские дарования. Я не большой любитель слова «звезда», но посмотрите, например, на Лизу Кокореву. Сегодня она стала одной из лучших балерин мира. Абсолютно.
 
Каким будет балет будущего? 
М. В.: Пятьдесят лет назад и сто лет назад люди задавали этот вопрос. Возьму на себя смелость сказать: классика никуда не денется. Она вне времени. Она отражает взгляды всех поколений. И запас прочности у нее неиссякаемый... Интересен сегодня Шекспир? Интересен. Пушкин, Толстой. Верди, Моцарт, Чайковский. Я с трудом представляю, что настанут времена, когда под Новый год люди не будут нуждаться в «Щелкунчике» Чайковского. Не верю.
Loading...
Дмитрий Вдовин. Источник: пресс-служба Большого театра
Более пятнадцати лет вы являетесь руководителем Молодежной оперной программы. Чем особенно гордитесь?
Дмитрий Вдовин: Мы живем в новую эпоху Большого театра. Я бы назвал ее эпохой Гергиева. И для молодых артистов театра это огромная привилегия. В 2023 году «Ингосстрах» стал спонсором Молодежной оперной программы, и с тех пор компания оказывает нам существенную помощь. Мы можем предоставлять стипендии участникам, привлекать к обу­чению еще больше одаренных ребят, в том числе из регионов. Первые годы программы прошли в очень благоприятных для нас обстоятельствах: мы имели возможность участвовать в спектаклях Большого театра и едва ли не каждую премьеру петь не только небольшие, но и главные партии. В тот момент появились замечательные певцы, ставшие открытием для публики. Сегодня они составляют славу отечественной вокальной школы и поют в крупнейших театрах России и мира. Однако жизнь не бывает однотонной, она всегда полосата. При следующей администрации мы были практически отлучены от большой сцены почти на восемь лет, что понять было нельзя. К счастью, с приходом Валерия Абисаловича Гергиева все переменилось удивительным образом. Те люди, которые годами не допускали нас на сцену, вдруг резко поменяли свою позицию, зная, как внимательно он относится к молодежи, как он ее ценит и растит. Впрочем, этих людей уже нет в театре. Из последнего мы нашими силами исполнили оперу Прокофьева «Обручение в монастыре» — это постановка Мариинского театра, которую привезли в Большой. Артисты Программы исполнили главные партии в опере Моцарта «Так поступают все женщины», а это труднейшее, большое и виртуозное  произведение. Мы подготовили два состава и выступили в опере Чайковского «Иоланта».
 
Вы высоко оцениваете оперные перспективы в нашей стране?
Д. В.: Чтобы сосчитать количество оперных стран, создавших основу классического оперного репертуара, достаточно будет пальцев одной руки. Это потрясающая миссия, дарованная немногим нациям. И Россия — среди этих четырех-пяти стран. 
Loading...
Артисты  Молодежной оперной программы Рамиля Баймухаметова и Игоря Онищенко в сцене из оперы «Иоланта», постановка Сергея Женовача. Источник: Регина Лукашенко
Международная обстановка так или иначе повлияла на вашу работу?
Д. В.: Искусство должно существовать вне зависимости от международных конфликтов. Его задача — смягчать сердца, а не ожесточать их. Вы знаете, какое количество русских опер ставится на Западе? Какое количество русских артистов поют несмотря ни на что? Несмотря на предвзятость некоторых директоров театров, трудности с визами, на провокации и протесты. Мы все это не раз уже проходили в нашей истории. Но мир никогда не мог существовать  без русской культуры, без русского искусства и без русской  оперы в частности. 
 
Почему молодые таланты хотят учиться именно у вас?
Д. В.: Все артисты прагматичны. Всем хочется научиться тому, что им не могут дать в полной мере в учебных заведениях. Это нормально. В этом и есть смысл молодежных программ. Где-то недодают, а здесь мы имеем возможность концент­рировать лучшие силы страны и самых опытных педагогов.
 
