Третий год подряд в столице вручается национальная премия «Лучший промышленный дизайн России». В этом году в конкурсе участвует порядка пятисот проектов. Церемония награждения пройдет в Москве 17 октября. Промышленные дизайнеры — о своих творениях, с которыми жизнь в Москве становится не только удобнее, но и эстетичнее.
Александр Воронин
Технический директор компании — разработчика и производителя серийных коллаборативных роботов «РобоПро»
В московском метро, на станциях «Курская» и «Нижегородская», можно увидеть роботов-бариста. Это полностью автоматизированный комплекс для приготовления кофейных напитков. Они подходят под строгие требования подземки, а по уровню приготовления кофе на голову выше вендинговых автоматов: зерновой кофе мелется в момент заказа, сохраняя максимальный аромат, и смешивается с натуральным молоком (никаких порошков!). Наш инженерный проект успешно вышел из-под крыла и стал самостоятельным: работает автономно, выдает до 300 чашек в сутки.Любые сбои система фиксирует автоматически: часть узлов отключается, меню корректируется, при серьезных ошибках машина шлет нам сигнал. Ингредиенты загружаем по ночам. Это очень чистоплотный робот: каждый день он промывается, хранит молоко только в одноразовых емкостях. Оцениваем мы его, как любого сотрудника общепита, по критериям «выручка», «стабильность работы», «отсутствие негативных отзывов». И теперь думаем, как расширить его возможности: добавить новые напитки, разные виды молока, чай, а также автоматическую выдачу сахара и крышек.
Алексей Шаршаков
Шеф-дизайнер центра промышленного дизайна «Лаб 20/50»
Промышленный дизайн везде разный: автомобиль, безусловно, сложнее, но иногда отдельный предмет, например ручка или наушники, требует больше метафоричности. Последние шесть лет я работаю с железнодорожной техникой. Один из наших знаковых проектов — поезд метро «Москва». Это не революция, а эволюционное развитие, аккуратный шаг вперед. Когда мы делали дизайн «Москвы-2024», двери, окна, вентиляция должны были остаться на тех же местах. Но мы постарались вдохнуть в интерьер новую жизнь: добавили панели под дерево и тканевые на вид, но износостойкие материалы для сидений. Пространство стало уютнее. Разместить зарядки USB прямо в поручнях — решение технологически сложное, но удобное и для стоящих, и для сидящих пассажиров. А еще дизайнер должен учитывать удобство маломобильных людей — это не опция, а обязательное требование. В итоге получилось новое лицо московского метро — поезд, который будет актуален долгое время. Но считаю, что в нашей работе не стоит гнаться за трендами, гораздо полезнее видеть перспективу. Где учат промышленному дизайну? В моем родном Политехе, а еще в Строгановке, Школе дизайна ВШЭ, МИСиСе, Британке, МИИТе, в Бауманке. В Петербурге — в Академии Штиглица.
Главными качествами дизайнера в будущем останутся интеллект, насмотренность и чувство прекрасного. Машина не сможет выбрать, что хорошо, что плохо, — это задача для человека.
Алексей Котов
Директор по продажам компании — разработчика и производителя медицинского оборудования «Нобилис»
Наш комплекс TouchMed — технологичный медицинский терминал, который за пару минут проведет осмотр и отправит результаты врачу, — появился в ответ на запрос о предрейсовых и предсменных осмотрах в удаленных уголках России. Клиентам был нужен эргономичный мобильный комплекс. А для конечных пользователей важны были дружелюбный интерфейс, звуковые и видеоподсказки, онлайн-связь с медицинскими сотрудниками. Но мы пошли дальше и сейчас искусственный интеллект, встроенный в наш комплекс, обеспечивает идентификацию личности и обработку результатов, а также помогает врачу принимать решение о допуске к работе. Перспективы этого направления связаны с умными технологиями, которые будут все активнее применяться в диагностике и онлайн-консультациях, расширяя доступность медицины, реже будет нужно очное присутствие врачей. Все подобные комплексы развиваются с учетом медицинских стандартов и нормативов охраны труда. Система собирает данные, делает диагностику доступной, при этом она понятна и удобна в эксплуатации. И конечно, дизайн играет важную роль — современный и аккуратный внешний вид медицинского оборудования вызывает доверие и ощущение безопасности.
Дизайн играет важную роль в восприятии медицинского оборудования. Современный и аккуратный внешний вид приборов вызывает доверие и у пациентов, и у врачей.
Агнесса Осипова
Генеральный директор Московской фабрики мороженого «БРПИ»
Проект упаковки мороженого Natacha был ориентирован на то, чтобы представить бренд как часть городской культуры. Мы учитывали, что мороженое покупают спонтанно — на ходу, во время прогулок или по дороге домой. Поэтому ключевым решением стало использование штучной порционной упаковки и привычных для российских потребителей форматов — эскимо и вафельные стаканчики.Визуальная айдентика Natacha строится на сочетании классики и эмоциональной близости. Мы выбрали стиль с элементами ретро, которые ассоциируются с мороженым «как в детстве». Пастельная цветовая палитра дарит ощущение легкости, а изображение девочки усиливает атмосферу уюта, семейного тепла и доверия.Функциональная сторона упаковки важна не меньше. Мы используем полипропиленовую пленку с фольгированной внутренней стороной, которая сохраняет физические и вкусовые свойства продукта, соответствует санитарным требованиям и подлежит переработке. Это позволяет объединить эстетику, безопасность и экологичность, достичь баланса между эмоциональной выразительностью и минимализмом.
Мы привлекаем внимание к нашему мороженому не за счет визуального шума, а благодаря ассоциациям, которые вызывает упаковка.
Фото: Настя Градских. Сет-дизайн: Татьяна Чумичева
Макияж: Инна Новоженина. Ассистент фотографа: Никита Романов. Ассистент сет-дизайнера: Дарья Иванова