Елена Николаева из тех актрис, кто не боится меняться. Совсем скоро на экраны выйдет еще несколько проектов с ее участием: например, в захватывающей истории под рабочим названием «Обнальщик» у Елены роль матери, а в сказке «Руслан и Людмила» актриса впервые сыграла ведьму. Мы поговорили с Еленой о съемках в Териберке и на Дальнем Востоке, танцах как терапии и о том, почему сейчас ей особенно хочется доброты — в кино и в жизни.
Вы сыграли главную женскую роль в нашумевшем сериале «Лихие», и сейчас зрители следят за развитием этой истории. Расскажите, пожалуйста, подробнее о «Лихие. Глава вторая».
Мы снимали оба сезона сразу, и какие-то детали съемок сейчас непросто восстановить в памяти. Но этот проект очень важен для меня. Я всегда мечтала поработать с Юрой Быковым, и мне наконец-то это удалось. У меня были замечательные партнеры, и вообще вся команда была прекрасная. Кажется, «Лихие. Глава вторая» идет с успехом. По крайней мере, отзывы я получаю замечательные, чему очень рада.
Как изменилась ваша героиня, какой она предстала перед зрителем во «Второй главе»?
В начале истории моя героиня Лена Лиховцева проявила слабость: она не смогла отстоять своего ребенка, отпустила его. Затем она находит силы взять ситуацию в свои руки, становится деловой женщиной и, казалось бы, контролирует свою судьбу. Но что-то ломается в ней, и все заканчивается печально.
Скоро на экраны выйдут новые проекты с вашим участием: «Буровая», «Обнальщик», «Джайв». Какие из них для вас особенные?
Каждый проект для меня особенный. Сейчас я очень жду сериал «Буровая», который снял Андрей Прошкин. В скором времени он выйдет на Okko. Мы работали над «Буровой» год назад. Снимали в Мурманске, в Териберке. Проект оказался сверхсложным и в актерском смысле, и в плане производства. Все-таки это север, там по-настоящему суровые условия: мы мерзли, было очень холодно.
О чем этот проект и какая у вас роль?
Это история о матери, которая едет искать своего сына на буровую вышку на далекий север. Я играю эту мать. У меня замечательные партнеры: Саша Яценко, Игорь Хрипунов, Евгений Харитонов, мой «сын» Макар Хлебников, Глеб Пускепалис, Кирилл Пирогов, Дмитрий Поднозов — великолепный актерский состав.
Несмотря на сложные природные условия, я вспоминаю с удовольствием эти съемки. В таком проекте я еще не играла. Эта работа очень важна для меня и, думаю, для всей нашей команды. Я не видела итоговый результат — только на озвучке. Я очень жду «Буровую» еще и потому, что этот проект создавался по большой любви.
А что за проект «Обнальщик»? Это фильм или сериал?
Это сериал из восьми эпизодов, которые выйдут на платформе Wink.
По сюжету семья уезжает из Москвы на Дальний Восток. Муж, глава семьи, обманывает жену, говоря, что все у них хорошо и они просто проведут там лето, отдохнут. А в результате оказывается, что он втянут в какую-то жуткую махинацию, у него огромные долги и вся семья в опасности. История разворачивается так, что отец втягивает в свои дела и сына, перспективного программиста, который разработал приложение для продажи криптовалюты. Они вместе начинают «чудить», а мать об этом в известность не ставят.
Вы играете мать? Кто она, ваша героиня?
Да, я играю снова мать. Моя героиня — домоседка. У нее все было замечательно, она жила для себя, бросила работу, училась на психолога. И потом, когда поняла, что никто на нее внимания не обращает, решила пойти работать по профессии. Ей кажется, что она все контролирует, но на самом деле это совсем не так: она просто идет, сама не знает куда, и просто наступает на такое, что ай-ай-ай, ой-ой-ой.
По поводу этой роли в одном телеграм-канале написали, что, мол, Елена Николаева опять играет мать, опять история про отца и сына, все это уже было. И я подумала: окей, но я же в том возрасте, когда пришло время играть матерей, спасибо, что не бабушку. (Смеется.) Мамы — они ведь тоже все разные. И мужья, и сыновья могут быть очень разные. История у нас здесь совсем другая. Я сначала спросила себя: «Ой, зачем же я взяла такую роль?», но потом сказала себе: «Так, Лен, стоп! Это абсолютно другая героиня».
Чем вам запомнились съемки «Обнальщика»?
Мы снимали на Дальнем Востоке: во Владивостоке, Находке. Природа там невероятная! До сих пор вспоминаю, как стояла на берегу и смотрела на этот бескрайний океан, Японское море, горы — и не могла отвести глаз. Настолько красиво, что дух захватывает. И одновременно грустно, что у нас такие места не всегда оборудованы для туризма, ведь это же настоящая жемчужина. Природа, энергетика — все чистое, сильное, живое. Меня не покидали мысли: «Как же так? Зачем же мы едем куда-то отдыхать, когда у нас в России такие красоты». Эти места остались у меня в сердце.