Вы — один из лучших вокальных педагогов страны и мира. Как поддерживаете гармонию в коллективе?
Д. В.: Как только замечаю какие-то личные конфликты в Программе, я стараюсь пресечь это на корню и говорю артистам: когда вы будете работать в театрах, ваше своего рода братство будет помогать вам преодолеть трудности конкурентной атмосферы, которой в артистической среде не избежать. Мы учим сотрудничать, сосуществовать в искусстве, а не толкаться локтями. 
 
Современной опере нужно обнов­ление?
Д. В.: Я все время жду, что кто-то напишет что-то не просто значительное, а я бы сказал народное, на века. Я внимательно слежу за новыми сочинениями в нашем жанре. И здесь, и за рубежом. Увы, в подавляющем большинстве своем это мертворожденные опусы. Как будто авторы стесняются быть доступными для широкой публики. Но я абсолютно уверен, что наконец появятся те, кто откроет новую страницу в оперной истории. Жизнь волнообразна. И опера жива, она заразительна, и ее ждут новые исторические пики.
Loading...
Светлана Захарова. Источник: Ольга Тупоногова-Волкова
Замечаете ли вы среди молодых талантов «золушек» — ребят из глубинки, добравшихся до сцены?
Светлана Захарова: Это тема, которая мне особенно близка. Я сама прошла непростой путь — из Луцка в Киев, а затем в Санкт-­Петербург и Москву. Знаю, что за каждым успехом стоят труд, терпение и преодоление. Сегодня благодаря стипендиям, поддержке благотворительных фондов, фестивалям и конкурсам дети из самых разных уголков страны получают возможность заявить о себе, обучаться в ведущих балетных школах. Важно найти их, дать им шанс раскрыть свой потенциал. Сегодня на сцену выходит новое поколение артистов балета — ярких и целе­устремленных. 
 
Какую роль играет Московская государственная академия хореографии в этом процессе?
С. З.: Академия — это очень важная часть системы балетного образования в России, мы стремимся сочетать традиции и современные подходы. Для меня, как для ректора этого старейшего заведения страны, крайне важно не только обеспечивать высокий уровень технической подготовки, но и формировать в ребенке личность, будущего артиста с пониманием сцены и самого себя. Балет стал более открытым, появилось больше экспериментальных постановок, новые формы выражения. Но в основе все равно остается главное — труд, дисциплина и любовь к искусству. Мы работаем с детьми, которые приходят учиться в Академию в очень юном возрасте, приезжают из других городов и даже государств, учатся вдали от родного дома. Они сталкиваются с адаптацией, стрессами, непростой дисциплиной и большими физическими нагрузками. Именно поэтому мы уделяем большое внимание поддержке, созданию теплой и заботливой атмосферы, вниманию к их эмоциональному состоянию. Сего­дня это не менее важно, чем ежедневные занятия и экзерсисы у станка.
Loading...
Светлана Захарова и Артемий Беляков в дуэте из балета «Караваджо» на музыку Бруно Моретти, хореография Мауро Бигонцетти. Источник: Дамир Юсупов
Какую роль играют партнеры и меценаты в этом процессе?
С. З.: Они выполняют важную и нужную роль. Без поддержки извне многие инициативы было бы трудно реализовать. Например, поддержка МГАХ «Ингосстрахом» помогает нам модернизировать инфраструктуру, улучшать бытовые условия. Показать качественные спектакли, используя новейшие технологии. Такая поддержка — это вклад не только в сегодняшнее обучение, но и в сохранение многовековой традиции русского балета, его международное признание.
Молодежная балетная программа в Большом театре стала важным этапом становления артистов балета?
С. З.: Безусловно. Это уникальный проект, который многие годы реализуется при поддержке компании «Ингосстрах», позволяющий молодым артистам плавно перейти от учебы к настоящей сценической практике. Здесь они продолжают работать с ведущими педагогами, пробуют себя в сложных партиях, впитывают атмосферу театра. Важно, что программа помогает адаптироваться, не ломая, а раскрывая личность.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.