Расскажите про работу на проекте «Джайв».
Это проект режиссера Данила Чащина, с которым мы давно работаем вместе. Я занята у него в двух спектаклях Театра наций: «Живой Т.» и «Последнее лето». Буквально на днях я как раз отыграла спектакль с Вениамином Смеховым. Данил — «мой» режиссер, мы отлично понимаем друг друга.
На съемках «Джайва» у меня была только одна небольшая печаль: я же танцующая актриса, а танцев нет. Я сказала об этом Дане. И в итоге он добавил сцену, которой изначально не было в сценарии: мы с партнером Святославом Рогожаном станцевали румбу. Было всего одно занятие с тренером, но в кадре получилось прекрасно. И я снова поняла, как сильно люблю танцы. Они для меня и вдохновение, и способ проживать эмоции телом. Как говорил мой любимый мастер Олег Львович Кудряшов, «Лена, перестань танцевать — пусти музыку в себя». Это действительно помогает и телу, и душе. Вообще, нужно много двигаться, сбрасывать кортизол, который постоянно у нас накапливается. Кому-то помогает бег, а мне — танцы.
У вас разноплановые роли. Что для вас главное при выборе, на какие критерии вы опираетесь?
Сейчас, к счастью, — стучу по деревянному подоконнику! — у меня есть возможность выбирать из большого числа предложений и, если я понимаю, что образ похож на то, что уже было, отказываюсь. Для меня важно не повторяться. И пока мне везет, очень рада!
Есть ли роль мечты, о которой вы пока только думаете?
Хочу историческое кино. Не знаю, какой век — XVIII, XIX, но очень хочется костюмов, атмосферы, эпохи.
А еще соскучилась по добрым историям, смеху, любви. Хочу сыграть комедию! Что-то легкое, с иронией, где можно просто радоваться жизни. Хочется доброты, любви, тепла.
Для вас как для актрисы или для зрителей?
И для себя, и для зрителей. Сейчас, мне кажется, нам всем очень не хватает позитива.
Еще вы недавно снялись в фильме «Руслан и Людмила» в роли злой волшебницы Наины. Тоже что-то новое для вас?
Да! Это была еще одна моя мечта — сыграть ведьму или злую волшебницу. И вот наконец сбылось! Фильм выйдет в прокат в 2026 году, и я уверена, он будет по-настоящему сказочным. Прекрасная команда, чудесный партнер Евгений Стычкин в роли Черномора, невероятный режиссер Егор Чичканов. Он заряжал всех своим светом — приходишь на площадку, а он сияет. Сразу хочется творить!
Очень важно, кто стоит у руля. От режиссера зависит очень многое, в том числе атмосфера на площадке. Я не представляю, сколько сил нужно, чтобы быть режиссером! Сумасшедшая профессия!
Какая из ваших работ для вас особенная?
«Актрисы». Эта роль для меня особенная во всем. После нее будто открылась новая дверь. Федор Сергеевич Бондарчук почувствовал меня очень точно, и я ему благодарна за эту возможность. Сценарий был написан блестяще, роль — подарок для актера. Там можно было показать весь диапазон, все, что у тебя внутри. После этой работы я почувствовала себя по-другому — увереннее, свободнее. Когда тебя поддерживают коллеги, это придает сил. Порой актерам нужно, чтобы подвернулся случай раскрыть себя.
Вы много работаете и в театре, и в кино. Где чувствуете себя комфортнее?
Я не могу сравнивать театр и кино. Это как правая и левая руки — невозможно выбрать одну, я не могу и без кино, и без театра. У меня был большой перерыв, театральный сезон открылся только в конце сентября, и я понимаю, что очень соскучилась по сцене, этой энергии, зрителям.
Я по этому поводу написала в своем телеграм-канале, что насколько бы плохо ни было, сцена действительно лечит. Бывают ситуации, когда у тебя нет сил, настроения, могут быть какие-то проблемы, плохое самочувствие, температура, еще что-то… Но ты выходишь на сцену и действительно подпитываешься какой-то необъяснимой энергией.
Сколько работ у вас сейчас в театре?
Мне сейчас театра не хватает: если раньше у меня было восемь-девять спектаклей, то сейчас репертуар меняется. Из двух спектаклей я вывелась, потому что физически не успевала играть. На данный момент у меня пока три спектакля: «Сказки Пушкина», «Живой Т.» и «Последнее лето». И я понимаю, что очень хочу начать что-то репетировать, хочу быть в этом процессе. Посылаю запрос в космос: хочу театр. Но и кино, конечно, тоже!
Не знаю, успеваю ли. Лето прошло без выходных, но это было прекрасно. Да, конечно, я устала, но это такая хорошая усталость. Сейчас поедем отдыхать с детьми, и это будет уже полноценный отпуск.